X-PDF

Особенности применения гейм-технологии на уроках математики в начальной школе

Поделиться статьей

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.О. Федяева

         Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал ННГУ, магистрант

Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас; email: nicka_spell@mail.ru

Научный руководитель: С.В. Федорова,к.п.н., доцент

 

Статья посвящена особенностям использованиягейм-технологии на уроках математики в начальной школе. Проанализированыусловия реализации гейм-технологии в образовательном процессе, выявлена иобоснована необходимость использования гейм-технологии в процессе обученияматематике в начальной школе. На основе проведенного исследования авторомпредлагаются целевые ориентации, способы внедрения гейм-технологии в процессобучения, особенности применения данной технологии на практике.

Ключевые слова: гейм-технология, математика, начальная школа,математическая игра.

 

         В мире, где технологии играют решающуюроль, современный человек постоянно преобразует среду своего обитания, темсамым деля ее более комфортной и эффективной. Эти действия отражаются на многихобластях жизни общества. Данное явление связано с постоянно растущиминформационным пространством. Социум находится в постоянном поиске новыхтенденций. Модификация и постоянный поиск нового знанияявляется основным двигателем технического, научного прогресса. Опыт,имеющийся у нового поколения людей, будет усваиваться будущими поколениямиболее доступными, эффективными, современными средствами. Для наиболееграмотного и эффективного построения образовательной деятельности, в мирешироко используются разнообразные педагогические технологии. Они позволяютсоздать схему процесса обучения, основанную на определенной совокупностиметодов, приемов, форм организации обучения. Грамотная организация педагогическогопроцесса позволяет значительно повысить продуктивностьобучения, нацеленную на четко заданный результат.

         Для современного ребенка игра являетсятаким же эффективным и преобладающим средством познания мира, как и для детейпрошлых поколений. Именно благодаря игре ребенок совершает множество открытий,значительно повышающих его сферу знаний об окружающем мире: он знакомится сфактами этого мира, законами, он начинает видеть связи между объектамидействительности.  

         Вместе с преобразованиями современнойсистемы образования, процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобыон мог позволить современному ученику быть активно внедренным в работу, и онявлялся активным субъектом в обучении. «В игре раскрывается перед детьми мир,раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности.» — именно так говорил о важной роли игры в становлении личности человекасоветский педагог В. А. Сухомлинский. Игровая деятельность активно способствуетраскрытию потенциала младшего школьника, его самостоятельности и творчества.

         Гейм-технология в сфере образования –явление достаточно популярное в эпоху глобализации и доступности цифровых технологий.Она предполагает использование подходов,характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве сцелью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлеченностив образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению практическихзадач [1]. Игры широко используются в процессе обучения. Это напрямую связано сяркими эмоциональными компонентами игры, ее общедоступностью. Игровые элементыспособствуют вовлеченности ребенка в учебную деятельность и процесс воспитания,позволяют сделать более экспрессивными, насыщенными данные процессы. Крометого, игровой мотив является действующим средством для всех категорий учащихся,как сильных и средних, так и слабых. 

         Математика как учебный предмет являетсяодной их важнейших учебных дисциплин, позволяющей не только обеспечить учащегося необходимыми знаниями, но и способствующейрешению множества воспитательных задач. Предмет математики включает в себясписок определений и правил. Для того, чтобы обрести новое знание, открытьновое определение или правило, учащийся должен опираться на ранее изученныематематические факты. Такой подход взаимозависимости изучаемых разделовхарактерен для процесса обучения математике, отсюда возникает такое частоеявление как неуспеваемость отдельных учащихся в данном предмете. Впоследствиивозникает потеря интереса к изучаемому предмету, учащийся теряет настойчивостьв поиске решения учебной задачи, не прикладывает волевых усилий на уроках,становится пассивным. Именно использование гейм-технологии может стать эффективнымсредством для возникновения положительного отношениямладшего школьника к математике, как учебному предмету.

         Математические игры имеют ряд достоинств прирешении задач современного образования: их использование способствует прочномуусвоению учащимися постоянно пополняющегося учебного материала, расширяюткругозор ребенка; игры начинают стимулировать интеллектуальную активностьмладших школьников, которая имеет тенденцию к падению в связи с разными факторами(большая длительность урока, отсутствует динамика на занятии, пассивный стильпреподавания, и др.).

         Обращаясь к игровым формам обучения науроках, наиболее ярко выделяются имитационные игры, как форма игровогообучения. Данная форма раскрывается в стратегияхобучения, которые включают в себя игровые элементы:

       ролевые игры;

       организационно-деятельностные;

       деловые игры;

       компьютерные симуляторы набазе деловых игр.

         Отличительной особенностью данных игр является элементсоревнования, а также наиболее реалистичный характер игрового поведения.

Если рассматривать ролевую игру как метод обучения,то для педагога существует возможность организовать учебный процесс в видеигровой деятельности и симуляции ситуаций конфликта в жизни социума.Обучающиеся таким образом открывают для себя разнообразные социальные формыповедения в реалистичных и близких к действительности игровых ситуациях.Симуляция позволяет и допускает совершение ошибок, при обнаружении которыхмладший школьник способен выявить для себя наиболее допустимые нормы поведенияв той или иной ситуации.

Деловая игра включает в себя имитационный характерреальных ситуаций. Данный метод обучения включает в себя два компонента: модельигры и собственно игру. Модель игры способна определить рамки игровойдеятельности, т.е. является базой игры, которая дает игроку возможность длясамостоятельного принятия решений в рамках данной модели. 

Организационно-деятельностные игры предполагаютразмышление о деятельности, но в данном случае реальная имитация иманипулирование отсутствуют. Главным отличительным признаком данного методаявляется условность ролей; причиной этого является различиеличных мотивов и интересов участников игры.

Рассматривая существующую классификациюгейм-технологий с точки зрения их субъект-объектной специфики, более известнуюкак компьютерные игры, можно обнаружить большое разнообразие типов и жанровкомпьютерных игр. Среди них особенно выделяются квест-игры, экшн, ролевые игры(RPG), стратегические игры, игры-симуляторы,логические и азартные игры. Каждый тип игры представляет собой большуюпедагогическую ценность. При педагогически грамотном построении процессаобучения данные категории игр могут являться эффективным средством длядостижения образовательных целей и задач. Особое внимание хотелось бы обратитьна квест, как тип гейм-технологии. Квест-игра обладает широким диапазономприменения в практической деятельности:

                  Ролевыеи логические квесты;

                  web-квесты;

                  стратегическиеигры.

 

         Для разнообразных видов квестов существует множество вариантовзаданий, выполняемых в контексте учебного процесса. Например, пересказ(отражение понимания изучаемого материала в виде плаката, компьютернойпрезентации), компиляция (творческое обобщение имеющейся информации в видекапсулы, книги и т.п.), аналитические задачи (демонстрирующие умение искать исистематизировать информацию), детективы/головоломки (умение делать выводы наоснове противоречащих фактов), достижение консенсуса (ставится острая проблемаи выполняется поиск решения), научные исследования (осуществление открытий,изучение явлений) и др. В рамках предмета математики можно привести в пример следующиевиды игр:

       На базе PowerPoint можно создаватьинтерактивные обучающие презентации (запись времени анимации с помощью триггера,использование гиперссылок, макросов). Примером такой игры может являться интерактивная игра-презентация «Дорога в странуУмножения». Целью квеста является закрепление умения и применения правилумножения на практике. Кроме того, игра, направленная на сплочение коллективакласса, способствует повышению любознательности и познавательного интереса кпредмету математики в целом. Игра состоит из 3-х этапов: формирование команд,расчет пути команды по стране Умножения и преодоление этапов квеста путёмматематических вычислений.

       Большой потенциал имеютразнообразные карточные игры. Примером такой игры может являться игра-стратегия«Геометрика». Цель игры направлена на отработку знаний учащихся огеометрических фигурах, величинах, помогают понять характеристикигеометрической фигуры, соотносить описания и действительность. Данная играспособствует развитию таких качеств, какнаблюдательность, внимание, аналитическое мышление, умение вырабатывать иреализовывать стратегию. Игра включает в себя поиск в карточках соответствийописания характеристики и геометрического понятия в команде из несколькихчеловек.

       Современные смартфоныобладают обширной базой развивающих приложений. Во внеурочное время дети могутотрабатывать навыки счета в мобильном приложении «Toon Math», представляющем из себя игру жанра«платформер». С каждым новым уровнем в игре математические задачи постоянноусложняются. 

Таким образом, гейм-технология является одной из уникальных формобучения, которая дает возможность сделать увлекательной работу учащихся натворческо-поисковом уровне в процессе изучения предмета математики.Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенноймонотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоениюинформации. Эмоциональность игрового действия активизирует все психическиепроцессы и функции ребёнка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Эйхорн М.В. Геймификацияобразовательного процесса.– Томск, 2015. – 4 с.

2.                 Карпова Е.Г. Игровыетехнологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Е.Г. Карпова //  – Режимдоступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1105 ) (дата обращения: 14.01.2021)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

3.                 Орлова О.В. Геймификациякак способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова //  Вестник ТГПУ. –2015. – № 9. – С. 7.

4.                 Ремчукова И.Б.  Математика:5-8кл.:игровые технологии на уроках. –Волгоград, 2008. – 36 с.

5.                 Сафенкова Е.Н. Игровыетехнологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Е.Н. Сафенкова //  –Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/11/29/igrovyetekhnologiinaurokakhmatematiki (дата обращения: 25.01.2021)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет