Особенностиорганизации образовательного мероприятия в форме творческой мастерской
Педагогическаямастерская — это такая форма, которая создает условия для восхождениякаждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельногоили коллективного открытия.
Мастерская –это технология, требующая от педагога перехода на позиции партнерства сучащимися, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на«погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской педагог – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и не умеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачиваеттворческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер.В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к самостоятельнойисследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости иуважения к неповторимости другого.
В творческихмастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Технологиюпедагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной.Она вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: канализу произведения в ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей,интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.
Уникальностьмастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а главнойзадачей педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельноготворческого исследования в рамках мастерской. Атмосфера открытости,доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферыребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованностив изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения,самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. В мастерской исключаетсяофициальное оценивание работ учащегося, доминирует самооценка черезафиширование и работу в группах.
Существуеталгоритм построения процесса работы творческой мастерской.
Этап индукции является базовым.Индукция — создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческойдеятельности.
Мастеру необходимо подобрать такие индукторы, которые вкомплексе будут воздействовать на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности учащегося. Индуктор – средство активации творческой и исследовательскойработы учащегося (слово, текст, предмет, звук, рисунок, задание)
Этапдеконструкци предполагает разрушение,хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Иными словами –это некая проблемная ситуация (известное-неизвестное)
Здесь происходит работаучащихся с информационным материалом.
Далее идетэтап реконструкция — воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Данный этап предполагает личное видение решенияпроблемы. Здесь может быть записан ассоциативный ряд слов, ответ на вопрос,оформлен рисунок и другое. После выполнения задания каждый учащийся сообщаетсвою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты еерешения.
Этап социализации предполагает соотнесение учащимися своей деятельности сдеятельностью других учащихся и представление всем промежуточных иокончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать своюдеятельность. На этом этапе дети учится говорить. Мнение всех и каждого должнобыть услышано. Это позволяет педагогу — мастеру вести занятие в одинаковомтемпе для всех групп.
Далее результаты работы предлагаются для рассмотрения всем участникаммастерской, организуется афиширование работ детей и мастера,презентация различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений,рисунков, схем, проектов. На данном этапе формируется творческий коллективныйопыт.
Следующийэтап — разрыв. Внутреннее осознание участниками мастерской того, чего они незнали и не чувствовали раньше — резкое приращение в знаниях
Последнийобязательный этап – рефлексия. Это самоанализ, анализ движениясобственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Осознание учащимся себя всобственной деятельности,
анализ учащимся осуществленной им деятельности,
обобщение чувств, возникших в мастерской,
отражение достижений собственной мысли.
Организацияобразовательного мероприятия в форме творческой мастерской создает условия длясамопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной и групповойработы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельнойисследовательской и познавательной деятельности.
