X-PDF

Особенности суицидального поведения подростков

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «ОСОБЕННОСТИ

    1 слайд

    «ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

    педагог-психолог
    Петухова И.В.

  • Суицид

    2 слайд

    Суицид в детском и подростковом возрасте является наиболее тяжким проявлением трагической проблемы самоубийств.
    В этой возрастной группе суицид занимает четвертое (после травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний) место в качестве причины смерти. Наряду с высоким уровнем частоты завершенных суицидов, в настоящее время отмечается и увеличение количества суицидальных попыток среди детей и подростков.

  • На

    3 слайд

    На сегодняшний день Россия является одной из наиболее неблагополучных стран мира по частоте детских и подростковых суицидов.
    Среди главных причин смерти среди молодых лиц в возрасте 10–24 лет последовательно выявляются: неумышленные ранения, самоубийство и убийство. В целом самоубийство является не частым событием в период до 12 лет, увеличиваясь в возрастном промежутке 12—14 лет и достигая высокого уровня в старшем подростковом возрасте вплоть до 20 лет. Подобные возрастные различия являются универсальными при сравнении показателей уровня завершенных суицидов в различных странах мира по данным ВОЗ, опубликованных в 2012 г. По мнению Shaffer D. [et al.] (1996), наиболее вероятной причиной, определяющей возраст манифестации суицидальных проявлений, является возраст начала депрессии, а также употребления алкоголя и наркотических веществ. Эти два фактора суицидального риска являются определяющими у взрослых в отличие от детей и становятся распространенными в период старшего подросткового возраста.

  • Непосредственное

    4 слайд

    Непосредственное влияние на формирование конфиликтогенной среды в подростковом возрасте оказывает семейное окружение. По опыту работы с подростками можно сказать, что семья оказывает негативное влияние в случаях либо излишнего контроля, что мешает естественной сепарации ребенка от родительской семьи, либо «отсутствия» семьи как формально (гипоопека, безнадзорность), так и реально (воспитанники детских домов).
    Более подробно проблемы патогенного родительского поведения изучал J. Bowlby (1979), который выделил следующие его
    типы:
    1) один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка
    в любви или полностью отвергают его;
    2) ребенок служит в семье средством разрешения супружеских
    конфликтов;
    3) угрозы «разлюбить ребенка» или покинуть семью используются как дисциплинарные меры;
    4) внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
    5) отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

  • Вероятно,

    5 слайд

    Вероятно, наиболее часто изучаемым фактором суицидального риска в литературе является психическая патология. И действительно, значительная часть молодежи, склонной к суицидальному поведению, имеет то или иное психическое нарушение (депресию, формирующееся расстройство личности и т. д.). Однако до сих пор не совсем ясно, почему, например, некоторые подростки, страдающие от депрессии, иногда очень тяжелой, даже не задумываются о возможности совершения самоубийства. В то же время легкое или умеренное депрессивное расстройство может сопровождаться достаточно выраженными суицидальными тенденциями.
    Все же наиболее часто описывается связь суицидального реагирования с депрессивными расстройствами (Tuisku V. [et al.], 2006; Figueroa I. [et al.], 2009; Gibbons R. [et al.], 2015).
    В детско-подростковом возрасте особенности развития почти неизбежно находят отражение в атипичности проявлений аффективного расстройства. Однако, по крайней мере на субсиндромальном уровне, кратковременные депрессии в этом возрасте не столь редки. Свою роль играет психическая уязвимость подростков, их склонность к депрессивным реакциям и даже клинически оформленным, но обычно реактивным депрессиям. Причины депрессивного реагирования в подростковом возрасте зачастую неординарны — либо сугубо индивидуальны, либо отражают субкультуральные влияния подростковой среды. Малопонятные для взрослых, но значимые для подростков поводы для острой реакции, а также склонность к подражательному поведению могут провоцировать суицидальные действия, чаще всего импульсивные.

  • Механизм

    6 слайд

    Механизм формирования предрасположенности к суицидальному поведению, в частности, в случае его начала в молодом возрасте, по-видимому, связан с проявлениями аффективной неустойчивости, импульсивности, агрессии и копингов поведения в проблемных ситуациях, принятых в семье и ближайшем окружении подростка.
    В 5–6-летнем лонгитудинальном исследовании 701 потомка родителей с аффективным расстройством, около половины которых имели суицидальную попытку в анамнезе, было выявлено увеличение в 4,7 раза риска суицидальной попытки у ребенка (Brent D. [et al.],
    2015). Это может свидетельствовать о том, что формирование суицидального поведения у ребенка связано с наличием расстройства настроения, и косвенно —о склонности к импульсивной агрессии, что в свою очередь повышает риск аффективных нарушений.

  • По

    7 слайд

    По мнению А. Г. Амбрумовой (1978), к особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся следующие.
    1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на
    сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
    2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети и подростки объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
    3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подрост-ков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д. При этом в детском и подростковом возрасте
    возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

  • Также

    8 слайд

    Также А. Г. Амбрумова [и др.] (1989) выявили, что в различные периоды подросткового возраста (младший 12–14 лет; средний 15–16 лет; старший 17–18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.
    По данным исследований В. В. Нечипоренко (1991), для суицидентов-подростков характерны следующие особенности:
    обидчивость и ранимость, снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам, низкая самооценка, отвержение социальным окружением и чувство покинутости, переживание собственной несостоятельности и физического отставания, а также избегание «нагрузочных» обстоятельств и пассивность в разрешении трудных ситуаций. В подростковом возрасте вероятность аутоагрессивного поведения в значительной мере зависит от типа акцентуации характера.

  • При

    9 слайд

    При суицидальных поступках у подростка особое значение
    приобретает фактор «внушающего влияния самоубийцы в качестве примера». В данном контексте можно рассматривать как суицидальные поступки среди ближайшего окружения (родители,
    сиблинги, друзья, соседи), так и не совсем корректное освещение
    в средствах массовой информации темы суицида (Barile J. [et al.],
    2012). Очень опасными и часто ведущими к суицидальному действию у детей и подростков являются повторяющиеся угрозы
    родителей совершить самоубийство, особенно в связи с разводом. Часто в таких случаях дети реализуют намерения родителей (Фиккер Ф., 1978). Особенное влияние на молодежь может иметь смерть «кумиров»: знаменитостей, музыкантов, моделей. S. Stack (1997) указывает на очевидность связи повышенного количества
    самоубийств с освещением в средствах массовой информации суицидов знаменитостей. С нашей точки зрения, данный феномен
    в полной мере связан с механизмами нарушения идентификации
    у подростков. Преимущественно в подростковом возрасте про-исходят и кластерные суициды в виде эпидемии самоубийств, совершенных сходным способом в короткий период времени.
    Впечатлительные, склонные к подражанию подростки являются
    наиболее частыми жертвами информационных программ, документальных или художественных фильмов и публикаций в прессе, в которых освещаются случаи самоубийств (Юрьева Л. Н., 2006).

  • В

    10 слайд

    В настоящее время большой проблемой стали сообщения в интернете, а нередко и публикации в средствах массовой информации, в которых суициды и суицидальное поведение являются свое-образной «изюминкой», «изысканной» или «благородной» смертью «мужественного человека». Подробно описывается, как можно «красиво уйти из жизни». Далеко не каждый подросток, имеющий суицидальное поведение, осуществит свои намерения. Но подросткам с уже существующей суицидальной настроенностью, а также со свойственной им впечатлительностью подобная информация может «помочь» принять роковое решение. Кроме того, такая информация направлена на поощрение суицидального поведения как на способ решения проблем (Попов Ю. В., Бруг А. В., 2005).
    Особая важность динамического наблюдения подростков, склонных к суицидальному поведению, определяется тем, что та-кие лица, прежде всего те из них, которые совершали попытку самоубийства, склонны повторять ее в будущем (Wasserman D., 2005; Liu R., 2006). Наиболее угрожаемым в этом плане является период ближайшего года после первичного суицида (Остроглазов В. Г., Лисина М. А., 2000; Stone L. [et al.], 2014; Czyz E. [et al.], 2015).
    Вследствие этого такие лица должны быть отнесены к группе наиболее высокого риска, требующей эффективного профессионального наблюдения и направленной профилактики суицидальных рецидивов, опирающихся на индивидуальный прогноз кризисного эпизода.
    Основной проблемой постсуицидального периода является то, что основная группа суицидентов-подростков выпадает из поля зрения психолого-психиатрической службы в этот период (Власовских Р. В., Хальфин Р. А., 2005). Подростки, совершившие суицид, госпитализируются в отделения соматического профиля, где им оказывается неотложная помощь и в лучшем случае предлагается обратиться к психиатру после выписки. Но родители суицидентов намеренно скрывают факт суицида, опасаясь так называемых социальных последствий обращения к психиатру. Таким образом, подростки остаются с нерешенными проблемами и без
    квалифицированной помощи.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет