Селихова Ф.М. учитель начальных классов МБОУ НОШ№ 95
«Особенности организации контроля и оценки
по математике» (слайд№1)
Текущийконтрольуспеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года, в 1-х–4-х классах на основе тематического принципа повсем предметам учебного плана и предусматривает оценивание уровней достиженияметапредметных и предметных результатов освоения основной образовательнойпрограммы начального общего образования МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска».
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так ив устной форме. Письменные работы для текущего контролярекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельнойработы или математического диктанта. Например, самостоятельная работапо проверке вычислительных навыков во 2 классе (слайд №2),илиарифметический диктант во 2 классе (слайд №3).
Письменныеработы могут состоять из однотипных или разнотипных заданий. Такая работаназывается — комбинированная контрольная работа. Например,комбинированная контрольная работа по окончании 2 класса, которая включаетзадания базового и повышенного уровней (слайд №4).
Количество контрольныхи проверочных работ определяется рабочей программой педагога сучётом рекомендаций авторов программ.
Результаты текущего контроля успеваемости оцениваются по пятибалльной системе и выставляются в тетрадиучащихся, электронном журнале.
Тематический контроль по математикев начальной школе проводится в основном в письменной форме. Длятематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устныхвычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
В основе письменного оценивания лежат следующиепоказатели: правильность выполнения и объем выполненного задания (слайд №5)
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижениеоценки в письменной работе.
Ошибки: (слайд №6)
– незнание или неправильное применение свойств,правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнениязадания или используемых в ходе его выполнения;
– неправильный выбор действий, операций;
– неверные вычисления в случае, когда цельзадания — проверка вычислительных умений и навыков;
– пропуск части математических формул,действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
– несоответствие пояснительного текста, ответа задания,наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
– несоответствие выполненных измерений игеометрических построений заданным параметрам, либо, если построение (например,отрезка) выполнено неровно и не по линейке.
Недочёты(слайд №7)
– неправильное списывание данных(чисел, знаков, обозначений, величин);
– ошибки в записях математическихтерминов, символов при оформлении математических выкладок;
– неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительныхумений и навыков;
–отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
За грамматические ошибки в работе по математикеоценка не снижается.
Снижение отметки за общее впечатление отработы допускается за неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии.
Оценка письменных работпо математике
Критерииоценки контрольной работы (слайд №8)
При оценкеработы, состоящей из 2 задач, примеров и заданий других видов.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения 1 задачи(текстовая или геометрическая) или 1-3 вычислительные ошибки (в т.ч. насравнение величин, построение);
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения 2 задач(текстовая и геометрическая) при отсутствии вычислительных ошибок или допущены4-5 вычислительных ошибок (в т.ч. на сравнение, построение) при отсутствииошибок в ходе решения задачи;
Оценка «2» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения 2-х задач и 1и более вычислительных ошибок; или при верном решении задач допущено более 5вычислительных ошибок.
Комбинированная контрольная работа: (слайд №9)
«5» — нет ошибок.
«4» — 1-2 ошибки, но не в задаче.
«3» — 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачиверен.
«2» — не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: (слайд №10)
— вычислительные ошибки в примерах и задачах;
-ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
-неправильное решение задачи (пропуск действия,неправильный выбор действия, лишнее действие);
-нерешённая до конца задача или пример;
-невыполненное задание.
Негрубые ошибки: (слайд №11)
—нерациональные приемывычисления;
-неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
-неверно оформленный ответ задачи;
-неправильное списывание данных (чисел, знаков);
-недоведение до конца преобразований.
Математический диктант: (слайд №12)
«5» – безошибок.
«4» –правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» –правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» –правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Оценивание устных ответов
В основу оцениванияустного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность,обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки: (слайд №13)
– неправильный ответ напоставленный вопрос;
– неумение ответить напоставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
– при правильномвыполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты: (слайд №14)
– неточный или неполныйответ на поставленный вопрос;
– при правильном ответенеумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
– неумение точносформулировать ответ решенной задачи;
– медленный темпвыполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Но, при выставленииотметок по математике за триместр, более весомы отметки за контрольные работы.Такой подход уже заложен в системе Сетевой город Образование.
Промежуточная аттестации обучающихся –установление фактического уровня, динамики достижения обучающимися планируемыхрезультатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияМБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска является, в случае успешного прохождения,основанием для перевода обучающегося в следующий класс.
Промежуточная аттестация в форме стандартизированной контрольной работы проводитсяпо окончании учебного года (слайд №15).
При проведении промежуточной аттестации поматематике могут использоваться устные и письменные формы, определённыеМБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска»: (слайд № 16)
Класс |
Предмет |
Форма |
Сроки |
1 полугодие |
|||
2-4 |
Математика |
Стандартизированная контрольная работа |
Октябрь Декабрь
|
2 полугодие |
|||
1-3 |
Математика |
Стандартизированная контрольная работа |
Март Апрель |
1-3 |
Математика |
Комплексная работа |
Апрель |
Промежуточная аттестация выпускников I уровня образования |
|||
4 |
Математика |
Стандартизированная контрольная работа (внешняя оценка) |
Апрель |
4 |
Математика |
Комплексная работа |
Апрель |
Стандартизированнаяконтрольная работа включает в себя: (слайд №17)
– задания базового уровня сложности, которая позволит проверить освоение блока «Выпускник научится». Количествозаданий базового уровня составляет 75% работы
– задания повышенного уровнясложности из блока «Выпускник научится» и блока «выпускник получитвозможность научиться». Количество заданий повышенного уровнясоставляет 25% работы;
– задания базового и повышенного уровнясложности чередуются, что исключает возможность учебной перегрузки обучающихся.Все вопросы контрольно-измерительных материалов ориентированы на выявлениеуровня освоения предметных и метапредметных результатов основной образовательнойпрограммы начального общего образования.
Критерии оцениваниястандартизированной контрольной работы (слайд №18)
92-100 % |
75-91 % |
50-74 % |
Менее 50% |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |