Особенности техники урало-сибирской росписи
Зародившись на Урале и в Западной Сибири в 16-18вв., урало-сибирская роспись стала одной из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. Традиционно такой росписью украшали печи, двери, полати, прялки, стены, простенки, окна. Ярко и красочно изображённые цветы, птицы, деревья выполняли обережную и охранительную функцию. Она предполагает особую технику мазка, так называемый разбел, когда на кисть одновременно с белилами берется и цветная краска. Ещё в старину художники уральских и сибирских краёв придумали и широко использовали технику «разбела». Что она представляет собой: когда фон росписи тёмный (зелёный, оранжевый, бордовый, синий), то в него добавляются капли белой краски. Благодаря этому приёму палитра приобретала пастельную мягкость, некоторую приглушенность тонов. А если фон картины выбирался в светлой гамме – голубой, древесной, золотистой, белой, то народные мастера применяли «разживку» — тёмные мазки. Для чего это требовалось: чтобы добиться гармонии в переходе от одного цвета к другому, от центра рисунка к его краям. Лучшие образцы урало-сибирской росписи демонстрируют нам уникальную красоту и мастерство народных творений. Традиции эти живы сейчас благодаря современным художникам. Содержит урало-сибирская роспись элементы растительного мира, стилизованные фигуры людей и животных. В каждой отдельной работе художник концентрируется на игре контрастов, стараясь максимально выявить богатство того или иного цветового оттенка. Поэтому на рисунках, украшающих подносы, посуду, шкатулки, оконные ставни и прочее, как правило, нет буйства красок – их используется 3-4 максимум. Но именно благодаря контрастности и достигается сочность, выразительность, живость изображения.
|
|
Мотивы живописи
Что чаще всего изображалось местными художниками? Прежде всего природа – окружающая или та, которая была родной для переселенцев когда-то. Это хорошо демонстрирует история урало-сибирской росписи. Ягоды и цветы, характерные для тех мест, заморские фрукты, виноградная кисть, травы и кустарники красуются на картинах во всём своём великолепии. Часто можно на предметах народных промыслов увидеть птиц. Среди них гордый обитатель крестьянского подворья – петух – в нарядном оперении, краса русских лесов – фазан – в своём ярком «наряде», нахохленные совы, фантастические пророчицы-сирины с печальными женскими лицами. Из зверей художниками Урала и Сибири рисовались медведи, волки, собаки. Фигуры людей, как правило, представляют собой красных девушек и добрых молодцев в национальных костюмах или рабочем одеянии.
|
|
Композиционные решения
Принцип золотого сечения, пропорциональность во всех элементах композиции обязательны для урало-сибирской росписи. Основной рисунок располагается в центре. Растительные элементы орнамента – трава, ветки, стебли цветов, листья – уравновешивают детали, делают фон более ярким, разнообразным, насыщенным, интересным, а изображение — пропорциональным. Благодаря им все детали рисунка воспринимаются как одно гармоничное целое.
3.3.1
[1]
Вывод
Урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те, естественно, перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими.
Список используемой литературы
1. http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis
2. http://magref.ru/uralo-sibirskaya-rospis/
3. http://www.liveinternet.ru/users/radynitsa/post244554062/
[1]