МОУ Дмитровская СОШ№8
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Имя существительное.Повторение изученного.
Класс: 3
Учитель: БорисоваЕвгения Анатольевна
Урок: русский язык
Школа: МОУ Дмитровская СОШ №8
Класс: 3
Учитель:Борисова Евгения анатольевна
Тема: Имя существительное. Повторениеизученного.
Тип урока: урок повторения и закрепленияпройденного материала.
Цель урока: итоговое обобщение исистематизация знаний по теме: «Имя существительное»
Задачи:
1) Образовательная: повторитьсущественные признаки имени существительного; способствовать обогащениюактивного словаря учащихся;
2)Развивающая: способствоватьразвитию у детей орфографической зоркости, словесно-логическогомышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать,анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
3)Воспитательная: воспитыватьвнимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуруобщения.
Тип урока: урок обобщения исистематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные,практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная,индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер синтерактивной доской, презентация,
раздаточный материал, оценочный лист.
Конспект урока
I.Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк урок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.
— Сегодняна уроке мы отправимся в страну Речь. Там живут разные части речи. Мыотправимся в гости к одному из её жителей. Мы будем вести дневникпутешественника – это ваши тетради. 3. Чистописание
– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильнойработы.
Дети.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
О каком времени года это стихотворение?
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)
Может ли этот звук быть мягким?
Какой буквой при письме обозначается?
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.
сСс СсС
4.Словарная работа.
1.Синоним к слову холод ( мороз).
2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).
3.Сильный ветер со снегом ( метель).
4. Верхняя одежда из меха ( шуба).
5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).
6. Самое холодное время года ( зима).
Самопроверка. Проверьте, как вынаписали данные слова. ( слайд 1)
Отметьте результаты в листе оценивания.
–Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарныеслова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)
5. Работа по теме урока.
«Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как жеразобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгийкомандир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» -вмиг все слова построятся в чёткие колонны.
Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, выузнаете, выполнив задания в парах
— Из данных слов выпишите имена прилагательные, глаголы,местоимения (бежит, река, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, солнце,звери, ты).
-Какой частью речи являются оставшиеся слова.
-Сформулируйте тему урока (Слайд 2)
Чему учились, изучая имя существительное?
-Какая задача стоит перед нами? (Слайд 3)
— Вот и добрались мы доущелья вопросов. (Слайд 4 )
-Кто знает лексическое значение слова «ущелье»?
(Ответы детей)
— Вот что об этомговорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытаярекой в твёрдых коренных породах. —Преодолеть ущелье нам поможет следующеезадание.
Игра «Волшебный квадрат» (определить число имёнсуществительных):
— Поиграем в игру«Волшебный квадрат». (Слайд 5)
У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этогоквадрата вписаны имена существительные. Определите число каждогосуществительного.
(Самостоятельная работа учащихся на листочках)
подарки |
чай |
торты |
музыка |
суббота |
книги |
столица |
цветы |
ребята |
яблоко |
грибы |
ель |
человек |
деревни |
метель |
ножницы |
—Закрасьте синим карандашомимена существительные множественного числа.
(Учащиеся закрашивают синим карандашом имена существительныемножественного числа.)
—Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. (Слайд 6)
—Как определить в каком числестоит имя существительное?
Дети: Если существительноеобозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, еслисуществительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит вомножественном числе.
Отметьте результаты в листе оценивания. Молодцы, справились сзаданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше. Перед нами небольшой холмик.Прочтите его название. (Слайд 7)
Дети: «Холм Выбора».
в) игра «Узнай род имён существительных».
— Чтобы по нему пройти,выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделителисточек в своих дневниках путешественника на 3 равных столбика. Я будудиктовать слова, вы должны распределить их по родам.
Фамилия, посёлки, имя, картофель, вагон, сёла, портфель,морковь, туфли, ботинки, семья, плащи , города , расстояние, овощ.,
Проверим правильность выполнения по слайду.
Отметьте результаты в листе оценивания.
Какого рода бывают имена существительные?
Дети: Имена существительныебывают женского, мужского, среднего родов.
— Как определить родимени существительного?
Дети: Чтобы определить родимени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он –мужской род, она – женский род, оно – средний род.
Изменяются ли имена существительные по родам? Можно лиопределить род у существительных множественного числа?
Дети: Имена существительныепо родам не изменяются.
6. Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое»:
Учитель: Выполнив задание, мыподошли к Дубраве Здоровья. (Слайд 9 )
Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть.Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Еслисуществительное одушевлённое то все хлопают в ладоши 3 раза, еслинеодушевлённое прыгают на двух ногах на месте 3 раза.
Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза,жук, девочка, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учителя
7. Продолжение работы по темеурока
— Отдохнули. Порадвигаться дальше. Впереди «Поляна падежей». (Слайд 10)
д) склонение имён существительных:
— Знаете ли вы падежи?Назовите мне их хором.
(Учащиеся проговаривают хором падежи)
— Что такое склонение?
Дети: Изменение имёнсуществительных по падежам называется склонением.
— Просклоняйтесуществительное погода. Выделите окончание.
(Слайд 10)
Дети: И.п. что? погода
Р.П. чего? погоды
Д.п. чему? погоде
В.п. что? погоду
Т.п. чем? погодой
П.п. о чём? о погоде
(Взаимопроверка)
Отметьте результаты в листе оценивания
—Как определить падеж именисуществительного?
Дети: Чтобы определить падежимени существительного нужно задать к нему вопрос.
е) упражнение в определении падежей имён существительных:
—Спишите словосочетания,которые вы видите на экране. Укажите падеж имени существительного.
(Самостоятельная работа учащихся)
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарилкнигу, переплыл через речку, сделано из дерева, стоял на вершине, пошли в школу.
( Фронтальная проверка )
Отметьте результаты в листе оценивания
ж) игра в слова «Как сказать одним словом?»
—Впереди ручеёк слов. (Слайд12)
-Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: « Каксказать одним словом?» Записываем слова в строчку, указываем род имёнсуществительных
— Часть суток с вечера до утра?
Дети: Ночь, женский род.
— Приспособление, спомощью которого открывают замок.
Дети: Ключ, мужской род.
— Расскажите правило оправописании существительных с шипящей
на конце.
Дети: Если существительноеженского рода, то на конце после шипящих пишется мягкий знак. Еслисуществительное мужского рода – мягкий знак не пишется.
— Продолжаем писать. ДругКарлсона.
Дети: Малыш, мужской род.
— Сооружение из кирпичадля отопления дома.
Дети: Печь, женский род.
— Растение на болоте.
Дети: Камыш, мужской род.
—Друг всегда готов прийти на…
Дети: Помощь, женский род.
—Бывает устная и письменная.
Дети: Речь, женский род.
—Суп со свёклой и другимиовощами.
Дети: Борщ, мужской род.
—Под соснами, под ёлками лежитмешок с иголками.
Дети: Ёж, мужской род.
— Небольшой грызун сострой мордочкой.
Дети: Мышь, женский род.
Молодцы, ребята!
Отметьте результаты в листе оценивания
-Перед нами « Водопад заданий»(Слайд12)
У вас на столах лежат карточки со словами. Прочитайте их ,поднимите руки у кого имена существительные единственного числа, поднимите рукиу кого имена существительные множественного числа. (1 группа ед. число,2 группа– мн. число).
А) Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Б) Имя существительное в предложении является сказуемым.
В) Имя существительное изменяется по числам.
Г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
— Найдите где ложь, а где — правда. Докажите.
Давайте проведем небольшое исследование и проверим правильностьнаших суждений и посчитаем все слова и имена существительные. (каждая группавыбирает карточку с текстом)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах – шпоры, сам – с вершок,
А на макушке – гребешок.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
8. Подведение итогов
—В какой стране мы побывали?
А теперь я предлагаю каждой группе составить кластер по теме«Имя существительное»
9.Рефлексия.
Заканчивается наше путешествие в страну Речь.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно
понравилось?
Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще нераз
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другимиеё жителями.
А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имясуществительное».
Посчитайте баллы по вашим листам оценивания. Поднимите руки укого16 баллов эти ребята получают оценку 5, у кого от 10до 15 – оценку 4, менее9 получают оценку 3.
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображениемлиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вамбыло грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.
10. Домашнее задание….
— Всем спасибо. Урок окончен.