«Особенности организации образовательногопроцесса с обучающимися с нарушениями зрения в дистанционном формате»
«Если ум слеп, то, что пользы в зрячихглазах»
Народная мудрость
Аннотация: статьяпосвящена вопросам организации дистанционного обучения слепых и слабовидящих. Вданной статье раскрывается, каким образом использование специальных технологийи дистанционных образовательных приемов, может стать основой для формирования унезрячих обучающихся, умений и навыков адекватного отражения окружающего мира иосвоения ими образовательных программ.
Ключевые слова:обучающиеся с нарушением зрения, слепые и слабовидящие, дистанционное обучение,специальные тифлосредства, программные средства.
Происходящие в последнее времясущественные изменения в сфере образования связаны с новым отношением кинвалидам. Появляется и активно развивается инклюзивное образование, котороеобеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого. Подготовка кжизни незрячих и включение их в социальные отношения, является важнейшейзадачей. Обучение людей с глубокими нарушениями зрения в большей степенитребует усиления внимания к аспектам тифлопедагогики. Значительной проблемойявляется обучение слепых с комплексными дефектами.
В нынешнюю повседневность внесеныопределенные изменения, а именно – переход образовательных организаций надистанционную форму обучения. Возникли многочисленные вопросы – на сколько, жедоступна дистанционная форма обучения для лишенных зрения и слабовидящих обучающихся.
При дистанционном обучении, процесспринятия информации максимально усложняется. К преимуществам дистанционногообучения можно отнести мобильность, доступность, возможность обучать,социальное равновесие – возможность самостоятельно общаться, посещать урокнезависимо от состояния здоровья, комфортные психологические условия тоже к нимотносятся.
Состояние зрения определяет формированиеобраза внешнего мира, в соответствии с которым строится психологическая системачеловека.
Актуальность вопроса состоит в том, чтов настоящее время необходимо разработать и применять методы дистанционногообучения системы Брайля. Необходимо отметить особую важность овладенияобучающимися грамотой Брайля. Рельефно – точечный шрифт – это не только путьсохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта в процессе чтения иписьма. Большую роль в развитии центральной нервной системы, играет подготовкарук к обучению. К сожалению, в России системой обучения слепых разработаннойБрайлем пользуются менее 10%. Одна из самых сложных проблем, с которойприходится сталкиваться – это проблема получения и передачи информации [1].
Цель данной статьи, является определение самых эффективных методов обучения позноослепшихчтению и письму методом Брайля в дистанционном формате.
Естественно, нужно учитывать то, что возможнои самостоятельное обучение брайлевской грамоте при условиях, что есть навыкичтения плоскопечатным текстом.
Наша жизнь – процесс активного ипостоянного взаимодействия с окружающей средой, который невозможен без сложныхи совершенных органов чувств. Люди познают мир с помощью осязания, обоняния,вкуса, слуха и зрения. Слепота – одна из тяжелых инвалидностей в мире. Значенияих далеко не одинаковы. Например, понятия «зрение» и «зрительное восприятие»,кардинально отличаются. «Зрение» — это острота видимого глазом изображения.«Зрительное восприятие» — способность осмысливать увиденное.
Обучение слабовидящих чтению и письмупри помощи системы Брайля – это обходной путь освоения грамоты, без которогобудет невозможно освоить письменную речь. Данная система была разработана французом Л. Брайлем в 1824 году и в использовании до сих пор.
Техника письма в системе Брайля, достаточноспецифична в сравнении с техникой письма плоским шрифтом. В данном приборе текст пишется справа налево, затем страница переворачивается и текст становитсявыпуклым. Важное место занимает проблема зеркальности письма относительночтения, необходимо уметь дифференцировать графическое изображение слова.
Система письма по Брайлю считаетсянаиболее совершенным способом коммуникации людей с проблемами зрения в мире. Дляуспешного овладения брайлевской системой необходимо, чтобы у обучающихся была достаточноразвита тактильная чувствительность. Развитая тактильная чувствительность унезрячих может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря этойчувствительности, незрячие воспринимают форму и размеры предметов, читаютточечный шрифт. Чтение по Брайлю проводится двумя руками, использование всехпальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным[3].
В результате четкой, кропотливой,целенаправленной работы, обучающиеся, к концу обучения грамоте овладеваютсознательным, правильным и плавным чтением слов и коротких предложений.
Освоение системы Брайля потребуетприложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в томместе, может изменить, например, цифры в номере телефона. Но силы, затраченныена изучение шрифта для слепых, не будут потраченные впустую. Главное –поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов. Уобучающегося должен быть повышенный уровень мотивации. Но как этого добиться вдистанционном формате обучения?
Дистанционное обучение в наши дниявляется одной из неотъемлемых частей образовательного процесса. Несмотря наплюсы и минусы дистанционного формата, адаптироваться достаточно тяжело какобучающимся, так и педагогам.
Главная цель современногообразовательного процесса, сводится к простому усвоению знаний обучающимися,посредством действий педагога. Гуманистическая направленность современныхобразовательных концепций, определяет главную цель обучения, которая состоит вгармоническом развитии личности обучаемого путем реализации заложенного в немпотенциала. Исключительно, целенаправленная работа лежит в основедистанционного обучения, которая контролируется педагогом.
При работе со слабовидящими людьми,использование образовательной системы, которая отвечает современнымгуманистическим направлениям, будет способствовать более качественной адаптациилюдей с ограниченными возможностями здоровья к дистанционным формам обучения.
Принципы обучения – это основные, наобъективных закономерностях обучения, исходные дидактические положения, которыеотражают ход образовательного процесса и определяют его направленность.
Специфика работы с обучающимися,имеющими нарушения зрения, требует особой структуры. Данная структура должнасоответствовать принципам:
— принцип развивающего обучения;
— связь теории и практики, прикладнойхарактер обучения;
— принцип системности;
— принцип сознательности и активности;
— наглядность, как один из принциповпостроения образовательного процесса;
— принцип доступности и научности;
— принцип повторяемости.
К сожалению, дистанционный форматобучения соответствует не всем вышеизложенным принципам[2]. Дистанционноеобучение для слепых и слабовидящих, на первый взгляд, кажется невозможным, новсегда можно найти решение…
Качество жизни и социальный статусиндивида во многом определяются возможностью активного участия в общественноминформационном обмене. Для лиц с глубокими нарушениями зрения, участие впроцессе информационного обмена усложняется. Имеющиеся у них возможности восприятияне совпадают со сложившейся общественной практикой, ориентированной, в основном,на визуально воспринимаемые формы представления информации.
Одним из эффективных средств преодоленияэтих осложнений могут быть компьютерные тифлотехнологии, которые базируются накомплексе аппаратных и программных средств. Они обеспечивают преобразованиекомпьютерной информации в доступные для восприятия незрячими и слабовидящимиформы, и позволяют им самостоятельно работать на обычном компьютере спрограммами общего назначения.
Для людей с глубокими нарушениями зренияданные возможности имеют существенный компенсаторный эффект. Они позволяютсамостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать кпосторонней помощи.
Часть общего процесса компьютеризации,связанную с внедрением и освоением специальных компьютерных технологий,адаптированных для незрячих и слабовидящих, можно назватьтифлокомпьютеризацией.
Тифлокомпьютеризация предоставляет людямс нарушением зрения, реальные возможности участия в различных видах и формахсоциокультурной жизни, наравне с остальными членами общества.
Дистанционная форма обученияспособствует решению образовательных задач, а также расширяет социальнуюактивность. Анализируя многолетний опыт обучения незрячих детей и взрослых,можно выделить моменты дистанционного обучения, которые нуждаются в доработке исистематизации. Не менее важным остается распространение положительного опытасреди окружающих.
Для проведения полноценногодистанционного урока требуются: компьютер с накладками рельефно-точечногошрифта, видеокамера, наушники, микрофон, сканер, учебные пособия, напечатанныетекстом Л. Брайля, интернет-доступ и технические средства обучения.
К техническим средствам обученияотносятся: читающая портативная машина, тактильный дисплей Брайля, брайлевскийпринтер, тифлофлеплеер, программное обеспечение для распознаванияплоскопечатных текстов, синтезатор речи. Лишь только при наличии всехвышеизложенных приспособлений, дистанционное обучение слепых и слабовидящихможет давать хорошие результаты.
Дистанционное обучение незрячих –процесс достаточно трудоемкий. Он подходит только для тех, кто готовсамостоятельно добывать и усваивать информацию, добросовестно выполнять полученныезадачи. Хочется отметить, что идеальных уроков, где обучающийся проявляетактивность наряду с педагогом провести, пока не удалось. Однако, преподаватели,считают, что вводный урок всегда должен быть в очном формате.
И так, самое большое количество информациичеловек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия, глазпревосходит все органы чувств. Информация, полученная зрительным путем,составляет около 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарийголовного мозга[4].
Нарушение зрительных функций оказываетсерьезное влияние на психическое состояние человека. В большей степени страдаетвосприятие. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятииправильно отражаются лишь некоторые, часто, второстепенные признаки объектов, всвязи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватныдействительности.
Нарушение восприятия и особенностипредставлений слабовидящих детей и взрослых, накладывают огромный отпечаток наразвитие мышления и речи, так как эти функции развиваются на основепредставлений. Естественно, нарушения зрения вызывают и трудности вориентировке в пространстве.
У слепых и слабовидящих в началеобучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении новыминавыками. Эту проблему можно частично избежать, соблюдая определенныерекомендации:
— рабочее место должно определяться всоответствии с рекомендациями офтальмолога;
— стол должен иметь матовую поверхность;
— освещенность рабочего места, в норме400-500 люкс;
— дозирование зрительной нагрузки, неболее 15 минут;
— обязательное соблюдение требований поконтрастам и контурам;
— должны быть специальные методическиематериалы;
— необходимо освоение десятипальцевогометода работы с клавиатурой.
Таким образом, качество дистанционногообучения, в большей мере, зависит от эффективности организации и методическогокачества используемых материалов. Естественно, мастерство педагогов играетнемаловажную роль. Деятельность каждого обучаемого должна быть организована подруководством опытного педагога, на основе интерактивности, а учебный процессдолжен быть построен таким образом, чтобы педагог имел возможность постоянноотслеживать и контролировать деятельность обучаемых[5].
Актуальность развития инклюзивногообразования в Донецкой Народной Республике, может служить одним из важныхэтапов на пути формирования личности, способной к социальной адаптации ипреодолению комплекса человека с инвалидностью по зрению.
Обучение системе Брайля последовательно,шаг за шагом, с помощью теоретических знаний, упражнений, практических итворческих заданий — развивает самосознание обучающихся, усиливаеттеоретическую подготовку, формирует систему новых ценностей. Данный видобучения предполагает побудить инвалидов по зрению к активному самопознанию,исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также можетпомочь обучающимся сориентироваться в построении образовательной траектории и сформироватьспособности к сознательному и ответственному выбору.
Список литературы:
1. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей снарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии/ДенискинаВ.З.//Всероссийские педагогические чтения. – М., 2007.
2. Григорьева Л.П. О системе развития зрительноговосприятия при нарушениях зрения// Психологический журнал, 1988. т.9, №2.
3. Одинокова Н.А, Коррекция и развитие зрительноговосприятия у детей, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие/Под. ред. Е.А. Омельченко. – «Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014.
Ресурсы Интернет:
4. Теоретические и практические проблемы дистанционногообучения незрячих: https://урок.рф/library/teoreticheskie_i_prakticheskie_problemi_distancionno_105712.html
5. Дистанционное обучение незрячих:
https://dzen.ru/media/id/5d26b9ab46f4ff00ad88c7ad/distancionnoe-obuchenie-nezriachih-5e9c774e92055a0c646ed033
Заинчковская Наталья Александровна,
методист
ГБУДО«Республиканский
центр дляслепых и
слабовидящих детей и взрослых»
