Консультация для воспитателей
«Осваиваем новый интерактивный метод
работы с детьми – сторителлинг»
Цель консультации:
познакомить педагогов стехнологией «сторителлинг».
Задачи консультации:
-познакомить педагоговс технологией сторителлинг и использованием ее в работе с детьми дошкольноговозраста;
-развивать интерес коригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять напрактике данные технологии.
Все мы не раз замечали,как внимательно дети слушают, когда мы рассказываем им сказку, и как быстро ониначинают отвлекаться, если мы читаем ее в книге.
Что привлекает их впервом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированныеистории, чем заученные тексты.
Чтобы научитьсяправильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение вработе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинг, который полезен нетолько детям, но и нам педагогам.
Методику сторителлингаразработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, чтоистории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, ониувлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Термин возник отслияния английских слов story – история и telling –рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способпередачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.
В русском языке этомутермину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа,исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях(книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самомпедагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Чем этот метод можетбыть полезен в работе с детьми?
Остановимся подробнеена целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.
Цели: захватить внимание детей сначала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатиюк герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
— развивать красивуюграмотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях напублике;
— способствоватьраскрытию талантов и самовыражения;
— наглядно мотивироватьпоступки героев;
— формироватьумственное восприятие и переработку информации, желание общаться.
Какиевозможности дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет:
— разнообразитьобразовательную деятельность с детьми;
— заинтересоватькаждого ребенка в происходящем действии;
— обогатить устную речьдошкольников;
— облегчить процессзапоминания сюжета.
Сам прием не требуетзатрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен впроцессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детейбольшой интерес, развивают
фантазию, логику.
Какиевиды сторителлинга можно использовать для развития речи дошкольников?
Выделяют три видапедагогического сторителлинга:
— классический,
-активный,
-цифровой.
-Классическийсторителлинг, гдереальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самимпедагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как примериспользование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе сдетьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущуюроль рассказчика.
—Цифровойсторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание историидополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как примерозвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольноговозраста.
—Активныйсторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются еепроблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процессформирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Как использоватьсторителлинг в образовательной деятельности?
Технику сторителлинг можноприменять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждаялексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Нужно рассказывать так,чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошееповествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданныйрассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он этоделает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать.Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели»действие, захотели поучаствовать в нем.
А как же историисоставлять?
-Историю нужно сделатьживучей. Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Дляэтого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям.Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любятпутаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет иминтересен.
-История должна бытьубедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжетыили животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детейтемы, способствовать решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» вправдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. Правильнорассказанная история воздействует на детей и их поступки.
-Историядолжна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс изменений. Спомощью этого метода можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникамнормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется подсознание,которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Врезультате ребенок получает опыт, изложенный естественно и без поучений.
В структурутехники сторителлинг входят следующие основные элементы:
-Вступление – должновызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживатьего. Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся сгероем.
Варианты вступления:
• Когда-тодавным-давно….
• Садитесь поближе, явам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве,в некотором государстве…
• Жили-были….
•Это произошло темной идождливой ночью…
Я вам расскажу про токак …
-Развитиесобытия — здесь выявляются сюжетные направления и нравыперсонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблемуили конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается вситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-торешений.
-Кульминация — именно здесь происходит накал всех страстей. В этойчасти герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся всеответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
-Заключение — как вбасне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ однимпредложением.
Правила техникирассказа историй:
— Начиная сочинятьисторию, необходимо придумать ее визуальный контент (информация, котораясопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графическийдизайн). Визуализация поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузитьребенка в воображаемый мир
— Начиная историю оприключениях героев, всегда учитывайте возраст детей и их настроение.
— Начинайте историю сзавязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывалапро то, как я..», «Однажды со мной произошла такая история,,,». Это сразупривлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событияхи героях.
— Рассказывайте историюдоступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Основнойперсонаж непременно должен вызывать симпатию.
— Можно использоватьоткрытые вопросы в адрес детей, которые привлекают их к участию в рассказыванииистории.
— При необходимостипоменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончаниеистории.
Как построить образовательнуюдеятельность?
Метод сторителлингаприменяют совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки,конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
Для младшеговозраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как конверт –доска и кубики историй с простым сюжетом.
-Конверт-доска(отанглийского сonvert – преобразовывать) – плоскостное
Изображениес помощью рисования или лепки на определенную тему. Оно может использоваться напознавательных занятиях и в изобразительной деятельности. Благодаря такойтехнологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материалапедагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различнымиэлементами или удалять их с помощью стеки. (Элементы этого средства выувидите на педагогическом мероприятии с детьми).
-Кубики историй (Сопровождаетсяпоказом) – игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которыепогружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Историю можно составлять безопределённой темы.
И я предлагаювам, сейчас составить свою историю.
Правила игры таковы:
— Договориться, ктоначинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
— Вы можетеиспользовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу — сказказа 5, 6, 7,.. ходов.
— Первый игрок береткубик, выбирает любую картинку на верхней грани, начинает рассказыватьисторию.
— Последующие игрокисовершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
— Начать историю можноиспользуя варианты вступления: «Однажды…», «Когда-то давным-давно…», «В некоторомцарстве, в некотором государстве..»
(Сочинение историипедагогами)
«Кубики историй» -настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но иочень увлекательно!
В заключении хочуподвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых. Делаетробких- смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому, чтосочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Научиться говорить, можнотолько говоря.
Скилеф (ФеликсКирсанов)
|