Открытый урок технологии «Моделирование фартука»
(5 класс)
Пояснительнаязаписка.
Моделированиеодежды – увлекательный, но сложный процесс, особенно для пятиклассниц. Кажется,это так просто – нарисовал эскиз, и фартук уже готов. На самом деле, от идеи досшитого по всем правилам технологии фартука достаточно далеко. Я разработалаурок, на котором знакомлю учеников с понятиями «художественное и техническоемоделирование», способами изменения конструкции фартука. Ученики выполняют итворческую работу – создают свою модель в виде эскиза и макета из цветнойбумаги. Урок направлен на развитие познавательной и практической деятельностиучащихся.
Темаурока: «Моделирование фартука».
Цельурока: создать условия для изучения и систематизации учебнойинформации по теме. Познакомить учащихся со способами моделирования фартука.
Задачи:
образовательные: активизироватьпознавательную деятельность учащихся;
показатьспособы моделирования фартука на основе базовой конструкции;
развивающие: формироватьхудожественное воображение, чувство меры, навыки работы в группе;
воспитывающие: вырабатыватьумение слушать учителя и товарища; формировать художественный вкус и творческоеотношение к выполнению задания.
Типурока: изучение нового материала с использованием технологиидифференцированного обучения.
Методыи приемы: технология дифференцированного обучения, игровые приемы,практическая работа учащихся.
Формыорганизации познавательной деятельности:
фронтальная,индивидуальная, групповая, практическая работа.
Оборудованиеурока: образцы фасонов фартука, эскизы, шаблоны, линейки закройщика,цветная бумага, клей.
Оформление: занятиепроходит в кабинете технологии.
Ходурока.
I.Организационный момент. Проверка готовности класса куроку.
II. Вступительноеслово учителя. Актуализация прежних знаний.
Учитель:На прошлом уроке вы познакомились с конструированием фартука. Давайте вспомним,что называют конструированием?
-Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
-Какой линией обводят чертеж, почему?
— Какойлинейкой мы пользовались для построения чертежа, почему?
Впрошлый раз нам очень пригодились знания математики и умение четко проводитьлинии, а сегодня понадобится умение хорошо рисовать, потому что сегодня мызаймемся моделированием фартука.
III.Изучение нового материала.
Учитель:Как вы думаете, что означает «моделировать одежду», «моделировать фартук»?
Ответыучащихся.
Учитель:Моделирование одежды – это разработка эскиза изделия с изготовлением егообразца.
Занимаетсямоделированием одежды художник-модельер. Он может придумать новую вещь илиусовершенствовать уже существующую. Что же он должен принимать во внимание?Потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойстваматериалов, требования моды. Иногда нам кажется, что быть модельером просто,достаточно уметь хорошо рисовать. Это не совсем так: модельер должен знатьанатомию человека, его пропорции, а также законы и правила гармоничногосочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться вдополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
Процесссоздания любого изделия начинается с эскиза, т.е. с рисунка будущей модели.Этот этап называется художественным моделированием. Далее эскиз изучают поплану, чтобы представить, как он будет выглядеть в реальности:
-название, назначение;
-стиль;
-ткань;
-особенности деталей;
-отделка.
Как выдумаете, что такое стиль, отделка?
Ответыучеников.
Послеизучения эскиза модели приступают к разработке фасона – изменению выкройкиосновы, т.е. к техническому моделированию. В нашем случае основные элементытехнического моделирования – это:
-изменение длины изделия;
-изменение фасона фартука (цельнокроеный или на поясе);
-изменение формы нагрудника;
-изменение формы низа фартука;
-изменение формы карманов.
Давайтерассмотрим, как можно изменить простой чертеж фартука.
Учащиесяпод руководством учителя изучают приемы технического моделирования по учебнику.
Работас карточками-заданиями.
Учительраздает карточки-задания, предлагает ученикам внимательно их рассмотреть ипредложить варианты сочетания деталей фартука, объяснить свой выбор.
Упражнениепо техническому моделированию. Работа в тетради. Ученики работают нагоризонтально расположенной странице. Подписывают тему урока «Моделированиефартука».
Учительраздает шаблоны фартука.
Задание: Обвестишаблоны на цветные бумаги аккуратно вырезать. Наклеить в тетрадь, располагая ихчерез равные промежутки.
Учительпоказывает, как можно изменить простой крой фартука, выполняя эту работу надоске, ученики копируют приемы в тетради с помощью линейки закройщика. Учительдемонстрирует на бумажных макетах, какие модели при этом получаются.
Учительдемонстрирует различные варианты моделирования фартука.
Учитель: Атеперь вы попробуете себя в роли и художника и технолога, потому что мы будемзаниматься разработкой фасона фартука. Каждый из вас сможет придумать инарисовать свою модель, а затем описать ее внешний вид. Но не забывайте оназначении фартука и чувстве меры, ведь вам придется шить его своими руками.
IV.Практическая работа.
1. Художественноемоделирование. Разработка модели на основе чертежа фартука. Учащиесярисуют эскиз в тетради, выбирая крой и цветовое решение.
2. Техническоемоделирование. Учащиеся выполняют моделирование на основе чертежа всоответствии с выбранной моделью. Используют шаблон. В итоге должен получитьсямакет фартука из цветной бумаги.
Учительконсультирует выполнение задания.
3. Описаниемодели. На основе эскиза учащиеся делают описание внешнего вида своей модели поплану:
-название, назначение;
-ткань;
-особенности деталей;
-отделка.
Учительво время работы делает целевые обходы, направляя деятельность учащихся иконтролируя правильность выполнения задания.
Итогурока. Рефлексия.
1. Выставка-обсуждениеработ. Учащиеся раскладывают свои эскизы, обсуждают выполнение задания.
-Какой фасон выбрали, почему?
-Реально ли сшить такое изделие?
-Какая ткань больше подходит для изготовления фартука (вид, цвет), почему?
— Какможно украсить выбранные модели, нужно ли их чем-то дополнять?
2. Выставлениеоценок, их аргументация.
VI.Заключительное слово учителя.
Сегодняна уроке вы узнали, что создание любого изделия начинается с художественного моделирования,расчета чертежа базовой конструкции и технического моделирования. Теперь, когдавы определились с фасоном фартука, можно выбирать нужную ткань и покупать всенеобходимое для его изготовления.
Анализурока. Каждый год мы с пятиклассницами шьем фартуки. Девочки полныидей. Необходимо научить их объяснять свой выбор изделия, этому и помогаетданный урок по моделированию. Изучив материал, ученицы делают эскиз и макет,описывают свою модель. После этого они начинают более реально представлять выбранныйфасон изделия и объем предстоящей работы. В итоге получаются красивые ипрактичные фартуки, которые мы в дальнейшем используем на уроках кулинарии.
Приложение.
Рекомендациипо подбору отделки:
Еслифартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать однотонной, причем онадолжна совпадать с одним из цветов ткани.
Чемярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Тканиярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым цветами.
Инаоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.
Видыотделок для фартука.
1.Тесьма и вьюночек.
2.Аппликация
3.Декоративная строчка.
4.Бейки и канты.
5.Вышивка, кружева.
6.Оборки и воланы.
Бейкии канты.
Выполняютиз отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краямдеталей или располагают в любом направлении.
Гладкокрашеныебейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками. Канты изотделочной ткани делают различной ширины и располагают по краям деталей-карманов,нагрудника и нижней части фартука.
Вышивкаи кружева.
Украшающиестежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей) или покакому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать сотделочной тесьмой или бейкой.
Отделкакружевами придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружеволучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить из-подобработанного края изделия.
Оборкии воланы.
Ихделают из основной или отделочной ткани. Оборки и воланы можно настрачиватьвдоль бретелей. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один илинесколько.