X-PDF

Открытый урок Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ, в клетках растений

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа п. Полевой»

 

 

 

 

 

 

 

Планконспект открытого урока на тему:

Органическиевещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ,в клетках растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Подготовил:учитель биологии

Усова Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Полевой 2022 г.

Методическаяразработка урока биологии

для 5 класса в рамках ФГОС «Химические вещества, их рольв жизнедеятельности клетки»

Тема урока: Органические вещества, их роль вжизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Тип урока: Урок открытия новых знаний. 

Цель: изучить химические вещества клетки,выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

-образовательные: знать о химическом составе клетки, а также о роли органическихвеществ в жизнедеятельности клетки.

-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливатьпричинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растенийс помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечныйрезультат; уметь выражать свои мысли.

-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитыватьположительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: 

-знать химический состав клетки;

-рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

-уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

-регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искатьпути решения проблемы и средства достижения цели;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением,высказывать свое;

-коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;

-слушать товарища и обосновывать свое мнение;

-выражать свои мысли и идеи.

-познавательные: — работать с учебником;

-находить отличия;

-составлять схемы-опоры;

-работать с информационными текстами;

-объяснять значения новых слов;

-сравнивать и выделять признаки;

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы дляструктурирования информации.

Личностные: 

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжитьформирование умения работать с учебником.

Продолжитьформирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать синформационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделятьпризнаки. 

Продолжитьформирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы дляструктурирования информации.           

Коммуникативные УУД

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

Продолжитьформирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие приработе в группе (паре).

Продолжитьформирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжитьформирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД    

Продолжитьформирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),выдвигать версии.

Продолжитьформирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжитьформирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

Продолжитьформирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельновыработанные критерии оценки.

Продолжитьформирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и принеобходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжитьобучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Созданиеусловий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению исамопознанию.

Осознаватьнеполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 Устанавливатьсвязь между целью деятельности и ее результатом

Оцениватьсобственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, практические,дедуктивные

Основные термины и понятия: Химическиевещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органическиевещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

 

Ходурока

I.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Я очень рада видетьвсех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек(учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная сбольших пальцев и говорят:

·       желаю(соприкасаются большими пальцами);

·       успеха(указательными);

·       большого(средними);

·       вовсём (безымянными);

·       ивезде (мизинцами);

·       Здравствуйте!(прикосновение всей ладонью)

 Сегодня нам с вами  предстоит изучить очень интересную тему из курсабиологии.   Какую? Вы позже назовете сами.

II.Актуализация опорных знаний урока:

Сейчася хочу показать опыт. Внимание!

·       (Калияперманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца2 + кислород + ацетат калия + вода).

·       Раствормарганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляемсоду → зелёное окрашивание.

·       Враствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→обесцвечивание раствора.

Итак, что же Выувидели?

Действительно,произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного веществав другое. А какая наука изучает вещества и ихпревращения? (химия) Молодцы!

Химияне только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете,что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходятхимические превращения? Правильно!

Таккакова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Органические вещества, ихроль в жизнедеятельности клетки»

Ребятакак вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)

Цель: Познакомиться с химическим составомклетки.

Чтобыдостичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определитьзадачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи:

-Определить из каких химических веществ состоит клетка;

-Узнать значение каждого вещества в клетке;

III. Мотивация к изучению нового материала. Формированиетемы и цели урока: Ребята увас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будетеоценивать свою работу по 3- бальной шкале.

Ребята, ознакомьтесь стекстом своих учебников на странице  40-41 параграфа 8 и попробуйтесамостоятельно составить схему «Вещества клетки». (3 минуты)

веществаклетки (на доске)

неорганическиевещества                                                        органическиевещества

водаминеральные соли                                       нуклеиновые кислоты, белкижиры углеводы

 

·        На прошлыхуроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, ичто их клетки имеют сходное строение.

Оказываетсякроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химическийсостав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода иминеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектовнеживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны

         Как вы думаете,а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). Ксожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живыхорганизмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.

 А у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Головаустала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.  (вращение головой)

Хоть зарядкакоротка, 
Отдохнули мы слегка.

IV.Усвоение новых знаний и способов действия:

Ну,а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнениеэкспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина),жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).

Выводы: — Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина–белок, крахмал – углевод)

-Какоевещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а чтосодержит долька яблока?(вода)

На какие две группы можноразделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические иорганические вещ-ва)

·       Ребята живаяклетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложныехимические реакции.

Напримере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органическиевещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновыекислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы,отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

V.Рефлексия и закрепление учебной деятельности:

Вернемсяк целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результатынашей совместной работы. А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знанияполученные на уроке)

Биологическийдиктант:

1.Какоевещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)

2.Вещество-углевод,можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)

3.Общееназвание солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)

4.Органическиевещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)

5.Группавеществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)

6.Растительныйбелок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)

7.Цветводы с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий)

 

VI.Домашнее задание: п. 8 читать, составить миниатюрнуюприродную лабораторию

Список используемой литературы: 

1. Биология. Бактерии, грибы, растения 5кл.: учебник/ В. В. Пасечник

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет