Открытыйурок во 2 классе МКОУ «Гельмецкая СОШ»
Дата проведения: 18 января 2023 г.
Учитель: Дадашов Назим Вазирович
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Использование на письме разделительного мягкого знака»
Цели: 1. Формироватьнавыки правописания слов с разделительным мягким знаком. 2. Учить проводитьзвуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Обучающие: показать,что разделительный мягкий знак в словах – это орфограмма; формировать навыкиправильного письма.
Развивающие: развиватьречь, внимание, память, мышление учащихся.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; созданиеусловий для комфортного состояния психического и физического здоровья.
Информационные: диалоговый характер обучения. Сочетание индивидуальной иколлективной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь сопоставитьпроизношение и написание слов с разделительным мягким знаком
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебнойдеятельности; развитие этических чувств, доброжелательности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: постановка учебной задачи; оцениваниекачества и уровня усовения материала.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели; умение представлять результаты своей работы.
коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формыорганизации учебно-познавательной деятельности и работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование:учебник русского языка 2 кл., В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: закрепление и обобщение изучаемого материала.
Ходурока
1. Организационныймомент.
2. Проверкадомашнего задания.
3. Актуализациязнаний.
4. Самоопределениек деятельности.
5. Работа потеме.
6. Закрепление.
7. Рефлексия.
8. Итогиурока.
9. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
— Прозвенел звонок – сели заурок. Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем!
II. Проверка домашнего задания (упр.54, стр. 33).
— Какие слова вы написали? (платье,воробьи, колосья).
— Назовите буквы, которые вы поставиливместо троеточия (_ье, _ьи, _ья ).
-Какая буква встречается во всех словах? (ь).
III. Актуализация знаний.
— Ребята, откройте тетради и запищите сегодняшнее число.
— Теперь давайте распределим следующие слова на две группы:
Медведь, обезьяна, ручьи, пальто, коньки, заячьи,тень, друзья
— По какому признаку вы это сделаете (сделали)? (однагруппа – слова с разделительным мягким знаком, другая – слова с мягким знаком вкачестве показателя мягкости предшествующего согласного звука).
— Как вы определили в каких словах мягкий знакразделительный, а в каких нет?
— Молодцы, ребята!
IV. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайтеимена и скажите, почему в одних из них есть разделительный мягкий знак, а вдругих нет?
Катя, Боря, Толя Илья, Дарья, Марья
— Какой звук слышится после согласногоперед гласным звуком второго слога?
-Сколько букв и звуков в каждом из этих слов? Сравните результат в обоих группахслов.
V. Работа по теме.
-Давайте откроем учебник на стр. 33 и прочтём правило. Что в нём сказано?
-Отныне будем знать, что разделительный мягкий знак – орфограмма.
Работас учебником (стр. 33).
Упр. 55. Выполняется устно поусловии.
Упр. 56.Измените данные слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. (выполняетсясамостоятельно по образцу, а затем проверяется вместе):
Ручей– ручьи, перо – перья …
— Давайте узнаем сколько букв и сколькозвуков в словах с разделительным мягким знаком:
Ручьи – 5 букв, [р у ч’ й’и] – 5 звуков
Перья – 5 букв, [п’ э р’ й’ а]– 5 звуков …
— Почему так получается, что звуковстолько же сколько и букв?
(Вывод:гласная буква, стоящая после разделительного мягкого знака всегда обозначаетдва звука).
Физкультминутка.
Вперед четырешага
Назад четыре шага
Кружится,кружится наш хоровод
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Плечики подвигаем
А потом попрыгаем
VI. Закрепление.
-Запишите ответ одним словом к моим диктуемым словам:
1. Папа, мама и дети – … (семья)
2. Близкие товарищи, приятели – … (друзья)
3. Вкусное, сладкое, пальчики оближешь,умеет готовить мама – … (варенье)
4. Те из птиц, что остаются у нас зимовать– … (воробьи)
5. Метель, буран или – … (вьюга)
6.Метательное оружие охотника с острым концом – … (копьё)
— Обозначьте в этих словах изучаемуюорфограмму.
-Молодцы!
VII. Рефлексия.
— Письмо под диктовку. Запишите слова вдва столбика: в первый – слова с разделительным мягким знаком, а во второй –слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука.
Пальто, перья, деньги, ручьи,горький, птичья, пыль, житьё, пеньки, вьюнок
VIII. Итоги урока.
— Какую роль играет мягкий знак в русском языке?
— Перед какими гласными пишетсяразделительный мягкий знак?
— Кто из вас понялтему и сможет объяснить её одноклассникам? (самооценка).
IX. Домашнее задание:
Упр. 57, стр. 34.