Открытый урок по химии в 8 классе на тему: классификация оксидов.
Целиурока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией ипредставителями класса оснований. Научить различать кислотные, основные,несолеобразующие амфотерные оксиды. Изучитьноменклатуру оксидов, их применение.
Типурока: комбинированный.
Основныепонятия: оксид, классификация, оснóвные оксиды, кислотные оксиды,несолеобразующие оксиды, амфотерные оксиды,номенклатура, ИЮПАК, тривиальная номенклатура.
Планируемыерезультаты обучения
Предметные: знатьопределения основных, кислотных, несолеобразующихи амфотерных оксидов. Уметь классифицировать оксиды по составу и свойствам,сравнивать основные, кислотные, несолеобразующие и амфотерные оксиды, прогнозировать химические свойства оксидов на основанииих состава, изучить номенклатуру оксидов.
Метапредметные:развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьпонятия, делать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основанияи критерии для классификации.
Личностные:формировать ответственное отношение к учению.
Основныевиды деятельности учащихся: составлять химические формулыоксидов по их названиям и валентности элементов. Записывать уравнения реакцийполучения оксидов. Составлять названия оксидов.
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 минуты)
Приветствиеучеников. Проверка отсутствующих.
2.Проверка домашнего задания. (12 минут)
Определениетемы прошлых уроков. Фронтальный опрос: что мы проходили на прошлом уроке? Чтоиз себя представляет кислород как простое вещество? Основные способы получениякислорода? Какой он в жидком состоянии? Вступает ли кислород в химическиереакции? Как называются реакции с участием кислорода? Какой признак реакции приэтом проявляется? Типы реакций взаимодействия простых веществ с кислородом?Какие соединения образуются в результате таких реакций? Как они называются?
Ответы:на прошлом уроке мы изучали кислород как простое вещество, способы егополучения и его химические свойства. Кислород О2 газ без цвета изапаха, основной источник жизни на Земле. При -187 превращается в жидкостьголубого цвета. Входит в состав воздуха, составляет 21% по массе от всеговоздуха. Получается путем разложения воды электрическим током, в лабораториипутем разложения сложных веществ – солей, и методом сжижения воздуха иразделения его на составные компоненты, один из которых – кислород. Кислородактивно реагирует практически со всеми веществами, как с простыми, так и сосложными. Реакции взаимодействия с кислородом называются – горением, идут свыделением энергии. Для вступления в химическую реакцию с кислородом веществамнеобходимо сообщить дополнительную энергию – поджечь. В результате реакциипростых веществ с кислородом получаются сложные вещества – оксиды. Тип реакции– соединение.
Заданиена доске: рассмотреть данные уравнения реакций, используя знания овалентности дописать формулы оксидов, затем расставить коэффициенты вуравнениях реакций, используя закон сохранения массы веществ. Вспомнить схемусоставления названий оксидов. Составить названия полученным оксидам.
P+ O2 = P V O
Mg+ O2 = Mg O
N2+ O2 = NII O
Na+ O2 = Na O
Ответы:
1)4P + 5O2= P 2 O5оксид фосфора(V)
2)Mg + O2= 2Mg O оксид магния
3)N2+ O2= 2N O оксид азота (II )
4)4Na + O2=2 Na2O оксид натрия
Задача:в сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км путиавтомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человеквоздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше?
Решение:
N(количествосуток)=1825:25 = 73 дня. Это примерно 2,5 месяца жизни человека.
3.Изучение нового материала. (15 минут)
Как вымогли догадаться, сегодня наш урок связан с изучением оксидов. На экранеотображен ребус, в котором зашифровано ключевое слово нашего урока. Давайтерасшифруем.
|
Ответ: КЛАССИФИКАЦИЯ
Запишем число и тему нашего сегодняшнегоурока. Классификация оксидов. Откройте учебники и найдите пожалуйста,соответствующий теме параграф. На какой странице учебника располагается данныйпараграф?
Ответ: §30 стр. 132.
Задание: внимательно изучите материал параграфа иответьте на следующие вопросы. Дайте определение оксидам? Записать общуюформулу оксидов. В каком агрегатном состоянии могут находиться оксиды?Приведите примеры? На какие группы классифицируются оксиды и с каким общимпризнаком в каждой группе это связано?
Ответ: оксиды– это бинарные соединения, состоящие из атома химического элемента и кислорода.Общая формула Эx Oy. Оксиды подразделяются на: кислотные, основные, амфотерные, несолеобразующие.Оксиды могут находиться в твердом(СаО), жидком(Н2О), газообразном(СО2)агрегатных состояниях.
Кислотными называютсяоксиды неметаллов, которые способны растворяться в воде с образованием кислот CO2,SO2P2O5и др. Также к этой группе относятсянекоторые оксиды металлов с высшей валентностью (V – VIII)Пример: V2O5, CrO3,Mn2O7.Исключение SiO2– кислотный оксид, но нерастворимый в воде. Кислотным он называется потому, чтосоответствующая ему кислота есть, но получается она не растворением оксида вводе, а иным путем.
Амфотерными называютсяоксиды переходных металлов, часто проявляющих валентность III-IV,которые обладают амфотерными свойствами Cr2O3,Mn2O3 .Это следующие металлы, которые нужно запомнить! Be,Al, Ga, Ge, Sn, Pb, Sb, Bi, Po, Cr, Mn, Fe, Zn, Cd, Au.
Проблема:обратите внимание на определение кислотных и основных оксидов! Какоенесоответствие бросается в глаза?
Ответ:почему оксиды Mn2O7,CrO3являются кислотными, а металлы, образующие их, амфотерными?
У амфотерных металлов валентностьпеременная, от этого и могут у одного и того же металла существовать совершенноразные оксиды с разными свойствами. Металлы с низшей валентностью образуютосновные оксиды – CrO, MnO.Промежуточная валентность данных металлов дает амфотерные оксиды Cr2O3,Mn2O3.И, наконец, высшая валентность данных металлов дает нам кислотные оксиды Mn2O7,CrO3.
Основными называютсяоксиды металлов, находящихся преимущественно в I- II группе, А подгруппе. И некоторыхметаллов, находящихся в В подгруппе, проявляющих валентность I- II всоединении.Na2O, FeO и др. Здесь нужно обратить внимание, чтоударение при произношении названия основные падает на вторую гласную букву о. Многиеоксиды способны растворяться в воде с образованием оснований, от этого ипроисходит их название. Но некоторые основные оксиды нерастворимы в воде,например – MgO, CuO. Ихполучают другими способами.
Несолеобразующими называются оксиды неметаллов, которые нерастворяются в воде с образованием кислот, из которых невозможно не при какихусловиях получить соли. Эти оксиды нужно запомнить, их не так много: СО,N2O, NO
Кислотные,основные и амфотерные оксиды относятся к солеобразующим!
Номенклатураоксидов.
Существует2 вида номенклатуры неорганических соединений:
1)Номенклатура ИЮПАК. Это номенклатура Международного союза теоретической иприкладной химии. Существует такой международный союз, в котором находятсяпредставители ученые в области химии из разных стран. Это нужно для того, чтобыбыли разработаны такие правила и концепции в науке, чтобы ученые из разныхстран понимали друг друга в этой области. Поэтому при построении названияоксидов используются общепринятые мировые правила, которыми мы пользовались наданном уроке.
2)Тривиальная номенклатура. Это исторически сложившиеся названия соединений,которыми пользовались люди, начиная с древности, с самых истоков развитиянауки. Эти названия складывались исходя их каких – либо признаков, которыепроявляли вещества, что было подмечено людьми.
Тривиальныеназвания некоторых оксидов:
Al2O3 – глинозем. Составляющая часть глин. Гончарноепроизводство.
SiO2 – кварц. Составляющая часть песка. Стекольное производство.
СаО –негашеная известь. Водный раствор этого вещества используют для побелкипомещений. Строительство.
N2O – веселящийгаз. Известен наркотическим воздействием на нервную систему человека. Медицина.
СО –угарный газ. Образуется при пожаре, очень ядовитый.
СО2– углекислый газ. Образуется в процессе дыхания живых организмов. В твердомсостоянии – сухой лед.
Областиприменения оксидов очень обширны.
4.Закрепление изученного материала. (7 минут)
Задание: из предложенных формул веществ выписать оксиды.
P2O5, SO2Cl2,CO,N2O,H2O,H2O2,HCl,Na,MnO2,FeO, Fe2O3, Fe3O4, OF2.
Ответ:P2O5 , CO, N2O, H2O,MnO2, FeO, Fe2O3, Al2O3.
Задание: классифицировать выписанные оксиды насоответствующие группы.
Ответ:
Кислотные |
Основные |
Амфотерные |
Несолеобразующие |
P2O5 |
FeO |
MnO2 |
CO |
|
|
Fe2O3 |
N2O |
|
|
Al2O3 |
|
5. Рефлексия. Выставление оценок за работуна уроке. (2 минуты)
Что нового вы узнали на этом уроке? Чемунаучились на уроке? По каким основным признакам классифицируют оксиды? Областиприменения оксидов? Что было сложного на данном уроке?
Ответ:
На этом уроке было проведено знакомство сразличными видами оксидов. Они делятся на основные, кислотные, амфотерные,несолеобразующие. На этом уроке мы научились классифицировать оксиды наразличные группы, изучили признаки, по которым это можно сделать. Оксиды можноклассифицировать по растворимости в воде, по способности образовывать кислоты,соли, основания при различных условиях, по природе элемента, образующего оксид,по валентности элементов, образующих оксиды. Научились составлять уравненияреакций с участием оксидов. Познакомились с номенклатурой оксидов. Областиприменения оксидов очень разнообразны: гончарное производство, стеклоделие,медицина и многие другие.
6. Домашнее задание. (2 минуты)
§30выучить. Записи в тетради выучить. Письменно в тетради решить задания послепараграфа. Решить задачу.
Задача.
Для отделкистен помещений часто используют гашеную известь – Са(OH)2 , которую получают путем взаимодействия с водой негашенойизвести – СаО по уравнению реакции: СаО + Н2О = Са(ОН)2.Расставить коэффициенты в уравнении реакции. Рассчитать объем воды, в которомнужно растворить 1 кг СаО для получения 66% раствора гашеной извести.
