Технологическаякарта урока
Тема урока |
Слова — антонимы |
Предмет |
Русский язык |
УМК |
Начальная школа XXI века. |
Класс |
2 класс |
Учитель |
Асланова И.В. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Форма урока |
комбинированный |
Цели деятельности учителя |
• предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренировать в подборе антонимов к словам; • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; • личностные: способствовать развитию мотивов учебной деятельности; развитию навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
|
Планируемые результаты |
Предметные: Ученик получит возможность научиться: находить антонимы и подбирать их для точной характеристики предметов при их сравнениии Личностные: Ученик научиться: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Ученик научиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ;наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания представленные в одной цепочке.(Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Антонимы, слова с противоположным значением |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы |
Учебник «Русский язык» [ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова] 2 класс II часть, презентация «Слова – антонимы» |
Формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся: |
Фронтальная работа, парная работа, групповая работа |
|
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Управление слайдами |
Планируемые результаты УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент Цель — формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) |
Организует уч-ся. Прозвенел для нас звонок, Вы за парты тихо сели, Ваши ушки на макушке, Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
|
Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой.
Записывают число и название работы.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
|
Слайд №1 |
Мотивация к учебной деятельности (Л)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний, мотивация Цель — воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. |
1. — В стране родного языка Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно.
— Для чего нужны слова? -Сегодня мы вспомним и повторим правописание безударной гласной в корне слова в программе «Отличник». — Как проверить безударную гласную в корне слова? Проверка: -Поднимите руку, кто справился на «5», «4» — Молодцы! На «3»? -Надо еще потренироваться. -А для чего мы проводим орфографическую минутку? |
С помощью слов мы общаемся.
—Надо изменить это слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
-Чтобы вспомнить правило, грамотно писать. |
|
умение сотрудничать в совместном решении проблемы (К), осуществлять сравнение и умение делать выводы (П) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи Цель — формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). |
Активизирует знания уч-ся. Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке? -Какие слова называются синонимами?
Работа в парах. – На парте у вас есть карточка. Работать будете в парах. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить.
– По какому основанию создадите эти пары слов? – Как называются слова близкие по значению? -Что будем создавать? -Что получим в результате?
-Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы. – Почему одну пару слов вы не включили в эту классификацию?
-Какие учебные задачи поставим перед собой?
-Сформулируйте тему урока. Работа в группах. Повторим правила работы в группе. – У вас затруднение? Я вам помогу. У вас на партах лежит таблица букв алфавита с порядковыми номерами. Ваша задача раскодировать слова.
— Какова тема урока? -Где можно проверить свои предположения? |
Участвуют в диалоге
— На прошлом уроке мы изучали синонимы.
Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
Будем создавать пары слов.
Близкие по значению. Синонимы. Пары слов, которые будут синонимами. Слова-синонимы. (Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).
-Эти слова не являются синонимами. У них разные значения (противоположные). Ставят учебную задачу урока. 1. Узнать, как называются слова с противоположным значением. 2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте. 4. Использовать их в речи.
19, 10, 5, 16, 15, 10, 14, 29 — синонимы 1, 15, 20, 16, 15, 10, 14, 29-антонимы -Антонимы. -В учебнике. |
Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
умение сотрудничать в совместном решении проблемы (К)
Умение принимать и сохранять учебную задачу. (Р) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Решение учебной задачи Цель -формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности |
— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте тему урока. — Кто уже может ответить на вопрос урока? — Прочитайте правило. — Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др. |
— Открывают учебник на с. 62. Читают тему урока.
Читают правило.
|
Слайд 5,6
|
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник (П) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика. |
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Внимание на экран, перед амии картинки со словами. Составьте и запишите слова парми. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление (Применение правила на практике) Цель — формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. |
1.Читает стих-ние. Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:…(низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:…(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:…(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты…(нашёл) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай:…(конец).
2. Организует сам-ную работу. упр.3 стр 63
3.Организует проверку.
|
1.Решают типовое задание с проговариванием вслух — подбирают антонимы.
2.Вспоминают правила работы в парах. Читают и объясняют, как выполнить задание. Работают в парах сам-но, записывая в тетрадь. 3. Самопроверка и проверка по эталону. Самооценка по «волшебной линеечке» |
|
умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника (К)
осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, (П)
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Физминутка. |
|
Выполняют зарядку под музыку «Солнышко лучистое» |
|
Установка на здоровый образ жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Цель — формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. |
Организует деятельность по применению новых знаний. 1.Где в нашей жизни мы можем использовать антонимы? Беседа по иллюстрациям на слайдах. 2.Очень много пословиц построено на противопоставлении, т.е. для усиления главной мысли используют антонимы. 3.Предлагаю самостоятельно поработать на карточках (приложение) — подобрать пропущенные слова в пословицах или найти антонимы. Дифференцированное задание.
|
1.Участвуют в беседе, подбирают антонимы с опорой на иллюстрации.
2.Читают пословицы, находят противопоставление.
3.Работают сам-но, записывая в тетрадь. Самопроверка и проверка по эталону. Самооценка по «волшебной линеечке» |
|
умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника (К)
осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р)
адекватно оценивать правильность выполнения действия (Р)
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей (Р) самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности Цель — формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Организует рефлексию. — Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков. — Какой первый котик по выражению лица ? а второй? -Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке
ü
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель работы и результаты. Я знаю…. Я умею…. Я научился…. У меня получилось… |
Слайд 7 |
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения (К) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание (разноуровневое)
|
Дает комментарий к домашнему заданию. |
Записывают домашнее задание в дневник.
Правило стр.62 Упр.5 стр64 По желанию — нарисуйте предметы, имеющие противоположные признаки или свойства; напишите предложения к этим рисункам. |
Слайд 8.
Слайд 9 |
|
