X-PDF

Открытый урок гжельская майолика

Поделиться статьей

 

 


Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

средняяобщеобразовательная школа № 1

г. Южи Ивановской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектоткрытого урока по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУ
«Приемы гжельской росписи»

(3 клАсс) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Симкина Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов.

МБОУСОШ №1 г. Южа Ивановской области

 

 

 

                                                     г. Южа 2021

 

Цели:

— Продолжить знакомство учащихся с  традиционным народнымхудожественным промыслом – гжель, с его основными принципами.

— Ознакомить с техникой выполнения: особенностями в гжельском мазке, особенностямиизображения гжельского орнамента.

— Научить применять технику выполнения  гжели.

— Развивать  умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетомформы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность ивнимательность.

— Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствоватькрасоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

— Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.

Планируемыерезультаты:

личностные:

     — понимание социальной роли обучающегося;

     — стремление воспринимать новую информацию;

  метапредметные:

     — умение понимать учебные задачи урока и стремиться ихвыполнять;

     — умение вступать в речевое общение;

предметные:

    — развитие творческих способностей обучающихся;

   — знакомство учащихся с традиционным народным художественнымпромыслом – гжельская майолика, с его основными принципами и техникойвыполнения.

 

 

Оборудование: ПК (вкл. презентацию –«Русская керамика. Гжельскаямайолика»), образцы технологии работы, кисти, стаканчики с водой, гуашь,палитры, образцы рисунков «Гжель», трафареты.

Оформление доски: образцы технологии работы, образцы рисунков «Гжель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I.Актуализация знаний

 

 1.Организация класса

 

А) Приветствие детейс учителем.

Б) Проверкаготовности к уроку.

В) Повторениепройденного:

3 слайд.

–Здравствуйте, ребята, у нас сейчас будет урок изобразительноеискусство.

— Давайте проверим все ли материалы на месте? Ко всем липожаловала королева-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком,который утешает королеву, если она сильно вымокнет в воде.

 

4 слайд.

— Давайте вспомним, окаком народном промысле мы уже говорили на уроках? (Хохломская роспись ,Городецкая роспись)

-Какие цвета здесьприменяют?

-Отлично, молодцыребята.

 

 

            2.Формулирование темы и целиурока, создание мотивации к работе.

 

2.1. Постановкапроблемы

 

Сейчас Залетова Валерия нам расскажет одностихотворение и из этого стихотворения мы узнаем тему нашего урока.

 

Чудос синими цветами,

Голубымилепестками,

Синимицветочками,

Нежнымивиточками.

Набелом фарфоре,

Какна заснеженном поле,

Из– под белого снежочка.

Растутсиние цветочки.

Неужели,неужели,

Выне слышали о Гжели?

 

Тема нашего урока какая ? «Приемы гжельской росписи».Давайте я и Толкачев Аким вам немного расскажем историю, а вы внимательнопослушаете.

 

3. Работа над темой урока

 

 

 

 

5 слайд

 

— С давних временнедалеко от Москвы среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов иперелесков, расположилось несколько небольших деревушек. (Толкачев Аким)- Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, аиногда Огжелью или Акжелью. Происходящее название промысла «Гжель» до сих порвызывает немало толкований, но наиболее правдоподобным кажется созвучие этогослова с глаголом «жечь», то есть обжигать глину, делать керамику. Гжельскиеумельцы испокон веков жгли глиняные горшки, игрушки, поэтому и названиепромысла отражает основной вид деятельности людей. Свои секреты гжельскиегончары передавали от дедушек к внукам.

-Эти изделия они поособому расписывали.

-А знаете ли вы какиецвета используются? (белый, синий)

6 слайд

— Верно, но Гжель не всегда была сине-белой. Сначалаизделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел тольконачинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписьюпо белому. Называлось это майоликой. Каких только форм и росписей небыло в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельскаямайоликовская роспись была народной, красочной по цвету.

7 слайд

— А сейчас  вам Гурылева Александрарасскажет интересную «Легенду о происхождение Гжели»

Гурылева  Александра:

— В далёкой стране, где всегда царит лето,у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета — ибелые, и красные, и розовые.

Вот однажды собрался купец за товаром вразные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» — сказалаона. И купец уехал.

Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима.Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда гжельские мастера увидели этунеобычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купецже вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. 

Так появилась гжель.

8 слайд. Учитель:

-После этого стали использовать синие, белые, краски.

-Ребята, а хотите попасть в мастерскую Гжельских мастеров?

Тогда закроем глазки. И так раз, два, три откройте глазки. Мы свами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

— В чем же секрет сказочной гжельской посуды? Как же ееделают?

9 слайд.

Сегодняна нашем уроке вы узнаете и научитесь:

 Изкакого материала создаются изделия,
Какие основные цвета в росписи,
И какие бывают виды орнаментов в Гжели.
Так же научитесь изображать элементы росписи .

-Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Посмотрим сначала  на интерактивнуюдОску, а затем посмотрите у меня в руках  и на выставочном столе находятсяизделия, настоящие изделия . (Доску Выключаем)

Изкакого материала создаются изделия?( глины).

Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло отгреческого «керамос», что значит глина.  Самая ранняя керамика использоваласькак посуда из глины или из смесей её с другими материалами.

— Какие основные цвета в росписи? (белый и синий). 

-А почему именно эти цвета?

-Таквеликие мастера, а вы знаете, что такое орнамент? Орнамент- это узор, которыйповторяется и чередуется.-Молодцы.

-Акак вы думаете какой орнамент используют  художники? (геометрический,растительный и сюжетный.) Если не знаете, то как раз

Цельнашего урока – познакомиться с видами орнаментов Гжельской росписи.

-Ребята запоминайте сейчас какие бывают орнаменты.

-Бывает: растительный орнамент — это травка, злаки, ягоды, веточки,листья, букеты цветов. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза, воттак она выглядит, посмотрите на  доску (картинка гжельской розы), но она в исполненииочень сложная.

-А еще есть геометрический орнамент. Прежде всего, это шашечки – вдольбортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки»,«усики»). 

-Кстати бывают и сюжетные орнаменты. У вас на столе лежат картинкитакого орнамента, рассмотрите и давайте найдем какие элементы вы там видите,какие орнаменты? Этоприрода и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.

 

Физминутка

 -Встанем отдохнуть. Послушайте:

Чудо – птицыприлетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

 

4.Подготовка к росписи.

-Сейчас, мы попробуем их изобразить основные элементы гжельскойросписи. И. На столе у вас лежит листочек, на нем вы попробуете выполнитьвместе со мной, только я буду выполнять на большом листочке, чтобы вам всембыло хорошо видно.

-Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельскихузоров — точки, штрихи  и линии. (на доске примеры) 
Давайте попробуем их изобразить. -Линии и штрихи –они должны быть тоненькими,рисуем кончиком кисти сразу синей гуашью. ТРИ ЛИНИИ рисуем до середины листа, слево на право. Штрихи рисуем сбоку сверху вниз.
(За учителем дети рисуют.)

Получилось? –Хорошо. Приступаем к следующим орнаментам:

-Бордюры — простейшие орнаменты.
Пробуем. Можно смешать белую и синюю краски, получим новые оттенки. Чтобы дужкиполучились красивые и аккуратные, мы также рисуем кончиком кисти, не давим нанее. (Повторяют за учителем.)

Получилось? –Отлично. А теперь

-Капельки, и составные из них узоры. Капельками хорошоизображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки — примакиваниемкисти. Примакнули и отпустили.

(Каждый элемент представлен на доске, рассказывая про него, яодновременно рисую на листе, который прикреплен к доске. Вместе со мной рисуютученики).

5. Практическая работа.

 А теперь за работу. В сопровождении с музыкой связанной с«Гжелью».  Работаем мы в группе. Напомню вам правила работы в группе: Слушай друга, не перебивая, говори спокойно и ясно, говори только по делу, говори поочереди, реагируй жестами и знаками, убедись, что в разговоре участвует каждый,обращайся к другу по имени.

Итак. На столе лежит у каждой группы конвертик, в немзадание. Капитан группы достает задание и показывает своей группе. Вот ребят у васу каждой группы разные сервизные наборы, но только они непривлекательные и выих сейчас украсите таким орнаментом ,которым написано в задании , ваш сервиз вгруппе должен быть максимально похожим друг на друга.

У первой группы какой сервиз? И какими элементами будетеукрашать сервиз?

1 группа – обрамляют Кофейный сервиз геометрическим стилем:сеточкой или бордюрами.

2 группа- чайный сервиз. Украшают точечками, капельками имазками.

3 группа- Столовый сервиз, украшают линиями, штрихами,точками, бордюрами.

Приступаемк работе, выполняем тонкой кистью, этап за этапом.

Во время практической работы учитель делает обходы:

— контролирует организацию рабочего места;

— контролирует правильность выполнения задания;

— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

 

Теперь ребят, чья группа закончила, у васна столах лежат Ватманы, на нах приклеиваем свои сервизы, и по очереди откаждой группы капитан  продемонстрирует результат всей группы и немногорасскажет какое у вас было задание и как ваша группа справилась с заданием.–Прошу от первой группы выйти капитану и  показать и рассказать , чтополучилось.

-Молодцы ребятасправились с заданием, сегодня вы получаете все отличную оценку. Спасибо, присаживайтесь,

-Теперь  второй капитанот  группы нам скажет какое у вас было задание и как вы справились.

-Ваша группа справиласьтоже на отлично, все требования выполнены, Ваша группа тоже зарабатываетотличную оценку. Спасибо, присаживайтесь.

-И третья группапожалуйста покажите нам свою красоту. –Третья группа идеально справилась сзаданием, вы ребята заработали тоже отличную оценку. Присаживайтесь.

 

(По окончаниюработы ребят, на ватман каждая группа приклеивает свой сервиз и по очередикаждая группа выходит и демонстрирует свои работы. И учитель сразу оцениваетрезультат работы.)

 

6. Рефлексия

7. Итог урока.

-Итак, подведем итог нашей работы.

— Что нового узнали?Чему научились?

-Продолжи фразу :сегодня на уроке я узнал….

— Как работал ты?

— Какие чувствавызывают у тебя работы твоих одноклассников?

У вас рядом лежат трипрямоугольника : Синий, белый и черный.

-Если вы довольнысвоей работой покажите мне синий кружочек.

-Если у вас что-то неполучилось в вашей работе, но вы поработали хорошо, покажите белый кружок.

-Если совсем неполучилось, покажите черный кружок.

 

Хорошо, вы ребятасегодня, как настоящие мастера, отлично потрудились, но урок подошел к концу.Спасибо всем за работу урок закончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и интернет ресурсы.

 

1.Маленькиечудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. 2.Тарановская ;рис. А. Аземши. — Л. : Детская литература, 1981

3.Л. А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. под ред. Б.М.Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika

5.Н.А.Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. 5.Неменского.Москва, «Просвещение», 2015 г.

6.Пособиедля учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 7.Декоративно -прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. Неменского.

8.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/golubaya-gzhel

9 . http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-isksstva-po-teme-gzhelskaya-mayolika

10. https://www.google.com/search?q=гжельская+роспись+цветочки+капельки&tbm=isch&ved=2ahUKEwim6t-p_e_zAhUaBhAIHZKeCqsQ2-cCegQIABAA&oq=гжельская+роспись+цветочки+капельки&gs_lcp=CgNpbWcQDFDVCFifQWDeSGgAcAB4AIAB2QGIAd0IkgEFMy42LjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=DBl8Yaa0IpqMwPAPkr2q2Ao&bih=627&biw=1366&client=opera&hs=FdC#imgrc=rpORE7PA2pJX0M

11. https://multiurok.ru/files/legendy-i-stikhi-pro-gzhel.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет