Тема: «Песни и романсы на стихипоэтов 20 века»
Цели:
-развивать эстетический вкус у обучающихся, приобщать к историческомукультурному наследию русской литературы на основе творчества русских поэтов 19-20вв;
-развивать речевую деятельность, память и самостоятельность учащихся.
Образовательныезадачи:
- расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки
- овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;
- обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;
- формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;
- установление взаимосвязей личности и творчества поэта.
Развивающиезадачи:
- пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;
- выработка внимательного отношения к литературному тексту;
- раскрытие творческих способностей учащихся.
Воспитательныезадачи:
- развитие духовного мира старшеклассников;
- создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;
- помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.
- воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.
Оборудование:компьютер,проектор для просмотра презентации, прослушивания романсов, положенных на стихипоэтов, портреты поэтов, книги с их произведением, заготовки для кластера, презентация к уроку
Ход урока:
1.Орг.момент.
Добрыйдень, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости,поприветствуйте их улыбками.
2.Актуализация ранее полученных знаний: Чтение эпиграфа урока учителем.(Слайд 1,2)
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Е.Долматовский.
У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на эпиграф иподумайте, какая тема нашего урока?
(Теманашего урока- песни на стихи поэтов…,(Слайд 2) в эпиграфе тоже говоритсяо песнях и их значении в жизни человека, говорится о том, что песнясопровождает нас на каждом этапе жизни)
-чтотакое песня?
-Какие особенности этих песен можно отметить?
(Отражаютчувства, переживания героев так, как это понимает народ)
— Вкакие моменты жизни русский человек обращался к песне?
(вмоменты душевных невзгод, в самые светлые минуты жизни)
У: Т.е.,мы можем сделать вывод, что песня всегда находится рядом с нами, помогает намжить, радоваться, делит с нами печаль.
Объяснениенового материала:
-Песнибывают разных жанров: джаз, шансон, рок, поп-музыка. О каком жанре пойдет речьдальше, вы узнаете, отгадав ребус.
ответ
-Естьособый жанр, в котором музыка в сочетании со стихотворением тревожит не толькосознание, но и душу. Это романс.
3. Работа по теме урока.
1.Работа с раздаточным материалом . Самостоятельноеизучение статьи «Романс и песня» методом кластера
-сейчасмы подробнее узнаем что такое романс, ответив на данные вопросы. Отвечать будемиспользуя метод кластера
1 группа
1)Что называли в старину романсом? — песню на родном языке.
2)Когда и где возник романс как жанр? В средневековой Испании в 16в.
3)Как по тематике делились романсы? – любовные, сатирические, шуточные.
4)Какраспространялся романс? Перекочевал в Англию и Францию.
5)В чем различия русского и французского романса? – французский не включал всебе фольклорную песню.
2 группа
1.)Чемотличается песня от романса? – песня может быть написана на фольклорныйтекст, а романс только на литературный, созданный поэтом; романс можетсуществовать как музыкальное произведение без слов и как литературный текст;песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена( повторяющаяся строфастихотворения, песни).
2).Что общего между песней и романсом? – строфическое строение, рифмованный напевный стих.
.
3) Какой стих используется в романсе? – напевный, мелодическийстих.
4)Что составляет содержание романса? – счастливая илинесчастная любовь.
5) В каких слоях общества возникает романс в России? – первоначальнов дворянской столичной, после в провинциальной среде. Он приспособлен дляузкого круга людей, посещающих салоны. Теплая домашняя атмосфера способствуетизъявлениям сердечных чувств.
3 группа
1.) Назовите виды романса и его представителей? – усадебный(А.Фет, А.Майков, А.Толстой), городской (Я.Полонский), мещанский илижестокий, цыганский (А.Блок, Я.Полонский)
2)Каких современных исполнителей романсов вы можете назвать?(Н.Басков, И.Круг, В.Цыганова, Трофимов, А.Малинин, Катя Огонек)(Слайд 3)
4. Работа в группах.
У: Из ранее изученного материала вам давно известно творчестворусских поэтов, такихкак Сергей Есенин, Анна Ахматова, Федор Тютчев, Борис Пастернак, НиколайЗаболоцкий и другие. Сегодня мы с вами постараемся узнать как можно больше оромансах поэтов 20 веков.
Поэтому сегодня мы приобщимсяк творчеству Марины Цветаевой и подробно поговорим о романсе «Мне нравится, чтовы больны не мной».
Звучит романс
— Благодарю за проделанную работу. Очень интересно.
— Ребята, спасибо вам большое за столь интереснуюинформацию. Вы все очень хорошо поработали.
5. Рефлексия
— Ребята, о чем мысегодня говорили на уроке? (О романсе).
— Какие виды романсавы можете назвать?
— Какие чувства увас вызвали эти романсы. Какой вывод вы можете сделать?(Главное чувство, воспеваемое в романсах, это любовь. Анаряду с ней идут грусть, тоска, сожаление, печаль об утраченном. Романсы написаны в разное время и в разномвозрасте).
Когда звучитнапев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит насроманс.
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один…
-Сейчас, ребята,заполните, пожалуйста, ваши оценочные листы.
6. Подведениеитогов:
-Спасибо, ребятаза урок. Прошу капитанов сдать мне оценочные листы вашей группы.
7. Домашнеезадание.
Написатьсочинение-миниатюру «О чем мне хочется сказать, когда умолкли звуки…».