Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования
Центр развития творчества детей июношества «Радуга»
Левобережного района
Открытое занятие
Тема: Знакомство с классическим танцем:«Погружение в балет «Щелкунчик»
Педагогдополнительного образования Зубко Алиса Сергеевна
Воронеж 2022
Тема: Знакомство с классическимтанцем: «Погружение в балет «Щелкунчик»
Продолжительность занятия: 40 минут
Тип занятия: изучениенового материала.
Цель: пробудить интерес и желание заниматьсяклассическим танцем.
Задачи:
1. Обучающие:
— знакомить с движениями классического танца;
— формировать координацию движений.
2. Развивающие:
— развивать координацию движений, сообразительность итанцевальность.
— развивать эмоциональность, гармоничность и соответствие движенийсодержанию музыки.
— развивать чувство ритма имузыкальный слух.
3. Воспитательные:
— воспитывать патриотизм, приобщение к русской культуре, любви к классическомутанцу
— воспитывать эстетическоевосприятие музыки, эмоциональную отзывчивость, нравственность.;
— воспитать чувство красоты.
Форма проведения занятия: беседа,практикум, игра.
Методы обучения:
1. словесный: объяснение отдельных понятий,правил исполнения движений;
2. наглядный: показ выполнения элементов:
3. стимулирования: определённые поощрения вформировании мотивации, интересов в овладении знаниями, умениями инавыками;
4. проверка знаний и умений: текущие наблюдения.
Материально-техническоеобеспечение: музыкальная колонка; музыкальныйинструмент: фортепиано; фигурки Щелкунчика и Мышиного короля; картина; ёлка; маленькиефигурки Щелкунчика.
План занятия:
1.Вступительная часть (5 минуты):
· Организационный момент
· Сообщение темы занятия
· Цели и задачи занятия
· Приветствие
2.Основная часть (30 минут):
· Разогрев
· Партерная хореография
· Прыжки на середине зала
· Игра и импровизация
· Повторение проученных элементов
· Показ танцевального этюда
· Восстановление
3.Заключительная часть (5 минуты):
· Подведение итогов занятия
· Рефлексия
Ход занятия:
1.Вступительная часть:
Организационный момент (главная цель —это замотивировать обучающихся на хороший результат).
Педагог: Добрый день,ребята! Я очень рада вас сегодня видеть и от этого у меня прекрасное настроение!А как у вас настроение? Какие новости вы мне расскажите?
Посредством беседы сучащимися узнать об их настроение, создать позитивную атмосферу.
Сообщение темы занятия: А вы обратиливнимание, что сегодня наш зал изменился? У нас появились кулисы, декорации иреквизит. А где это все используется? В постановках, танцах, спектаклях и,конечно же, в балетах. Что такое балет вы уже знаете. Этоспектакль, которыйможно увидеть на большой сцене. Основными видами танца в балете являются классическийтанец, которым вы как раз обучаетесь. Балет почти всегда начинается сувертюры, вступления. Сейчас вы слышите увертюру (концертмейстер играетувертюру из «Щелкунчика» П.И. Чайковский) из самого новогоднего балета,который идет во всех театрах в праздничные дни – «Щелкунчик». Кто такойЩелкунчик? Это вид щипцов для орехов в виде куклы. И вот увертюразаканчивается, а спектакль начинается, и артисты балета выходят на сцену.Поприветствуем зрителей и сделаем поклон.
Учащиеся встают на свои места. Под музыкуделают поклон по первой позиции (на 8 счетов).
2. Основная часть:
Педагог: Начинаетсяпервый акт: разогрев. Мы отправляемся в гости к главной героине балета «Щелкунчик»- Маше.
Дети выстраиваюткруг и выполняют танцевальные шаги по кругу.
Педагог: Перваядорожка — это тоненькая веревочка через обрыв, поэтому мы будем шагать маленькимиприставными шажками.
Выполняется подставной шаг пятка кносочку. Задача учащихся держать равновесие и крепкую спину.
Педагог: Молодцы! Атеперь идем как медведи».
Заваливаемся на большой палец, а потом намизинец.
Педагог: Мы вышли на тропинку и по нейшагаем с носочка.
Прямую ногу вытягиваем вперед и наступаемс натянутого носка. Главное в упражнении показать натяжение ног.
Педагог: Теперь шагаем по лесу среди елочек.Поднимемся на полупальцы чтобы достать шишки.
Выполняется шаги на полупальце. Следим завытянутыми коленками и поднятым подбородком.
Педагог: А теперьидем на пяточках, потому что дорожка вся в ямка».
Выполняется шаги на пятке.
Педагог: А как мы будемидти по сугробам? Высоко поднимая колени.
Шагаем, высоко поднимая колено, носокнатянут в пол и прижат к коленке рабочей ноги.
Педагог: О! Нет! Влесу рыщет волк. Убегаем от волка.
Бегунок — ноги сгибаются в коленях наполную амплитуду, пятки достают до ягодичной мышцы, носки натянуты.
Педагог: А как бегутлошадки.
Быстрая переменнавысоко поднятых колен, носки натянуты в пол.
Педагог: Молодцы! Отдыхаем,шагая с носка и хлопая себе.
Ритмические шаги сноска, которые сочетаются с хлопками.
Педагог раскрывает кулисы и появляетсяелочка
Педагог: Мы с вамипришли с мороза в гости к Маше праздновать новый год. И здесь возле елки мыразогреемся.
Обучающиеся встаютна свои места и начинают суставную разминку. Разогреваем шею, делая наклоныголовы. Плечи, поднимаем вверх-вниз. Наклоны корпуса «столик». Тянемся вскладочке 8 счетов. Переменные шаги вперед-назад. Удержание планки 8 счетов.Наклоны в складочки ноги по 6 позиции. «Пенечки» — приседания в положении накорточки. Удержание «пенечка» 8 счетов. Музыка меняется, и дети делают «мячики»8 счетов и «лягушки» 8 счетов.
Педагог: Все большиемолодцы! Вы отлично разогрелись. А нашей Маше подарили Щелкунчика на новый год.
Педагогдемонстрирует игрушку Щелкунчика.
Педагог: И ночьюкогда все гости разошлись, Щелкунчик оживает и оказывается, что это не простоигрушка, а заколдованный принц. Его превратил в игрушку Мышиный король.
Педагогдемонстрирует игрушку Мышиного короля.
Педагог: И что быопять стать человеком, Щелкунчику надо победить Мышиного короля. Ребята, выпоможете Щелкунчику? Тогда надо потренироваться.
Обучающиеся занимаютсвои места и садятся на ковер. Первое упражнение: разминка стоп. Сокращениестоп, раскрытие ног в первую и шестую позиции, натяжение стоп, работа стопамипо кругу, тянуть стопы на себя, работа пальцами ног.
Педагог: Вы большиемолодцы! А теперь порастягиваемся.
Второе упражнение:наклоны корпуса. Наклоны двумя руками к ногам, боковые наклоны, закачка косыхмышц, наклоны вперед, поперечный шпагат.
Педагог: Отлично!Щелкунчику победить мышей помогали игрушечные солдатики, а так же и другиеигрушки. Какие например? Медведи, зайцы, жирафы… А коты помогали? Какие котыбывают? Конечно, добрые и злые.
Третье упражнение: кошечка.Выгибаем и прогибаем спины, сопровождая движения спиной мяканьем и шипеньем.Обучающие ложатся грудью на пол и раскрывают грудной отдел.
Педагог: Молодцы! Унас остался финальный бой: закачка спины. Поможем друг другу.
Четвертоеупражнение: закачка спины. Обучающие делятся на пары и по очереди закачиваютспину, отрывая грудную клетку от пола как можно выше.
Педагог: Всесправились заданием. И с помощью друзей Щелкунчик одерживает победу над мышами.Маша бросает туфельку в Мышиного короля, и он так сильно возмущается от этого,что лопается. И добро побеждает над злом. Все игрушки от радости прыгают, и мыс вами встанем попрыгать».
Обучающиеся встаютна свои места. Совершаю прыжки по линиям: простые и поджатые.
Педагог: Когда Мышиныйкороль лопнул, заклятие пало, и Щелкунчик вернул свой человеческий облик.Дружба помогла разрушить злые чары. И вы должны поддерживать друг друга ипомогать друг другу. Поэтому слушаем слова песенки и выполняем движения, окоторых поется.
Включаем песню«побежали парами», обучающиеся играют, повторяя движения из песни.
Педагог: Щелкунчикпревратился в принца, он забирает Машу в свое королевство. В честь возвращенияПринца устраивают большой праздник, на который приезжают куклы из разных стран.Представьте, как могли бы танцевать куклы из Испании.
Звучит музыкаиспанского танца и обучающиеся импровизируют под фрагмент мелодии.
Педагог: А кактанцуют восточные куклы?
Звучит музыкавосточного танца.
Педагог: А теперькитайские куклы
Звучит музыка китайскоготанца.
Педагог: ну иконечно приехали куклы из России, как танцуют они?
Звучит музыка изрусского танца.
Педагог: Но у вастоже есть танец! Давайте повторим движения из вашего танца».
Повторяемтанцевальные связки из танца «Французская пастораль».
Педагог: Отлично!Станцуем свой танец на празднике Принца и Маши?
Обучающие занимаюсвои места, и исполняют танец «Французская пастораль».
Педагог: Поздравляювас! Вы молодцы! Самый последний танец в балете – это вальс цветов. Это грандиозныйвальс, означающий победу добра над злом. А мы с вами сделаем пор де бра подмузыку этого вальса.
Обучающиеся занимаютсвои места на середине зала. Начинают выполнять первое пор де бра.
З. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Сегодня вы познакомились с самымновогодним балетом «Щелкунчик». Узнали героев этой истории. И в память об этомзанятие я дарю вам маленьких деревянных Щелкунчиков. Как Маша когда-то получилав подарок такую игрушку, теперь и вы будете иметь своего Щелкунчика, которогоможно разукрасить, как вам захочется. А 30 декабря мы идем в театр оперы ибалета смотреть как артисты балета исполняют этот балет. Чтобы вы тожепрофессионально исполняли свои номера я попрошу вас сегодня прийти домой и показатьмаме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату, кошке и собаке танцевальные связкииз вашего номера.
Давайте закончим занятие поклоном какнастоящие артисты.
Выполняют поклон на 8 счетов.
Педагог: А теперь мы поддержим, друг другагромкими аплодисментами и попрощаемся. Спасибо и до свидания!
Самоанализ:
1. Прошел ли урок как я планировала?
2. Что случилось того что я не ожидала?
3. Справилась ли я с целью?
4. Выполнила ли поставленные задачи?
5. Чтобы добавила? Или изменила?
6. Довольна ли занятием?