Конспектурока 7 класс
«Хамелеон»А.П. Чехов
Цели и задачи:
— формирование навыков анализироватьчитаемый текст;
— создание условий для речевого общенияучащихся на уроке, расширение их речевой практики;
— формирование личностного отношения кописываемым фактам, критически осмысливать, выражать собственное пониманиесобытий, характеров персонажей.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Портрет А.П. Чехова,интерактивная доска, рисунки к произведению Лубсанова Мэргэна 7 кл.
Ход урока:
1. Огрмомент:Здравствуйте!
(психологическийнастрой на работу)
Звучит тихая музыка
Учитель: мне приятна наша новая встреча свами. Мне приятно видеть ваши милые лица, видеть наших гостей. Я думаю, чтоваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное. Потомучто на этом уроке мы продолжаем изучение творчества писателя, который ценил всепрекрасное в человеке. Это Антон Павлович Чехов.
«В человеке все должно быть прекрасно: илицо, и одежда, и душа, и мысли».
Эти слова стали смыслом его жизни итворчества.
Всю недолгую жизнь А.П. Чехов посвятилврачеванию души и тела человеческого.
— почему Чехов мог лечить физическуюболезнь тела? (он был врачом)
— но врачевал он не только болезни тела,но и болезни духа, души. Каким образом он лечил дух и душу человеческую?(своими произведениями)
— мастером каких произведений был А.П.Чехов? (коротких рассказов)
— по своему стилю какими были этирассказы? (юмористические и сатирические)
— про какого человека мы говорим, что онобладает чувством юмора? (это человек, который умеет шутить и сам понимаетшутки, не обижается, если шутка направлена на него)
Юмор- беззлобное изображение смешного,выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидном комическомвиде.
Учитель: с содержанием какого рассказаЧехова мы познакомились? (это рассказ «Хамелеон»)
Сегодня я приглашаю посмотреть «глазамиврача» Чехова на персонажей, героев этого рассказа «Хамелеон»
(открываем книг на странице 137)
Учитель: Мы будем разбираться: какойболезнью они болеют, что скрывается в их поведении?
Итак в нашем распоряжении «Хамелеон». Иприступим к врачеванию души человеческой вместе с писателем и врачом АнтономПавловичем Чеховым.
Назовите всех тех, кто попал в нашуисторию:
— Очумелов
— Хрюкин
-Елдырин
— Прохор
-Толпа
(кратко расскажите историю, в которойоказались герои)
Учащиеся рассказывают.
Учитель: Вам понятно, что создана оченьволнительная ситуация на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Учитель: Скажите, у кого большие перепадыв поведении? (у надзирателя Очумелова)
Давайте проследим за состоянием Очумелова.
1. Прочитатькак принимает Очумелов «законное решение».
— «собакуистребить как бродячий скот» (страница 137)
2. Голос из толпы:
— «собака беретсяпод защиту, как генеральская»
3. Сомнения городовогоЕлдырина:
— «собаку истребить,Хрюкин- пострадавший»
4. Новые сомнениягородового «собака тварь нежная, Хрюкин- свинья»
5. появлениегенеральского повара «собака бродячая, собаку истребить»
6. РазмышленияПрохора «собаченка ничего себе, а Хрюкину: я еще доберусь до тебя!»
(все времяменяется, непостоянный)
(семь пятниц нанеделе)
Мы понаблюдали засостоянием Очумелова:
— для него чтоправда, что справедливость не имеют значения.
Учитель:
Как называет А.П.Чехов такое состояние?
Хамелеонство(меняется по обстоятельствам)
Хамелеон- этоящерица, она меняет цвет кожи в зависимости от того, где находится.
Учитель: учеловека могут быть такие признаки?
Да, сменаобстоятельств.
Еще о ком можемсказать хамелеон?
О Елдырине.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)