Открытый урок порусскому языку в 4 классе
Тема урока: Спряжениеглаголов.
Цель урока: Сформировать уучащихся понятие о спряжении как изменении
глаголов по лицам и числам.
Задачи:
Обучающие:
1) Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянногопризнака – спряжения.
2) Ввестипонятие I и II спряжения глаголов.
3) Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения
Развивающие:
1) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.
2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
3) Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
1)Воспитывать умение работать в коллективе.
2) Воспитыватьположительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Место урока: 1-ыйурок по теме.
Тип урока: изучение новогоматериала.
Методы и приемы обучения:
Частично- поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос,инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: интерактивнаядоска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки дляалгоритма, для самостоятельной работы.
Формирование УУД:
личностные: самоопределение,смыслообразование, морально – этическая ориентация:
познавательные: работа с информацией,выполнение логических операций;
регулятивные: управлениесвоей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;самооценка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин)
Слайд 2.
-Сегодня у нас на уроке много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам удачи! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след вваших головах. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будетеих продолжать.
— На уроке пусть наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
— Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
— Голова хорошо (думает) и всё (запоминает).
— Молодцы!
— Я предлагаю девизом нашего урока выбрать слова: «От незнания кзнанию».
— Как вы понимаете данное высказывание?
— Вы с ним согласны?
— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
2. Подведение к теме урока. Минутка чистописания. (3 мин)
-Итак, мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число,классная работа.
Слайд 3.
-Прочтите про себя пословицу «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Объяснитеее смысл? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическимпочерком, постарайтесь запомнить.
-Прочтите пословицу еще раз.
-Вэтой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, чтообладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий,сопровождающих человека.
Слайд 4.
-Про себя она говорит:
Чтобез меня предметы?
Лишьназвание
А яприду-
Всё вдействие придёт:
Летитракета,
Людистроят здания,
Цветутсады,
И хлебв полях растёт.
-О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались? (Глагол)
-Сформулируйте тему урока. (Выставляется карточка «Тема урока: Глагол»)
-Найдите все глаголы в пословице.
3. Актуализация опорных знаний. Приём «Знаю, хочуузнать, узнал». (3 мин)
-Является ли эта тема для вас новой?
-Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?
Глагол: -самостоятельная часть речи.
-обозначает действие;
-отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
— впредложении чаще всего бывает сказуемым;
— не с глаголами пишется отдельно;
-перед глаголами никогда не пишется предлог;
-изменяется повременам, числам, а в прошедшем времени — по числам, в ед.ч.- по родам.
— в настоящем ибудущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
-А всё ли мы знаем про глагол? Все ли тайны Глагола мы открыли?
-Что ещё мы можем не знать? (Другие признаки глагола: постоянные инепостоянные).
-Какая цель сегодняшнего урока? (Узнать, есть ли у глагола постоянные признакиили другие непостоянные признаки).
4. Усвоение новых знаний. (22 мин)
а) Проблемная ситуация. (5 мин)
— Глагол загадал вам про себя загадку (Что без меня предметы?..). Найдите вней все глаголы и выпишите их. Выделите в них окончания. Определите времяглаголов.
-Что можно определить у глагола в настоящем и будущем времени? (Лицо и число).
— Определите лицо и число глаголов.
-Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разныеокончания?
б) Решениеучебной задачи. (10 мин)
Слайд 5.
— Глагол “дружит” кромесуществительного, действие которого обозначает, ещё с одной частью речи,которая часто используется вместо существительного. Что это за часть речи?(Местоимение).
— Назовите, какиеместоимения вы знаете.
— И дружба эта неслучайна, т.к. и глагол, и местоимение можно изменить по …
(Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения)
— Вот сейчас мы и будемизменять глаголы вместе с местоимениями по лицам и числам.
(Коллективноизменяют глагол «летит» по слайду презентации,
выделяютокончания).
— Изменитесамостоятельно глагол «цветёт» и «растёт» по вариантам.
(Надоске 2 ученика выполняют эту работу).
— Сравните глаголы водном и том же лице и числе.
(Сравнение самостоятельно изменённых глаголов в парах, затем с изменениемслова “летит” на доске).
в)Выведение нового знания. Знакомство с наборами личных окончаний глаголовпервого и второго спряжений. (7 мин)
— Откройте учебники на с. 74. Сравните, что изменялось у глаголов, записанныхвами, и глаголов в упражнении № 247 учебника. (Изменялись окончания)
— Какой глагол при изменении имел окончания как у глаголов «цветёт, растёт»?как у глагола «летит»?
— Как называется такоеизменение глаголов по лицам и числам?
— В каком времени могутспрягаться глаголы?
Слайд 6.
— Все глаголы могутспрягаться по двум вариантам или типам: это 1 спряжение и 2 спряжение.
— На основе чегоглаголы делят по спряжениям? (По окончанию)
— Что общего почти у всехокончаний глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
(Чтение правил вучебнике на с.76 и 77).
— Как называютокончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Личные).
— Как обозначаютспряжение глаголов? (Римскими цифрами)
Слайд 7.
— Личные окончанияглаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка.
-В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а убуквы «И» — две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить! (Повторяют).
5.Физкультминутка. (1 мин)
-Молодцы! А теперь физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Применение новых знаний. (12 мин)
а) Создание алгоритма для определения спряженияглаголов. (4мин)
-Что нового о глаголе мы узнали?
-Как точнее назвать тему этого урока? (Спряжение глаголов).
(Меняетсякарточка с темой урока).
-Аспряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему? (Еслитрудно, то найдите подсказку в правиле).
-Как вы думаете, а это знание о спряжении глаголов где мы можем применить?
( Дляопределения спряжения глаголов. Чтобы правильно
писатьокончания глаголов).
-Сейчас мы и будем учиться определять спряжение глаголов. А какие были окончанияу наших глаголов? (Ударные).
(Чтение послеправила).
-А теперь давайте посмотрим на доску, где записаны опорные слова: ударение,окончание, поставить, выделить, -е, -ут(-ют), -и, -ат(-ят), II спряжение, I спряжение.С помощью этих слов мы должны составить алгоритм определения спряженияглаголов.
1.Поставить ударение.
2.Выделить окончание.
3.Если -е, -ут(-ют) – I спряжение.
4.Если -и, -ат(-ят) – II спряжение.
Слайд8.
— А сейчас прочитайте стихотворную памятку –подсказку:
Чтобы определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
б) Первичное закрепление (самостоятельнаяработа в тетрадях) (5 мин)
Слайд8.
-А теперь задание для закрепления. На экране даны глаголы. Все они с ударнымиокончаниями. Вам нужно распределить их в два столбика по спряжениям. Будьтевнимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)
-В работе можете пользоваться алгоритмом и правилом из учебника. Проверкадетьми по слайду
Слайды9 — 12.
(3 первых словаразбираются по алгоритму коллективно,
остальные –самостоятельно).
Слайды13 — 21.
(Проверка послайдам).
в) Работа в парах (собратьпословицу, определить спряжение глагола) (3 мин)
Каждый день жизниприбавляет частичку мудрости.
Книгичитаю – мир открываю.
Крепкуюдружбу и топором не разрубишь.
Миросвещает солнце, а человека – знание.
7. Рефлексия. (2 мин)
Слайд22.
-Сегодня на уроке мы с вами повторили о глаголе, а также узнали, что глаголыбывают I спряжения и II спряжения, создали алгоритм определения спряженияглагола, учились его определять по ударному личному окончанию.
— У имён существительных – склонение, а у глаголов -… ( спряжение)
-Спряжение – это изменение глагола по … (по лицам и числам)
-Спряжение – это __________признак глагола. (постоянный)
-Глаголы 1 спряжения имеют в окончании гласную… (е)
2 спряжения имеют в окончании гласную… (и)
Слайд23.
-Ктонапомнит девиз нашего урока? (От незнания к знанию).
-А теперь поставьте тот знак препинания в конце предложения, оценив свои знанияи умения по теме урока,: «Глагол – мой друг» (! или ?)
8. Домашнее задание. (1 мин)
Слайд24.
Выучитьправила о спряжении глаголов.
Выполнитьупр. 250.
Слайд25.
-Спасибо за работу на уроке!
