Бюджетное учреждение Тверской обл. г. Бологое
МБУДО «Художественная школа»
Конспект открытого урока.
Тема: «Фотоательев прошлом и Фотозона в современном мире.»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
ТимонинаО.В.
Цель: познакомить учащихся с историей фотоателье СССР. Познакомитьдетей с фотозоной в современном мире. Совместная деятельность учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
1. узнать историю фотоателье и фотозоны;
2. ознакомить учащихся сразными дизайнами фотозон;
3. научить поддерживать беседу, выражать свои мысли.
Развивающие:
1. развитие воображения;
2. развитие художественного вкуса;
3. развитие познавательной активности детейпосредством ознакомления с условиями съёмки разного времени.
Педагогические:
1. раскрыть творческий потенциал детей и подростков;
2. сформировать навыки работы в команде;
3. создать условия для творческой реализации детей и фотографиикак вида искусства.
Виды деятельности:
1. творческая;
2. коммуникативная;
3. двигательная.
Методы:
1. Словесные: лекция про историю фотоателье советской эпохи иисторию современных фотозон.
2. Наглядные: Презентация на кинопроекторе фотографий снятых в старом фотоателье и фотографий наших современников сделанных в настоящее время сиспользованием фотозоны.
Оборудование на уроке: Кинопроектор, фотоаппарат.
Структурный план урока:
- Организационный момент. (5 мин.)
- Вводная беседа по теме: Фотоателье в СССР. (10 мин.)
- Фотозона в наше время. (10 мин.)
- Анализ фотографий. (10 мин.)
- Выводы. (5 мин.)
- Фотосъёмка. (20 мин.)
Содержание урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок, посвященный такомувиду искусства, как «Фотозона в современноммире». Но сначала мы с Вами познакомимся систорией старых фотоателье и узнаем, чем они отличаются от современных фотозон.(Слайд 1. Фотоателье советской эпохи.)
В тедалекие советские времена, когда жили ваши дедушки и бабушки собственный фотоаппаратбыл роскошью и создание фотокарточки своего ребенка было довольно труднымпроцессом, поэтому большой популярностью пользовались фотоателье. Там мастерасвоего дела, которые имели художественное образование, создавали прекрасные фотопортреты.У простыхсоветских людей, фотографировать детей было принято в связи с каким-то значимымсобытием в жизни ребенка: обязательно делалась фотография, когда ребенкуисполнился 1 годик, день рождения, в новый год в костюме снежинки или зайчика,ещё когда он шел в школу. На обратной стороне таких памятных фотокарточек сдетскими мордашками обязательно было принято писать нечто такое: «На долгуюпамять дорогой тете от племянницы. Даша, 4 года». (Слайд 2. Портретребенка.)
Сегодня сделать фото иликак сейчас говорят «сфоткаться» – дело обыденное, а в советские времена этопревращалось в настоящий праздник, ведь свой личный фотоаппарат марки «Смена»или «ФЭД» был недоступной роскошью и поэтому родители вели своих чад внастоящую мастерскую чудес – в фотоателье. Давайте представим как же выгляделофотоателье! А выглядело оно так: полутемная комната, стульчик, огромный фотоаппаратс большим мехом в виде гармошки и на длинных ногах. (Слайд 3. Фотографияфотоаппарата.) Множество осветительных фонарей, белых зонтов слампами внутри, неподвижных или сдвигающихся фонов, высоких и не оченьтабуретов, детских игрушек лошадок-качалок, кукол, домиков, зверушек, шляп,разных занавесок и много другого реквизита. Обязательно было специальное местос высоким табуретом и фоном для съёмки на документы. Клиента сажали на этоттабурет, освещали несколькими фонарями с разных сторон, подсвечивали фон, затемначиналось самое главное… Фотограф направлял на вас объектив такогофотоаппарата, накрывался чёрным покрывалом, крутил колёса на массивномосновании, поднимая или опуская аппарат, двигал его туда-сюда, командовал кудаповернуть или поднять-опустить голову, выбирая ракурс… Затем убирал покрывало,одевал на объектив крышку, менял рамку с матовым стеклом на кассету, крутилкольцо диафрагмы на известное только ему значение и говорил —улыбнитесь! или сейчас вылетит птичка! И делал один единственныйснимок! (Слайд 4. Фотографии детских портретов в старом фотоателье.)
Шли годыи вкусы советских граждан во многом формировало телевидение, а именномультфильмы и детские передачи, и на детских фотопортретах это тоже можноувидеть. В 1964 году вышла передача «Спокойной ночи, малыши!» с Хрюшей,Степашкой и Каркушей. А после выхода мультфильма с крокодилом Геной иЧебурашкой начали появляться фото детей с плюшевыми героями этих и многихдругих мультфильмов (Слайд 5. Фотографии детскихпортретов с игрушками.) В 80-е годы вошли в моду фотографии детей солимпийским мишкой и фото у берёзки. (Слайд 6. Фотографии детских портретов уберёзы.)
Навернякау каждого дома есть фотографии родителей, бабушек или дедушек, изготовленные вфотоателье тех времен.
Задание на дом: посмотретьдома с родителями фотографии их детства, обсудить как они сфотографированы(одежда, причёска, игрушка, фон, настроение ребёнка). Расспросить родителей,бабушек и дедушках, что они помнят о тех днях и о старых добрых волшебныхфотоателье.
А теперьпереходим к вопросу что же такое фотозона сегодня и чем она отличается отфотоателье.
Фотозона-это специально подготовленный и задекорированный фон, накотором производится фотосъемка участников торжественных событий. (Слайд 7фотозона). Оформление места для фотосъёмок на праздниках имеет огромнейшеезначение, ведь фотографии хранятся долго, отправляются разным людям. Чеморигинальнее и разнообразнее будет декор, тем более запоминающимися получатсякадры, оставшиеся после мероприятия.
Историческая справка: когда появилась перваяфотозона? (Слайд 8.)
Специальные площадки появились еще в 1925-м:фотограф Анатоль Йозефевиц открыл в Нью-Йорке кабину «Фотоматон». Позжеизобретение назвали фото-будкой. За 25 долларов печатали полосу из восьмиснимков.
Фото-будки оставались популярными и в 2000-е.Из-за высокой стоимости арендовать кабину для съемки затратно, поэтомуорганизаторы мероприятий придумали оформлять место для желающихсфотографироваться. Так и появились фотозоны. Фотозоны за последние нескольколет стали одним из главных праздничных атрибутов. Для декорирования фотозон используют различные материалы: живые иискусственные цветы; ленты, банты, кружева; воздушные шары; рамы различнойформы и размера; текстильные драпировки; огромные буквы и цифры; фотоколлажи;искусственно состаренная мебель; пенопластовые колонны, ширмы, лепнина и т.д. Самойэкономной и выигрышной идеей является самостоятельное оформление фотозоны.Решений может быть множество и все зависит от желания и фантазии. Фотозона кпразднику может быть оформлена самыми разнообразными способами в любом стилекак в помещениях, так и на открытом воздухе – каких-либо общепринятых и темболее установленных правил здесь нет, лишь бы снимки получились интересные ипамятные.
Давайте рассмотрим несколько примеров фотозон:
1.Самый простой вариант-это пресс-стена. В основном для созданиятакой ширмы используются шторы, тюль, бумага и другие ткани. (Слайд 9 фотозона в классическом стиле.)
2. Фотозона в раме от картины.Фотографирование принесет море веселья. В результате – большое количествосмешных фото и довольные гости. (Слайд 10фотозона в раме.)
3. Уголок для отдыха. Оформляется такая зона креслами илискамейкой, вокруг которых создается романтическая атмосфера. Здесь можно отдохнуть и сфотографироваться на память.(Слайд 11 фотозона в романтичном стиле.)
4. Фотозона на день рождения украшается в соответствии синтересами именинника, его возрастом, полом, родом занятий. (Слайд 12 фотозонана день рождения.) Для этого используются подручные материалы, карнавальныекостюмы и собственная фантазия. Можно нарисовать торт, свечи. Цифру возрастаименинника. Сделать всем весёлые колпачки и много другое. Кто может мнесказать, что можно добавить ещё для фотозоны именинника?
4. Большая меловая доска — это фотозона, нарисованная мелом, можетукрасить любой праздник, и деловое мероприятие. (Слайд 13 фотозона школьная доска.) Изюминка такого оформления втом, что гости смогут оставлять на доске свои пожелания и сразу жефотографироваться. Где особенно актуальна такая фотозона? Конечно в школе!
А теперь пришло время познакомиться с нашей школьной фотозоной!Занавес открывается и перед ребятами фотозона выполненная педагогами нашейхудожественной школы. В нашей школе фотозоны постоянно обновляются по сезонам.Первую фотозону мы сделали в 2019 году (Слайд14 фотозона 2019 г.) Теперь смена фотозон в нашей школе стала неизменнойтрадицией. Давайте обсудим нашу фотозонуи внимательно её рассмотрим.
Вопросы:
1. К какой тематике можноотнести нашу фотозону?
2. В какой цветовой гаммевыполнена данная фотозона?
3.Какие материалы использованы для декорирования?
4. Сколько снимков с разных ракурсов можно сделать на даннойфотозоне? Ответ (Много снимков разного ракурса.)
5. Хотели бы вы принять участие в изготовлении фотозоны кследующему сезону?
6. Понравилось ли Вам занятие?
«Настоящий он художник!» —
Все с восторгом говорят,
Но в руках его не кисти —
Только фотоаппарат.
Он мгновение любое
Может вдруг остановить,
Чтоб потом для нас с тобою
Все на пленке сохранить.
Снимет он семейный праздник,
Утренник или банкет,
А еще в хрустальной вазе
Замечательный букет.
Мир огромный он покажет,
И не покидая дом,
Обезьянку, кобру даже —
Всех на фото мы найдем.
А теперь признайтесь честно,
Получив фотопортрет,
Что профессий интересней
И важнее просто нет!
Подведениеитогов, результатов.
Я думаю, что мы сегодня узнали много нового и интересного. предлагаюустроить небольшую фотосессию. Пофотографировать друг друга и сделать общеефото всем вместе на память. Мне очень было приятно с вами работать. Желаю вамновых открытий, творческих успехов. Спасибо за работу.
Занятие окончено. До свидания!
Список использованных источников илитературы
1.http://vopros-remont.ru/obshhie-voprosy/fotozona/
3. https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160819/233026910.html
4. «Портретная фотография «ФранцФлидлер издание 1957 г.