План-конспектурока по физике для учеников 8 «А» класса
Тема урока: «Последовательное ипараллельное соединение проводников».
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
— обучающая(раскрытьвзаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи припоследовательном и параллельном соединении проводников; сформировать умениеприменять закон Ома для расчёта силы тока, напряжения и сопротивленийпроводников; собрать электрическую цепь; измерить силу тока и напряжение наразличных участках цепи; правильно изобразить и прочитать схемы соединенийэлементов цепи)
— развивающая(развиватьумения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и сообщить результаты экспериментов
— воспитательная(воспитание аккуратности и самостоятельности, построение продуктивноговзаимодействия).
Характеристикаконтингента учащихся: 8 класс.
Время урока: 40минут.
Методы обучения:словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная,групповая, индивидуальная.
Средства обучения:учебник, презентация для электронной доски, карточки с заданиями.
Литература: Перышкин, А.В. Физика.8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. –237, [3] c.: ил.
Задачи:
· Повторить,обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в курсе физике по теме«Последовательные и параллельные соединения», закрепить формулы соединений;
· Развиватьинтегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы инаходить ответы;
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Здравствуйте,ребята! Проверьте, чтобы к уроку были готовы тетрадь, учебник, ручка и дневник.Садитесь!
Прежде,чем начать урок, хотела бы вам прочитать небольшой отрывок стихотворения.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно, НА благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»!
2. Актуализация ификсирование индивидуального затруднения в пробном действии (1-2 мин)
Ребята, а чтотакое электричество?
Электричество –это одна из форм энергии. Это энергия мельчайших заряженных частиц, которыедвижутся внутри проводников в определенном направлении в замкнутой цепи отисточника тока к потребителю.
Ачто нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал ток?
Чтобы в проводнике возники существовал ток, надо создать в нем электрическое поле с помощью источниковэлектрического тока.
Ребята,а какая физическая величина характеризует электрический ток?
Силатока.
Давайтевспомним, что такое сила тока?
Силатока — физическая величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечноесечение проводника, ко времени его прохождения.
Вчем она измеряется?
ВАмперах.
Акакая физическая величина характеризует электрическое поле?
Напряжение.
Ачто это такое?
Напряжение- физическая величина, численно равная отношению работы тока на данном участкек электрическому заряду, прошедшему по этому участку.
Ав чем оно измеряется?
Ввольтах.
Апро какую физическую величину мы еще не говорили, которая тоже характеризует электрическийток?
Сопротивление.
Ачто же это такое?
Сопротивление– физическая величина, характеризующая способность проводника препятствоватьпрохождению тока.
Каковыего единицы измерения?
Омы.
Вспомнимзакон, который является основой всей электротехники постоянных токов. Что этоза закон?
Закон Ома.
Какон читается?
Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжениюна концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
(Записатьна доске закон I= U/R)
Посмотритена слайд и устно давайте найдем физические величины для участков цепи.
У вас на столах лежит лист – проводник поуроку и его карта.
Впишите свою фамилию и имя в него и оцените себя вначале урока от 1 до 5 баллов.
3. Выявление места и причины затруднения
Внимание у меня настоле стоит «Черный ящик». Вопрос что же там такое?
Каковы вашипредположения?
(Выслушиваемпредположения)
Достаем. Эти приборыпредназначены для измерения электрического тока. Но параметры тока, которыеизмеряются ими разные. Что это?
Амперметри вольтметр. Амперметр прибор для измерения силы тока, ивключается в цепь последовательно.
Вольтметрприбор для измерения напряжения и включается в цепь параллельно!
Молодцы! Вот мы иподошли к теме нашего урока, называется она «Последовательное и параллельноесоединение проводников», давайте запишем ее в тетрадях.
Мы с вами ужезнакомы с физическими величинами: силой тока, напряжением, сопротивлением; изучилиприборы для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили ЗаконОма для участка цепи.
Как вы думаете,какие стоят цели перед нами сегодня?
Изучить законыпоследовательного и параллельного соединения проводников и собрать простейшуюэлектрическую цепь.
Индивидуальная работа по карточкам.
Вариант I 1. При последовательном соединении проводников общее значение силы тока… А. Равно сумме сил токов на отдельных проводниках. Б. Имеет одно и тоже значение. В. Равно сумме обратных величин сил токов на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного.
2. При последовательном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного.
3. При последовательном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного.
|
Вариант 2 1. При параллельном соединении проводников общая сила тока в цепи… А. Больше, чем сила тока в отдельных проводниках. Б. Равна сумме обратных величин сил токов в отдельных проводниках. В. Такая же, как сила тока в отдельных проводниках. Г. Равна сумме сил токов в отдельных проводниках.
2. При параллельном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного.
3. При параллельном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного. |
Проверилии поставили оценку соседу.
Ответы 1-вариант 1Б,2В,3А 2-вариант1Г, 2Б, 3А
Инструкция по ТБ. Осторожно с током!
Важно помнить, что
• Оченьопасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.
• Оченьопасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле.
• Оченьопасно пользоваться неисправленными приборами.
• Оченьопасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работыприбора.
ДОБАВИМ:
• Нельзявключать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
• Нельзязасовывать металлическую проволоку в розетки.
• Преждечем, что-то исправить, нужно отключить прибор.
–Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении иэто позволит нам заниматься изучением различных явлений.
1) Эксперимент.Экспериментальная проверка полученных выводов.
Собратьэлектрическую цепь и доказать экспериментально, что припоследовательном соединении проводников сила тока на любом участке цепиодинакова и при параллельном соединении проводников напряжение на любом участкецепи одинаково.
1 ряд. Используяисточник тока, амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенныеR1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического тока припоследовательном соединении двух проводников.
Доказать: при последовательном соединении проводников сила токана любом участке цепи одинакова. Сделатьвывод
2 ряд. Используяисточник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенныеR1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при параллельномсоединении двух проводников.
Доказать: при параллельном соединении проводников напряжение налюбом участке цепи одинаково. Сделать вывод
2) Обобщениезнаний по таблице
3) Применение
Примерпоследовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
4) Преимущества и недостаткисоединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличениисилы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается.При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного изэлементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшимвозможным напряжением в цепь элемент перегорит.
4. Динамическаяпауза (физминутка)
Поднимите руки, опустите.
Возьмитесь за руки — вот ипоследовательное соединение
Поднимите руки, когда вы вместе вот так-товаши возможности увеличиваются.
Отпустите.
Теперь соедините руки так, чтобыполучилось параллельное соединение.
Молодцы. Спасибо.
5. Закреплениезнаний.Используя полученную таблицу, можно выполнить решение задач. Это позволяетглубже понять смысл полученных в ходе исследования результатов.
Алгоритм:
• Определитьвид соединения.
• Записатьпостоянную величину.
• Использоватьзакон Ома для участка цепи.
Я хочупредложить вам решить задачи.
Задача1.Вольтметр V1 показывает 12 В. каковы показания амперметра ивольтметра V2?
Запишемусловие задачи. Определим, какое это соединение. Что нужно найти в этой задаче? Какие будут предложения по решению задачи?
Задача2. Два резистора сопротивлением r1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано нарисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всехучастках цепи.
Запишемусловие задачи. Определим, какое это соединение. Что нужно найти в этой задаче? Какие будут предложения по решению задачи?
Графическая задача
(такие задачиможно встретить при решении задач ГИА по физике)
Какой графикзависимости показан на экране?
График зависимостисилы тока от напряжения у вас на партах. Внимательно изучите данный графикфункции и попытайтесь ответить на вопросы.
Самостоятельнаяработа (работа в парах)
6. Подведениеитогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Ребята, у нас с вамиподходит к концу урок. Думаю, что полезно отметить впечатления об уроке. Выполучили раскрашенные контуры шкатулок. Обычно, в них люди хранят самые ценныевещи. Предлагаю вам положить в шкатулку знания, умения и навыки, которые выприобрели при изучении этой темы.
Используйте фломастеры. Шкатулки можнозабрать домой.
Ребята давайте снова вернёмся к оценочнымлистам, которые заполняли в начале урока. Оцените себя. Посмотрите и сравните,изменился ли ваш результат.
Рефлексия учебной деятельности.
· Объявитьучащимся оценки за работу на уроке.
· Чтоузнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они моглиработать независимо друг от друга)
· Чемунаучились? (записывать количественные зависимости между величинами,характеризующими электрический ток при соединениях проводников)
· Какприменили полученные знания? (применили полученные знания в решениимодулированной ситуации)
· Каквы оцениваете свою деятельности на уроке?
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали вдружественной и комфортной обстановке.
Повторили понятия: сила тока, напряжение,сопротивление. Вспомнили закон Ома, виды соединений. Собирали электрическиецепи, соблюдая технику безопасности. Думаю, что с проверочной работой наследующем уроке все справятся успешно.
Выставите оценки за урок.
7. Домашнеезадание: § 48,49, упр. 32 №3, упр. 33 № 3 Повторить формулы
ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия:___________________________
Имя:_______________________________
Оценка в начале урока:_______ (оцените свои знания)
Учебные элементы |
Оценка действия |
1. Устная работа |
|
2. Работа по карточке |
|
3. Практическое задание. Эксперимент. |
|
4. Решение задач |
|
5. Самостоятельная работа (работа в парах) |
|
Итоговая оценка: |
Расшифровкабаллов:
Устная работа,если вы отвечали поставьте + (1б)
Работа покарточке: если все правильно, то +(1б), максимальный балл – 3б
Практическое задание: правильная сборка цепи 1б, запись физических величина ихдоказательство правильности 1б.
Решение задач:если решили самостоятельно 2б
Самостоятельнаяработа (работа в парах), если все верно ставим 5б, если три правильных ответа-3б, если 4 правильных – 4б.
ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия:___________________________
Имя:_________________________________
Оценка в начале урока:_______ (оцените свои знания)
Учебные элементы |
Оценка действия |
1. Устная работа |
|
2. Работа по карточке |
|
3. Практическое задание. Эксперимент. |
|
4. Решение задач |
|
5. Самостоятельная работа (работа в парах) |
|
Итоговая оценка: |
Расшифровкабаллов:
Устная работа,если вы отвечали поставьте + (1б)
Работа покарточке: если все правильно, то +(1б), максимальный балл – 3
Практическое задание: правильная сборка цепи 1б, запись физических величина ихдоказательство правильности 1б.
Решение задач:если решили самостоятельно 2б
Самостоятельнаяработа (работа в парах), если все верно ставим 5б, если три правильных ответа -3б, если 4правильных – 4б.
Эксперементальнаяпроверка.
1 ряд.
Задание. Собратьэлектрическую цепь и доказать экспериментально, что при последовательномсоединении проводников сила тока на любом участке цепи одинакова.
Используяисточник тока, амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенныеR1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического тока припоследовательном соединении двух проводников.
Выполнитеэксперимент, пользуясь предложенным оборудованием по алгоритму:
· Определитеназвание работы.
· Сформулируйтецель.
· Составьтеплан действий.
· Соберитеэлектрическую цепь по схеме
· Выполнитеизмерения.
· Сделайтевывод.
· Оценитесвою работу.
Последовательное соединение – соединение, прикотором конец первого проводника соединяют с началом второго и так далее.
Изменяя положение амперметра и снимитепоказания силы тока.
Записать показания амперметра I=
Записать показания амперметра I1=
Записать показания амперметра I2=
Вывод: при последовательном соединениипроводников сила тока на любом участке цепи одинакова. Iобщ=I1=I2
2 ряд
Эксперементальнаяпроверка.
Задание.Собрать электрическую цепь и доказать экспериментально, что при параллельномсоединении проводников напряжение на любом участке цепи одинаково.
Используя источниктока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2,проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при параллельномсоединении двух проводников.
Выполните эксперимент, пользуясьпредложенным оборудованием по алгоритму:
· Определите название работы.
· Сформулируйте цель.
· Составьте план действий.
· Соберите электрическую цепь по схеме
· Выполните измерения.
· Сделайте вывод.
· Оценитесвою работу.
Параллельное соединение— соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной и тойже цепи, а их концы к другой.
Итак, подключаем вольтметр сначала к двумрезисторам сразу, потом по отдельности к каждому резистору. Делаем вывод, отом, что при параллельном соединении напряжения на участке цепи одинаково.
Записать значениянапряжения
U= U1 = U2=
Делаем вывод, о том, что при параллельномсоединении напряжения на участке цепи одинаково. U=U1=U2
Работа по карточке Вариант I 1. При последовательном соединении проводников общее значение силы тока… А. Равно сумме сил токов на отдельных проводниках. Б. Имеет одно и тоже значение. В. Равно сумме обратных величин сил токов на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 2. При последовательном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 3. При последовательном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного.
|
Работа по карточке Вариант 2 1. При параллельном соединении проводников общая сила тока в цепи… А. Больше, чем сила тока в отдельных проводниках. Б. Равна сумме обратных величин сил токов в отдельных проводниках. В. Такая же, как сила тока в отдельных проводниках. Г. Равна сумме сил токов в отдельных проводниках. Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 2. При параллельном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 3. При параллельном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного. |
Работа по карточке Вариант I 1. При последовательном соединении проводников общее значение силы тока… А. Равно сумме сил токов на отдельных проводниках. Б. Имеет одно и тоже значение. В. Равно сумме обратных величин сил токов на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 2. При последовательном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 3. При последовательном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного.
|
Работа по карточке Вариант 2 1. При параллельном соединении проводников общая сила тока в цепи… А. Больше, чем сила тока в отдельных проводниках. Б. Равна сумме обратных величин сил токов в отдельных проводниках. В. Такая же, как сила тока в отдельных проводниках. Г. Равна сумме сил токов в отдельных проводниках. 2. При параллельном соединении проводников общее напряжение на участке цепи… А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках. Б. Одинаково на всех проводниках. В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках. Г. Среди ответов нет верного. 3. При параллельном соединении проводников общее сопротивление… А. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках. Б. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках. В. Имеет одно и тоже значение. Г. Среди ответов нет верного. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Алгоритм решения задачи:
• Определить вид соединения. • Записать постоянную величину. • Использовать закон Ома для участка цепи. |
Самостоятельнаяработа (в парах)
1. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка А?
2. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка В?
3. Найдитесопротивление в точке А и в точке В.
4. Найдите пографику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление вэтом случае.
5. Какойвывод можно проделать по результатам задачи?
Самостоятельнаяработа (в парах)
1. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка А?
2. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка В?
3. Найдитесопротивление в точке А и в точке В.
4. Найдите пографику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление вэтом случае.
5. Какойвывод можно проделать по результатам задачи?
Самостоятельнаяработа (в парах)
1. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка А?
2. Какомузначению силы тока и напряжения соответствует точка В?
3. Найдитесопротивление в точке А и в точке В.
4. Найдите пографику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление вэтом случае.
5. Какойвывод можно проделать по результатам задачи?
Решение задач.
1. Общеесопротивление трех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 36Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
2. Общеесопротивление четырех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет48 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
3. Трипроводника сопротивлением 12 Ом, 9 Ом и 3 Ом соединены последовательно.Напряжение на концах цепи 120 В. Найти силу тока в цепи.
4. Трипроводника сопротивлением 10 Ом, 6 Ом и 4 Ом соединены последовательно.Напряжение на концах цепи 100 В. Найти силу тока в цепи.
5. Проводникисопротивлением 2 Ом и 3 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 2,4В. Найдите общее сопротивление цепи и общую силу тока. (R= 1,2 Ом; I=2 А).
6. Проводникисопротивлением 5 Ом и 15 Ом параллельно подключены к напряжению 7,5 В. Найтиобщую силу тока. (I= 2А)
1. Задание на знание«Азбуки физики» отвечайте в тетради, цифрами (3 мин+1 проверка)
Проверочный тестна знание «азбуки» физики Вариант 1
Физическая величина |
Условные обозначения |
Единица измерения в СИ |
Формула для вычисления |
|||
1. Электрический заряд |
1. |
U |
1. |
с |
1. |
… = r×l/R |
2. Напряжение |
2. |
r |
2. |
Ом |
2. |
… = q/I |
3. Сила тока |
3. |
S |
3. |
м |
3. |
… = U/I |
4. Время |
4. |
R |
4. |
Ом×мм2/м |
4. |
… = R×S/l |
5. Сопротивление |
5. |
l |
5. |
Кл |
5. |
… = U/R |
6. Длина |
6. |
t |
6. |
А |
6. |
… = R×S/r |
7. Площадь сечения |
7. |
I |
7. |
В |
7. |
… = I×t |
8. Удельное сопротивление |
8. |
q |
8. |
м2 |
8. |
… = I×R |
Например:1-8-5-7. |
|
Проверочный тестна знание «азбуки» физики Вариант 2
Физическая величина |
Условные обозначения |
Единица измерения в СИ |
Формула для вычисления |
|||
1. Сопротивление |
1. |
I |
1. |
А |
1. |
… = I×t |
2. Время |
2. |
q |
2. |
м2 |
2. |
… = U/R |
3. Площадь сечения |
3. |
l |
3. |
с |
3. |
… = U/I |
4. Длина |
4. |
U |
4. |
Ом×мм2/м |
4. |
… = I×R |
5. Сила тока |
5. |
R |
5. |
Кл |
5. |
… = r×l/R |
6. Напряжение |
6. |
t |
6. |
Ом |
6. |
… = q/I |
7. Электрический заряд |
7. |
r |
7. |
м |
7. |
… = R×S/r |
8. Удельное сопротивление |
8. |
S |
8. |
В |
8. |
… = R×S/l |
Например:1-5-6-3 |
|
Вариант №1 1-8-5-7. 2-1-7-8 3-7-6-5 4-6-1-2 5-4-2-3 6-5-3-6 7-3-8-1 8-2-4-4
|
Ответы: Вариант №2 1-5-6-3 2-6-3-6 3-8-2-5 4-3-7-7 5-1-1-2 6-4-8-4 7-2-5-1 8-7-4-8 |