Доклад
наРМО учителей математики Касторенского района
на тему: «Особенности учебных заданий по формированию и оценкифункциональной грамотности» .
Подготовила :Конищева Людмила Николаевна,
учительматематики МКОУ «Октябрьская СОШ»
Касторенского района Курской области
2022г.
Почему понятиефункциональной грамотности стало актуальным для современной школы? При комплексномподходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможнооценить вне контекста международных исследований качества образования,выделяются три типа индикаторов:
— функционированиеобразовательной системы в целом (например, охват, финансирование,дифференциация);
— характеристикиобразовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура,условия, кадры, содержание, технологии);
— образовательные результаты.
Образовательныерезультаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именночерез призму образовательных результатов рассматривается эффективностьобразовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системеобразования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS,TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которыеотражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы)от 26 декабря 2017 года.
Особый интереспредставляет исследование PISA — Международная оценка образовательныхдостижений учащихся (Programme for International Student Assessment). В этойпрограмме впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательныхдостижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку подготовки молодежи к«взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований.Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в видеследующих составляющих:
— грамотность вчтении (читательская грамотность);
— способностьчеловека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию ихсодержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, дляактивного участия в жизни общества;
— грамотность вматематике (математическая грамотность);
— способностьчеловека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоватьматематику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущиесозидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
— грамотность вобласти естествознания (естественнонаучная грамотность); — способностьиспользовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуацияхпроблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов дляполучения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводынеобходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит внего деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
С 2012 годаотдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, котораяподразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, атакже навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективныхрешений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшениюфинансового благополучия личности и общества, а также возможности участия вэкономической жизни. С 2018 года в исследовании выделено еще направление —глобальные компетенции.
Подглобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
— критическирассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера имежкультурного взаимодействия;
— осознавать, каккультурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют навосприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать воткрытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основеразделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенциивключают способность эффективно действовать индивидуально или в группе вразличных ситуациях.
Оцениваются такжезаинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития,управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. С2021 года впервые исследованию подверглось креативное мышление пятнадцатилетнихучащихся. Зачем в исследовании PISA приступают к измерению способности ккреативному мышлению?
Творческоемышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычкамыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, наразвитие производства.
Привычкаразмышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.
Способность ккреативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленногоформирования.
Участие вмеждународном исследовании может способствовать позитивным изменениям практикиобучения и образовательной политики. Исследования PIRLS, TIMSS и PISAотличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованияхPIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения,математики и естествознания, а в исследовании PISA — сформированность функциональнойграмотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой).
Именно результатыучащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, —наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.
Почему упорсделан на формирование функциональной грамотности?
1. УказПрезидента о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общегообразования.
2. В нашемслучае – участие НСО в международном исследовании PISA участие в исследованиирегиональной оценки по модели PISA математической грамотности.
3. Сегодняобщество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могутосваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решатьвозникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотныхспециалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикаторомобщественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важнымпоказателем качества образования. Требования к освоению элементов предметногосодержания по прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уженедостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.
4. Вобновлённых ФГОС НОО и ООО (с 1 сентября 2022 г.) закреплено обеспечениевозможности формирования функциональной грамотности:
— ФГОС НОО вразделе 3 «Требования к условиям реализации программы НОО» п. 34.2 «В целяхобеспечения реализации программы НОО в Организации для участниковобразовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающиевозможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способностирешать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированныхпредметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающейовладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешномувзаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
— ФГОС ООО вразделе 3 «Требования к условиям реализации программы ООО» п. 35.2 «В целяхобеспечения реализации программы ООО в Организации для участниковобразовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающиевозможность:
— формированияфункциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи ижизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладениеключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образованияи ориентации в мире профессий.
В вопросеформирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, дванаправления. Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.Например, формирование читательской грамотности — каждый параграф учебника –это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группувопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения:находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретироватьинформацию и применять её в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных вучебнике.
Таким образом,процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельныхуроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно долженбыть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая. Вторымнаправлением формирования функциональной грамотности является дополнительное ипредпрофессиональное образование для школьников.
Осенью 2020года, во время второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель»,проведено тестирование гибких и цифровых навыков педагогов и их уменияразвивать у учеников функциональную грамотность. Педагоги успешно справляются срешением кейсов по формированию финансовой грамотности у учеников — 90% набралив них более половины от максимального числа баллов. 88% школьных учителейсправились с заданиями на развитие математической грамотности. Зона ростаучителей — умение формировать у учащихся креативное мышление. 19% участниковтестирования набрали менее половины баллов в заданиях по этой теме.
Трудности вызвалии задания по развитию глобальных компетенций: низкий результат по ним получили16% педагогов Современному учителю необходимо иметь возможность и шансразобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельноих составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста,дидактической единицы предметного содержания, индивидуальных особенностейученика и т. д.
Владениетакими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новоекачество образования. На основе сравнительной характеристики академической ифункциональной грамотности можно определить существенное отличие заданий наформирование функциональной грамотности — они моделируют реальную жизненнуюситуацию, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академическойграмотности моделируют решение научной проблемы.
Этим иопределяется главная особенность задания на формирование функциональнойграмотности — исходным базовым элементом ее содержания является практическаяситуация. Разрешение любой практической ситуации (и в реальной жизни, и вучебном процессе) требует привлечения самых разных знаний и умений.
Как правило,задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся носятинтегративный характер. В качестве основного метода оценки функциональнойграмотности используется письменная форма контроля. В комплексное заданиевключены как задачи с готовыми ответами, из которых нужно выбрать верный, так изадачи, на которые учащийся должен дать свой краткий или полный обоснованныйответ. Как правило, задания состоят из нескольких задач различной сложности,которые относятся к одной и той же жизненной ситуации. Несмотря на доступностьчасти заданий, используемых в исследованиях PISA, их формат остается длябольшинства педагогов новым и вызывает затруднения при их конструировании, таккак меняется смысловой акцент при постановке вопросов. С позиции развитияфункциональной грамотности задачный подход к содержанию общего образованияимеет особенности.
Важно подчеркнуть,что назначение оценочных материалов, разработанных для выявления функциональнойграмотности учащихся, не в том, чтобы исследовать, насколько хорошо учителяпреподнесли учебный материал согласно соответствующей программе, а чтобы оценитьспособности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненныхситуациях.
Традиционнаясистема задач на развитие академической грамотности, которая реализуется врамках предметного содержания, направлена на вооружение учащихся необходимымобъемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоенияпредметного содержания. В контексте функциональной грамотности учебные задачинаправлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют ихуспешности и полной реализации себя как личности.
Задания нафункциональную грамотность позволяют определить уровень умений и навыков,обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях(жизненные навыки).
Анализ заданий,направленных на развитие и оценивание функциональной грамотности, позволяетвыделить принципиальные черты их структуры и содержания:
— комплексныйхарактер: структура задания предполагает ряд взаимосвязанных задач,выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различныеформы работы с информацией;
—компетентностная ориентированность: предметные знания и умения учениковстановятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях;
— контекстность:моделирует реальную, жизненную ситуацию в различных контекстах;
— концептнаяориентированность: конструируется на основе концептов с преимущественнымиспользованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление.
К особенностямзаданий на формирование и оценивание функциональной грамотности относитсяформулировка задач, входящих в комплексное задание. Формулировка точноуказывает на деятельность обучающихся, а также на возможные источникиинформации, необходимые для успешной деятельности по выполнению задачи.
В качестветаких источников в рамках заданий предлагаются выдержки из статей, отчетов,инфографики, карты и другие материалы по рассматриваемому вопросу. Вбольшинстве заданий исследования PISA информация в описании предложеннойситуации приводится в различной форме (в виде текста, рисунка, диаграммы,схемы, графика реальной зависимости). Полученный ответ учитель анализирует иоценивает с учетом условий, приведенных в описании реальной ситуации.Существенной особенностью информации, сопутствующей каждой задаче и заданию вцелом, является её мозаичность и возможная информационная избыточность.Предлагаемая ситуация может иметь неполное описание, неисчерпывающеепредставление.
Формулировкизадач, логически выстроенные в структуре задания, определяют ракурс длярассмотрения представленных фактов и требуют их сопоставления, отбора иинтерпретации в процессе его выполнения. Решение каждой отдельной задачипредполагает обнаружение учеником недостающих элементов, обеспечивающихинформационную и смысловую целостность всего задания. Данные, нужные длявыполнения задания, необходимо добывать из разных частей текста.
Сложностьзадачи определяется наличием большого текста, в котором много лишней текстовойи количественной информации. Как уже отмечалось, выполнение любого заданияпредполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспектыфункциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного заданияпредполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работыс информацией:
1Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте,представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая,символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объектаили рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.
2Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходныхи различных свойств. Это может быть связано:
— с выделениемсреди других объектов объекта, обладающего конкретными характеристиками; — споиском качественного основания сравнения для нескольких объектов; — сисключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности, илис добавлением недостающего в ряд;
— сиспользованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании качественныхсвойств которого сравниваются остальные объекты.
В формулировкезадачи количественного сравнения требование заключается: — в выделении (выборе)объекта с наибольшим (наименьшим) значением некоторой измеряемой (чаще всегокосвенно) величины;
— в поискеколичественного основания сравнения для нескольких объектов;
— в исключенииэлемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности, или вдобавлении недостающего в ряд; — в использовании «третьего», хорошо известногообъекта, на основании количественных свойств которого сравниваются остальныеобъекты.
3. Задача-аналогиянаправлена на получение новой информации об объекте на основании установлениясходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известнымобъектом в форме гипотезы.
4. Задача-модельподразумевает применение приема моделирования для дальнейшего полученияинформации об изучаемом объекте.
5. Задача-поискпрообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующегонекоторое свойство или отношение с другими объектами.
6. Задача -структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информациипо структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытияновых связей между элементами объекта.
Задача линейногоструктурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, сраскрытием некоторой закономерности. Для задачи иерархического структурированияпредполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры.Формулировка задания такого типа чаще всего связана: — с выделением некоторыхобъектов в качестве частных случаев других объектов;
— с дополнениемиерархической схемы объектами;
— с разделениемобъектов на группы по известному (или неизвестному) качественному иликоличественному основанию; — с построением классификации или типологииобъектов. В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейнойструктур, требование структурировать информацию подразумевает частичное(некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы собозначенными графами.
7.Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — наустановление истинности или ложности утверждений и существования илинесуществования объектов. Требование задачи возможности может выражаться воценивании достоверности явно:
— проверкаистинности утверждения;
— проверкасуществования объекта, заданного некоторыми свойствами; — поиск ошибки вусловии или решении задачи;
— оцениваниеправильности предложенного готового решения;
— выполнениепостроения, расчета, преобразования и т. п., которое невозможно выполнить всилу противоречивой исходной информации.
8. Задача наизбыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информациина полноту.
9. Задача нанедостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходеоценивания полноты информации. Следует отметить, что в конкретном задании могутреализовываться сразу несколько указанных приемов обработки информации.
Вмеждународном исследовании PISA задачи строятся на основе трех категорийжизненных ситуаций. Во-первых, это задачи, которые имеют прямое отношение кповседневному опыту учащегося, например, приобретение билета на электричку,покупка продуктов в магазине или чтение инструкции по приему лекарства.Во-вторых, для построения задач используются ситуации, связанные с процессомобучения, или будущие профессиональные ситуации. Эти ситуации могут бытьсведены к повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может бытьсвязано с такими школьными предметами, как биология, химия, география. Наконец,реальная жизненная ситуация может потребовать от человека работы с публичнойинформацией из газет, журналов, телепередач и Интернета.
В комплексноезадание по формированию и оцениванию функциональной грамотности включают толькоте задачи, контекст которых полностью соотносится с содержанием ситуации,заявляемой в задании. Над какими компонентами функциональной грамотностиработают учителя истории и обществознания? На уроках истории в основном,читательская грамотность. На уроках обществознания помимо читательскойграмотности, финансовая грамотность, которая может включать математическуюграмотность. Добавляется — глобальные компетенции и креативное мышление.Формировать глобальные компетенции предлагается начинать через ситуационныезадачи. Почему именно они?
1. Ситуационныезадачи для учащихся могут выполнять несколько функций:
— актуализироватьразвитие отдельных функциональных умений, связанных например, с освоениемсоциальных ролей члена семьи, горожанина, потребителя и др.);
— формироватьключевые компетентности (информационную, коммуникативную).
2. Многиеситуационные задачи предусматривают работу с текстами разных видов(справочными, популярными, научными, художественными), обсуждение и анализкоторых развеивает «грамотность чтения». Существуют разные модели заданий покреативному мышлению. Одна из них – письменное самовыражение.
Изд-во НИМРО в2021 г. выпустило учебное пособие УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ.
Издательство«Просвещение» выпустило сборники эталонных заданий по всем компонентамфункциональной грамотности для использования в обучающих целях педагогами науроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы дляорганизации внутришкольного мониторинга функциональной грамотности.
Заключение. Всовременном быстро меняющемся мире переориентация системы образования наразвитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством,обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Осмыслениеположительных сторон традиционного отечественного образования и достиженийкомпетентностной модели образования приводит к пониманию принципиальнойпреемственности и их взаимодополняемости.
Развитиефункциональной грамотности возможно на основе сформированной академическойграмотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональнойграмотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельнаязадача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условияхпроисходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения наобразовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся:«что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Приэтом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитиюразличных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный поход.
Конецформы
