Разработкаучебного занятия по русскому языку в 8 классе
1. Образовательноеучреждение: МКОУ Югдонская СОШ
2. Ф.И.О.учителя: Блинова Екатерина Львовна
3. Темазанятия: Цитата. Оформление цитат.
4. Типзанятия: открытие нового знания
5. Цель:познакомитьсяс правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.
6. задачидля учителя: создать условия для формирования уучащихся знаний о цитате, организовать учебную деятельность на уроке черезсотрудничество с обучающимися.
7. Прогнозируемыерезультаты:
Предметные: Дают определение цитате, определяютоформление цитаты на письме, дают пояснение цитате, умеют использовать в речи.
Метапредметные: умеют ставитьучебные задачи и самостоятельно формулировать выводы; умеют работать в парах ив группе, умеют излагать свои мнение, слушают собеседника, осуществляютвзаимооценку и самооценку учебной деятельности; выстраивают логическую цепочкурассуждений.
Личностные: пониманиенеобходимости изучения темы «Цитата. Оформление цитат» и её широкогопрактического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата.
8. Учебник:Разумовская М.М. «Русский язык» 8 класс
9. Оборудование:интерактивная доска, проектор, карточки, маршрутный лист, раздаточный материал
10. Источникиинформации: электронная презентация, печатный текст
ХОД УРОКА:
I. Мотивационно-целевой этап
Орг.момент.
Уч.:Здравствуйте,ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, вы будите оченьвнимательными на уроке, и мы с лёгкостью справимся с заданиями. Открываемтетради, запишите число. Начнем с небольшой разминки.
За 1 минуту убедите своего собеседника втом, что изучение темы «Прямая и косвенная речь», которую мы изучали на прошломуроке, просто необходима.
Д:(Очень часто нам приходится сталкиваться сситуациями, когда мы должны передать услышанную информацию другому человеку)
Замечательно. Каждого можно назвать оратором, который попробовал своисилы при создании монологического высказывания.
Оценивать себя и свою работу сегодня вы будете при помощи маршрутноголиста. Он находится у вас на партах. Мы сейчас выполнили первое задание, поэтомупрошу в 1 графе 1 задание, оценить себя по критериям. Не первый раз мы работаемс ним, поэтому вас не должно появиться затруднения.
II. Ориентировочный этап
Обратите внимание на слайд. Сейчас ваша задача быть предельновнимательными, чтобы вы смогли закрепить знания по теме «Прямая и косвеннаяречь». Ваша задача определить к какой группе относятся предложения.
https://learningapps.org/watch?v=pzepqe37j22
Прямая речь
«Зачем перекрашивать этот дом? —взволновался Лёня. — Этот цвет, ведь, совсем не подходит!»
Папа сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»
Косвенная речь
Он спросил, хотим ли мы покататься нагорках.
Светлана попросила, чтобы мы взяли ссобой бутылки с водой.
Цитата
«Единственный путь, ведущий к знаниям, -это деятельность».
Б.Шоу (Ирландский драматург, философ и прозаик. 1856 1950.)
Ребята, как вы думаете, почему это предложение не подходит ни к однойиз групп? Чем оно отличается??
Оформление отличается от оформления прямой речи. Нетслов говорения. Передана только точная информация.
На что оно похоже? Знакомо ли оно вам?
Перед нами проблема, которую мы должны решить на этом уроке. Назовите,пожалуйста, тему урока?
Да, это цитата.
Обучающиеся выводят тему урока.
Тема урока: «Цитата».
Сейчас запишите её в ваш маршрутный лист. (Обучающиесязаписывают её в маршрутный лист).
Мы знаем нашу тему, какова же наша цель урока?
Цель урока: узнать теоретический материал о цитате.
III. Поисково — исследовательский этап (5 минут)
Чтобы уверенно добраться до нашей цели мы должны узнать,что такое цитата. Перед вами лежат тексты, используя прием Insert, проработайте этот материал.
На работу у вас 5 минут.
После того, как вы выделите знаками материал, в группахобсудите, что для вас оказалось новым.
Памятка
1. Учащиеся читают текст, маркируя егоспециальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
— — я думал по-другому, это противоречиттому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения,уточнения.
С учителем обсуждаем, что является непонятным. (2 минуты).
Как определять, где прямая речь, а гдецитата? (Цитата – это дословная выдержка из какого-либо информационногоисточника без слов говорения).
Вы хорошо постарались. Отметьте вашу работу в маршрутномлисте.
Сейчас немного передохнем, чтобы набраться сил для новыхвершин.
РЕЛАКС-МИНУТА: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох-выдох иподумайте о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты + музыка
IV.Практический этап
Вы отдохнули, теперь готовы показать ваши теоретическиезнания на практике.
Откройте учебники на странице 231 упр. 401. Что нужно сделать?
Прочитайте.Объясните постановку знаков препинания в предложениях с цитатами. Перепишите,соблюдая правила орфографии и пунктуации.
Ребята, выписывайтетолько одно предложение, в зависимости от вашего номера в журнале. Навыполнение работы у вас 2 минуты.
1) А. С. Пушкинсчитал, что «…Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу,обратив его к живым источникам народного слова».
2) Стали знаменитымистроки Н. А. Некрасова:
Стих, как монету,чекань
Строго, отчётливо,честно,
Правилу следуйупорно:
Чтобы словам былотесно,
Мыслям — просторно.
3) «Единственноесредство умственного общения людей есть слово…» — утверждал JI. Н. Толстой.
4) М. Горький рекомендовалначинающим писателям: «Никогда не начинайте рассказов «диалогом» — разговором… Нужно, чтобы читатель сначала видел, где говорят и кто говорит, то естьбеседе, голосам нужно предпослать маленькое описание обстановки…»
5) По мнению В. Г.Белинского, язык А. С. Пушкина «…чист и благороден, слог точен и силён, стихисполнен блеска и парения».
Дополнительное задание, если работают на опережение. Напишите, как выпонимаете данную цитату.
Обучающиеся объясняют пунктуацию при цитате каждый всвоем предложении.
Так что же такое цитата? Как может быть представлена цитата?
Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного илиписьменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своеймысли. Она может быть оформлена, как прямая речь, как косвенная речь полностьюили частично. В последнем случае мы перед цитатой ставим многоточие.
Вы справились с практической частью нашего урока. Заполните,пожалуйста, маршрутный лист.
Ребята, скажите, пожалуйста, где нам в жизни пригодятся знания цитаты?
Цитаты могут пригодиться нам в написании сочинений,рефератов, при доказательстве своих мыслей.
В 9 классе вы будете писать сочинения, где можете использовать цитату.Цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило,приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу. Сейчас мы сыграем в ролевуюигру. Обратите внимание на слайд.
Слайд: Ролевая игра: вы — студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ.Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которымпредстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.
Подберите цитату для речи.
Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.Запишите цитату и ваши рассуждения в тетради. Работайте в группах, обсуждаясмысл цитат. У вас есть минута.
1) «Разумное пониманиесвоеволия есть высшее понятие человека». Герцен
2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев
3) «Ты можешь, потому что тыдолжен». Кант
Совместная проверка.
ЦИТАТА |
АНАЛИЗ (работа обучающихся) |
1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен |
Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. Принятие свободы мысли человека, принимать его таким, какой он есть |
2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев |
Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. Ты не поймешь силу счастья, если не прошел боль. |
3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант |
Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…» |
Значит, мы можем сделать вывод, что нужно быть предельно аккуратнымипри выборе цитат. Нужно знать их смысл.
V. Рефлексивно-оценочныйэтап
Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вамобязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках подругим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.
Ответьте на вопросы по сегодняшнему уроку.
Вопросы классу (фронтальная работа):
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Перечислите основные правила цитирования. |
Цитата должна быть точной, которая может быть представлена как прямая речь, как СПП (часть предложения), если цитата приводиться не полностью, то ставиться многоточие. |
Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату? |
Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования. |
Для чего нужны цитаты в тексте? |
Для аргументации, примера. |
Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату? |
Много читать, знать русский язык. |
Заполните ваш маршрутный лист по этому заданию.
А сейчас мы проведем небольшую творческую работу. Прочитайтепредложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора,подтвердите свое мнение цитатой. Самые яркие примеры цитат, которые вы знаете –это пословицы. Можете использовать их. Ваш письменный ответ будет состоять из3-5 предложений.
Чем человекпросвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.
Александр Сергеевич Грибоедов
Ученье свет, а неученье тьма.
Без труда не выловишь и рыбку изпруда.
Труд кормит – лень портит.
Один обучающийся озвучивает свое высказывание. Оцените себя по критериюи заполните маршрутный лист.
Ребята, с вами было сегодня хорошо работать. Учитель дает оценку работекаждого ученика.
Вы сдаете мне ваши маршрутные листы, я их проверяю и поставлю отметки вжурнал.
А сейчас запишем домашнее задание.
Отметка |
Задание |
Если вы считаете, что вас удовлетворяет отметка «3» |
То выполняете упр. 403, читаете параграф 46 |
На отметку «4» вам предлагается следующее задание |
То выполняете упр. 403, читаете параграф 46 и к изображению подбираете 1 цитату |
На отметку «5» |
выполняете упр. 403, читаете параграф 46 и к изображению подбираете более 2 цитат |
Спасибо за урок.