X-PDF

Особенности организации образовательного процесса с обучающимися с нарушениями зрения в дистанционном формате

Поделиться статьей

 

«Особенности организации образовательногопроцесса с обучающимися с нарушениями зрения в дистанционном формате»

«Если ум слеп, то, что пользы в зрячихглазах»

Народная мудрость

Аннотация: статьяпосвящена вопросам организации дистанционного обучения слепых и слабовидящих. Вданной статье раскрывается, каким образом использование специальных технологийи дистанционных образовательных приемов, может стать основой для формирования унезрячих обучающихся, умений и навыков адекватного отражения окружающего мира иосвоения ими образовательных программ.

Ключевые слова:обучающиеся с нарушением зрения, слепые и слабовидящие, дистанционное обучение,специальные тифлосредства, программные средства.

Происходящие в последнее времясущественные изменения в сфере образования связаны с новым отношением кинвалидам. Появляется и активно развивается инклюзивное образование, котороеобеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого. Подготовка кжизни незрячих и включение их в социальные отношения, является важнейшейзадачей. Обучение людей с глубокими нарушениями зрения в большей степенитребует усиления внимания к аспектам тифлопедагогики. Значительной проблемойявляется обучение слепых с комплексными дефектами.

В нынешнюю повседневность внесеныопределенные изменения, а именно – переход образовательных организаций надистанционную форму обучения. Возникли многочисленные вопросы – на сколько, жедоступна дистанционная форма обучения для лишенных зрения и слабовидящих обучающихся.

При дистанционном обучении, процесспринятия информации максимально усложняется. К преимуществам дистанционногообучения можно отнести мобильность, доступность, возможность обучать,социальное равновесие – возможность самостоятельно общаться, посещать урокнезависимо от состояния здоровья, комфортные психологические условия тоже к нимотносятся.

Состояние зрения определяет формированиеобраза внешнего мира, в соответствии с которым строится психологическая системачеловека.

Актуальность вопроса состоит в том, чтов настоящее время необходимо разработать и применять методы дистанционногообучения системы Брайля. Необходимо отметить особую важность овладенияобучающимися грамотой Брайля. Рельефно – точечный шрифт – это не только путьсохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта в процессе чтения иписьма. Большую роль в развитии центральной нервной системы, играет подготовкарук к обучению. К сожалению, в России системой обучения слепых разработаннойБрайлем пользуются менее 10%.  Одна из самых сложных проблем, с которойприходится сталкиваться – это проблема получения и передачи информации [1].

Цель данной статьи, является определение самых эффективных методов обучения позноослепшихчтению и письму методом Брайля в дистанционном формате.

Естественно, нужно учитывать то, что возможнои самостоятельное обучение брайлевской грамоте при условиях, что есть навыкичтения плоскопечатным текстом.

Наша жизнь – процесс активного ипостоянного взаимодействия с окружающей средой, который невозможен без сложныхи совершенных органов чувств. Люди познают мир с помощью осязания, обоняния,вкуса, слуха и зрения. Слепота – одна из тяжелых инвалидностей в мире. Значенияих далеко не одинаковы. Например, понятия «зрение» и «зрительное восприятие»,кардинально отличаются. «Зрение» — это острота видимого глазом изображения.«Зрительное восприятие» — способность осмысливать увиденное.

Обучение слабовидящих чтению и письмупри помощи системы Брайля – это обходной путь освоения грамоты, без которогобудет невозможно освоить письменную речь. Данная система была разработана французом Л. Брайлем в 1824 году и в использовании до сих пор.

Техника письма в системе Брайля, достаточноспецифична в сравнении с техникой письма плоским шрифтом. В данном приборе текст пишется справа налево, затем страница переворачивается и текст становитсявыпуклым. Важное место занимает проблема зеркальности письма относительночтения, необходимо уметь дифференцировать графическое изображение слова.

Система письма по Брайлю считаетсянаиболее совершенным способом коммуникации людей с проблемами зрения в мире. Дляуспешного овладения брайлевской системой необходимо, чтобы у обучающихся была достаточноразвита тактильная чувствительность. Развитая тактильная чувствительность унезрячих может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря этойчувствительности, незрячие воспринимают форму и размеры предметов, читаютточечный шрифт. Чтение по Брайлю проводится двумя руками, использование всехпальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным[3].

В результате четкой, кропотливой,целенаправленной работы, обучающиеся, к концу  обучения грамоте овладеваютсознательным, правильным и плавным чтением слов и коротких предложений.

Освоение системы Брайля потребуетприложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в томместе, может изменить, например, цифры в номере телефона. Но силы, затраченныена изучение шрифта для слепых, не будут потраченные впустую. Главное –поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов. Уобучающегося должен быть повышенный уровень мотивации. Но как этого добиться вдистанционном формате обучения?

Дистанционное обучение в наши дниявляется одной из неотъемлемых частей образовательного процесса. Несмотря наплюсы и минусы дистанционного формата, адаптироваться достаточно тяжело какобучающимся, так и педагогам.

Главная цель современногообразовательного процесса, сводится к простому усвоению знаний обучающимися,посредством действий педагога. Гуманистическая направленность современныхобразовательных концепций, определяет главную цель обучения, которая состоит вгармоническом развитии личности обучаемого путем реализации заложенного в немпотенциала. Исключительно, целенаправленная работа лежит в основедистанционного обучения, которая контролируется педагогом.

При работе со слабовидящими людьми,использование образовательной системы, которая отвечает современнымгуманистическим направлениям, будет способствовать более качественной адаптациилюдей с ограниченными возможностями здоровья к дистанционным формам обучения.

Принципы обучения – это основные, наобъективных закономерностях обучения, исходные дидактические положения, которыеотражают ход образовательного процесса и определяют его направленность.

Специфика работы с обучающимися,имеющими нарушения зрения, требует особой структуры. Данная структура должнасоответствовать принципам:

— принцип развивающего обучения;

— связь теории и практики, прикладнойхарактер обучения;

— принцип системности;

— принцип сознательности и активности;

— наглядность, как один из принциповпостроения образовательного процесса;

— принцип доступности и научности;

— принцип повторяемости.

К сожалению, дистанционный форматобучения  соответствует не всем вышеизложенным принципам[2]. Дистанционноеобучение для слепых и слабовидящих, на первый взгляд, кажется невозможным, новсегда можно найти решение…

Качество жизни и социальный статусиндивида во многом определяются возможностью активного участия в общественноминформационном обмене. Для лиц с глубокими нарушениями зрения, участие впроцессе информационного обмена усложняется. Имеющиеся у них возможности восприятияне совпадают со сложившейся  общественной практикой, ориентированной, в основном,на визуально воспринимаемые формы представления информации.

Одним из эффективных средств преодоленияэтих осложнений могут быть компьютерные  тифлотехнологии, которые базируются накомплексе аппаратных и программных средств. Они обеспечивают преобразованиекомпьютерной информации в доступные для восприятия незрячими и слабовидящимиформы, и позволяют им самостоятельно работать на обычном компьютере спрограммами общего назначения.

Для людей с глубокими нарушениями зренияданные возможности имеют существенный компенсаторный эффект. Они позволяютсамостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать кпосторонней помощи.

Часть общего процесса компьютеризации,связанную с внедрением и освоением специальных компьютерных технологий,адаптированных для незрячих и слабовидящих, можно назватьтифлокомпьютеризацией.

Тифлокомпьютеризация предоставляет людямс нарушением зрения, реальные возможности участия в различных видах и формахсоциокультурной жизни, наравне с остальными членами общества.

Дистанционная форма обученияспособствует решению образовательных задач, а также расширяет социальнуюактивность. Анализируя многолетний опыт обучения незрячих детей и взрослых,можно выделить моменты дистанционного обучения, которые нуждаются в доработке исистематизации. Не менее важным остается распространение положительного опытасреди окружающих.

Для проведения полноценногодистанционного урока требуются: компьютер с накладками рельефно-точечногошрифта, видеокамера, наушники, микрофон, сканер, учебные пособия, напечатанныетекстом Л. Брайля, интернет-доступ и технические средства обучения.

К техническим средствам обученияотносятся: читающая портативная машина, тактильный дисплей Брайля, брайлевскийпринтер, тифлофлеплеер, программное обеспечение для распознаванияплоскопечатных текстов, синтезатор речи. Лишь только при наличии всехвышеизложенных приспособлений, дистанционное обучение слепых и слабовидящихможет давать хорошие результаты.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Дистанционное обучение незрячих –процесс достаточно трудоемкий. Он подходит только для тех, кто готовсамостоятельно добывать и усваивать информацию, добросовестно выполнять полученныезадачи. Хочется отметить, что идеальных уроков, где обучающийся проявляетактивность наряду с педагогом провести, пока не удалось. Однако, преподаватели,считают, что вводный урок всегда должен быть в очном формате.

И так, самое большое количество информациичеловек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия, глазпревосходит все органы чувств. Информация, полученная зрительным путем,составляет около 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарийголовного мозга[4].

Нарушение зрительных функций оказываетсерьезное влияние на психическое состояние человека. В большей степени страдаетвосприятие. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятииправильно отражаются лишь некоторые, часто, второстепенные признаки объектов, всвязи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватныдействительности.

Нарушение восприятия и особенностипредставлений слабовидящих детей и взрослых, накладывают огромный отпечаток наразвитие мышления и речи, так как эти функции развиваются на основепредставлений. Естественно, нарушения зрения вызывают и трудности вориентировке в пространстве.

У слепых и слабовидящих в началеобучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении новыминавыками. Эту проблему можно частично избежать, соблюдая определенныерекомендации:

— рабочее место должно определяться всоответствии с рекомендациями офтальмолога;

— стол должен иметь матовую поверхность;

— освещенность рабочего места, в норме400-500 люкс;

— дозирование зрительной нагрузки, неболее 15 минут;

— обязательное соблюдение требований поконтрастам и контурам;

— должны быть специальные методическиематериалы;

— необходимо освоение десятипальцевогометода работы с клавиатурой.

Таким образом, качество дистанционногообучения, в большей мере, зависит от эффективности организации и методическогокачества используемых материалов. Естественно, мастерство педагогов играетнемаловажную роль. Деятельность каждого обучаемого должна быть организована подруководством опытного педагога, на основе интерактивности, а учебный процессдолжен быть построен таким образом, чтобы педагог имел возможность постоянноотслеживать и контролировать деятельность обучаемых[5].

Актуальность развития инклюзивногообразования в Донецкой Народной Республике, может служить одним из важныхэтапов на пути формирования личности, способной к социальной адаптации ипреодолению комплекса человека с инвалидностью по зрению.

Обучение системе Брайля последовательно,шаг за шагом, с помощью  теоретических знаний, упражнений, практических итворческих заданий — развивает самосознание обучающихся, усиливаеттеоретическую подготовку, формирует систему новых  ценностей. Данный видобучения предполагает побудить инвалидов по зрению к активному самопознанию,исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также можетпомочь обучающимся сориентироваться в построении образовательной траектории и сформироватьспособности к сознательному и ответственному выбору.

 

 

Список литературы:

1.    Денискина В.З. К вопросу о классификации детей снарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии/ДенискинаВ.З.//Всероссийские педагогические чтения. – М., 2007.

2.    Григорьева Л.П. О системе развития зрительноговосприятия при нарушениях зрения// Психологический журнал, 1988. т.9, №2.

3.    Одинокова Н.А, Коррекция и развитие зрительноговосприятия у детей, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие/Под. ред. Е.А. Омельченко. – «Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014.

Ресурсы Интернет:

4.    Теоретические и практические проблемы дистанционногообучения незрячих: https://урок.рф/library/teoreticheskie_i_prakticheskie_problemi_distancionno_105712.html

5.    Дистанционное обучение незрячих:

https://dzen.ru/media/id/5d26b9ab46f4ff00ad88c7ad/distancionnoe-obuchenie-nezriachih-5e9c774e92055a0c646ed033

 

 

 

Заинчковская Наталья Александровна,

                      методист

                                               ГБУДО«Республиканский

                                   центр дляслепых и

                                                         слабовидящих детей и взрослых»

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет