X-PDF

Открытый урок Основные способы образования слов в русском языке

Поделиться статьей

Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение

« Мижиглинская ООШ»

План-конспект урока

«ОСНОВНЬШСПОСОбЫ образования слов в русском языке»

Учитель: ГасантаеваЭльмира Амирбековна

(учительрусского языка и литературы)

ВОПРОС

Назовитеосновные способы образования слов в русском

языке.

ОТВЕТ

2020г.

Тема: Основные способы образованияслов в русском языке.

Цель: ознакомить учащихся со способами образованияслов в русском языке, научить определять способ образования слова, вырабатыватьнавык построения словообразовательной цепочки.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока.

1.  Проверка домашнего задания.

2.  Показ презентации.

З. Лаборатория словообразования.

Инсценировка

Слово «дом». Надоело так жить: бытьвсе время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощьюк суффиксам. Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становитсярядом.) Слово «дом»(размышяя). … или больше?

Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительнымздесь не место. Делать большим — это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом»(обрадовавшись). Вот это да!Настоящее волшебство: захочу стать маленьким стану, захочу быть большим — буду!Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а вашихпомощников.

(Все уходят.)

Исследовательская работа.

— Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

— Сегодня на уроке мы узнаем об основных способахобразования слов.

(На натянутуюна Доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

— Такой способ словообразованияназывается суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

 Какую приставку нужно добавить, чтобы измаленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

Как называется этот способ? Запишите схему иназвание способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -еДин- иокончанием -ый.

— Можно ли образовать от этогоприлагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-,суффиксами -я-, -ть-

— Прочитайте на с. 57 учебника названиеэтого способа образования слов. Запишите схему и название.

— Почему в слове бессуффиксный две С?

— Как вы понимаете значение этого слова?

(Учительвешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-,-ть-.)

— Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

 Могут ли окончания участвовать всловообразовании? Обоснуйте свой ответ.

— Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.

4. Упражнения 128,129.

5. Лингвистическаяразминка.

 Как вы понимаете смысл выражения<<Значение действия у имен существительных вторично>>?

 Образуйте от этих глаголов слова бессуффикснымспособом: бегать, поджигать, восходить.

 Запишите 3—4 существительных, образованныхбессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.

Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лесмаленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

6. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиесяподнимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую — еслисогласны.

1.   Естьчетыре морфемных способа образования слов.

2.   Словоручной образовано суффиксальным способом.

3.   Словобег образовано бесприставочным способом.

4.   Словопобежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5.   Словолесной образовано от слова лес.

Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способыобразования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12слов, образованных разными способами.


Поделиться статьей

Полезные привычки -залог здоровья!

Поделиться статьей

Поделиться статьей  «Полезные привычки – залогздоровья» Топоева Ирина Ирмаковна, педагог-психолог МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И.Чебодаева Наверное,все мы с детских лет


Поделиться статьей

Статья для классного руководителя на тему Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса

Поделиться статьей

Поделиться статьей         Статья «Совершенствование работы с родителями в светемодернизации образовательного процесса» (выступление напедагогическом совете)                                


Поделиться статьей

Конспект В гости к бабушке Агафье

Поделиться статьей

Поделиться статьей Муниципальноедошкольное образовательное учреждение дс «Рябинка»               Музейнаяпедагогика. Музейныевстречи в русской избе: «Знакомство


Поделиться статьей

Технологическая карта занятия (1 курс, СПО)

Поделиться статьей

Поделиться статьей Министерство образования Иркутской области Государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский авиационныйтехникум» (ГБПОУИО«ИАТ»)          


Поделиться статьей