Открытыйурок преподавателя Черновой Юлии Владимировны по классу фортепиано ДМШ пос.Шантобе
на тему: «Начальныйпериод освоения гамм»
Цель – показ форм и методов работы при знакомствеучащихся с гаммами и освоении ими гаммового комплекса. Задачей этого начальногопериода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягкимзвуком.
Задачи:
1.Воспитать у юных музыкантов интерес к музыкальным
занятиям.
2.Формирование и развитие пианистических навыков на начальном этапеобучения.
3. Воспитывать творческое отношение к работе над техническимразвитием.
4. Развивать стремление к свободному и правильному овладению кисти
План урока:
1. Организация движений ученика с помощью упражнений наосвобождение и постановку рук рук.
2. Игра нетрудных пьес:
— постановка руки;
— упражнения и приёмы игры на овладение различными
штрихами исполнения .
3. Применение полученных навыков в пьесах образного
Характера.
4.Творческая минутка.
Введение.
На своих уроках мы начнем с простых упражнений и мелодий.Играем разныестили и жанры. Известные произведения и не очень. Попутно изучать нотнуюграмоту и теорию музыки. В начальный период обучения закладывается фундаментпианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры наинструменте. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость,ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость,независимость и самостоятельность пальцевых движений.Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в форме сказок, которые создаютэмоциональный настрой и помогают проникнуть в образное содержание музыки.Педагогу следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее частьзанимает непроизвольное внимание и запоминание.
Ход урока:
Урок проведен с учащейся подготовительного класса Тупицыной Марией.Девочка поступила вмуз.школу с 1-го сентября. Музыкальные данные хорошие, оченьобщительная, развита физически. Музыкальную школу посещает с желанием.
На первом уроке мы с Машей выяснили, что звуки в музыке бываютдлинные и короткие. «Если нажать клавишу и долго держать, звук получаетсядолгим.Если быстро отпустить-короткий»- говорит Маша.Теперь давай прохлопаем в ладоши,апотом запишим это в тетради при помощи палочек:долгие нотки-длиннымипалочками,а короткие-короткими.Вспоминаем песенку “Василёк”
Ва – се – лёк, ва – се – лёк,
Мой лю – би – мый цве – ток.
Этот материал Маша усвоила несколько уроков назад довольно быстрои легко справляется с предложенным далее ритмичеким рисунком песенки “барабан “
Лёгкие упражнения,такие как мячик,радуга,качели и т.п.Машасправляется легко,поэтому переходим к упражнению по-сложнее на репетиции сначалона non legato потом на staccat,каждой рукой отдельно,соблюдаяточную аппаратуру.
Далее показываю упражнения”прятки”.Учимся подкладывать первый пальчик.Играем звукоряд
Восходящем движении в првой руке прячется -первый мальчик,внизходящем движении второй пальчик прячет первый,как бы укрывая его.В левойруке зеркальное отрожение.Есть трудности с ритмом и постановкой рук.Ученица пытаетсязаглянуть под руку,делает лишние движения.
Закрепляем навыки игры двумя руками поочереди и одновременно.На примере “ скок-скок-поскок”.При исполнении пьес, гдемелодия передается из одной руки в другую, ученик должен слышать музыкальнуюфразу, а не отдельные звуки. В этом помогает пение со словами. Кроме того, ондолжен стремиться к тому, чтобы звук получался красивым и певучим.
Почти все пьесы и упражнения сопровождаются текстами. Сочетаниеслов с мелодией служит развитию музыкального мышления ученика, так каксловесный текст более ярко раскрывают смысл музыкальной фразы. Поэтическийтекст помогает понять не только характер, но и ощутить ритмическую сторонупьесы. Для сравнения играю Маше “ воробей” и “Где ты,Лёка” .Маша без проблемопределяет характер пьес,их лад.Разучиваем пьесу“воробей”.
Творческая минутка -работы с ритмическими карточками -узнавание знакомой мелодии по ритму.
В конце определились с домашним заданием: Маша сама рассказала,что закрепит новую песенку «воробей» и отработает новое упражнения, старые песенкии упражнения будет повторять. Домашнее задание записывается в дневник, за урокоценка «5».
Заключение
Главная цель занятия – увлечь ученика новым для него языкоммузыки, раскрыть секреты и тайны игры на фортепиано.Помочь развитию творческихнавыков, фантазии и воображения учащейся.Моя задача состоит в том, чтобы каждыйурок служил развитию творческой инициативы ученика, доставлял ему радость познания.Активность ученицы можно оценить как высокую.Считаю, чтомне удалось выдержать стиль общения с учащейся, и организовать ее активнуюработу на уроке. Считаю, что урок цели достиг.