X-PDF

Открытый урок:Способы и приемы извлечения звука на гитаре на начальном этапе обучения

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок:

 

«Способыи приемы извлечения звука на начальном этапе обучения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела преподаватель

Артамонова И.В.

                                                                           

 

 

г.Свердловск

19.04.2019

 

 

Специальность, инструмент гитара.

Класс:2-4 класс

Тип занятия:урок-знакомство с приёмами звукоизвлечения, посадкой и постановкой. Отработка иприменение полученных знаний на различных музыкальных произведениях.

Форма урока:Индивидуальная.

Цель урока:Научить учащихся правильной посадке за инструментом и постановке рук, а так женаучить правильно применять основные приёмы звукоизвлечения. Добиватьсякачественного чистого звучания исполняемых музыкальных произведений.

 Задачи урока:

1.Освоить правильную посадку за инструментоми постановку рук, а так же освоить и правильно применять основные приёмызвукоизвлечения.

2.Научить учащихся правильному применениюприёмов звукоизвлечения во время разбора нотного текста и разучиваниямузыкального произведения.

Образовательные:

 1.Расширить кругозор учащихся.

 2. Научить правильно извлекать звук играмотно применять приёмы звукоизвлечения.

 3.Учить слуховому контролю над звуком вовремя исполнения музыкальных произведений.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Развивающие:

1. Развивать музыкальный слух.

 2. Развивать слуховой контроль во времяисполнения музыкальных произведений.

3. Совершенствовать навыки грамотногоприменения приёмов звукоизвлечения.

 4. Развивать хороший музыкальный вкус иобразное мышление.

 5. Развивать навыки самостоятельнойработы.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к гитарной музыке иинструменту.

2.Воспитывать бережное и ответственноеотношение к звуку.

3.Воспитывать ответственность зарезультаты своего труда.

4.Воспитывать культуру исполнения иповедения за инструментом.

Ожидаемый результат:

Научить учащихся правильной посадке ипостановке рук за инструментом, а так же правильному применению приёмовзвукоизвлечения и качественному слуховому контролю во время исполнениямузыкальных произведений.

План урока:

1 Вступительное слово педагога о том чтотакое звук.

2. Основная часть урока:  посадка ипостановка игрового аппарата, как залог качественного звукоизвлечения.

 3 Начальные упражнения в работе надзвуком.

4.Проверка домашнего задания и работа надмузыкальными произведениями.

5.Закрепление материала.

6.Оценка.

7.Домашнее задание.

8.Заключение и вывод.

 

 

 

Ход урока:

Доступность музыки в значительной мерезависит от владения музыкантом культурой звука. Все стороны исполнительскогомастерства неразрывно связаны с характером звукоизвлечения. Звук являетсяосновным средством выразительности в музыке. Недостаточное внимание к звукутормозит, как художественное, так и техническое развитие исполнителя. Инаоборот,  всесторонний творческий рост исполнителя ускоряется, если он владееткультурой звука.

 Для того что бы приступить к раскрытиютемы о «Работе над звуком в классе специальности» хотелось бы раскрытьнесколько понятий. Таких как Звук – это результат колебаний упругого тела,например струны или столба воздуха. В свою очередь звуки подразделяются намузыкальные и шумовые. Где звуки музыкальные, в отличии от шумовых, подчиненыособой системе, которая служит для выражения музыкальных мыслей и образов.Музыкальные звуки характеризуются высотой, силой, тембром и продолжительностью.Источником звука на гитаре является струна. Высота звука определяется частотойколебания струны, а сила звука – интенсивностью её колебаний. Понятие «силызвука» неотъемлемо связанно с понятием плотности звука. А понятие «Тембр» -есть отражение в сознании человека состава звука. В звукообразовании на гитаребольшую роль выполняют основные приёмы звукоизвлечения.

АПОЯНДО — игра с опорой на соседнююструну. Когда указательный палец правой руки после удара по струнесоскальзывает на соседнюю струну и остаётся там создавая таким образом точкуопоры. Для апояндо характерно сильное плотное звучание.

ТИРАНДО — игра без опоры на соседнююструну. После щипка струны палец совершает движение внутрь ладони и остаётсятам. Для тирандо характерно лёгкое открытое звучание. Очень важно чтобы вовремя игры апояндо и тирандо пальцы правой руки обязательно чередовались, т.к.это является ключевым моментом для правильного звукоизвлечения.

 Работа над звуком начинается не с моментаработы над пьесой, а с момента посадки ученика за инструментом и подготовки егорук.

Гитара – инструмент грифовый.

А на грифовых инструментах функции левой иправой руки совершенно различны. На этом инструменте левая рука подготавливаетмузыку, правая же рука её (музыку) – творит.

 Посадка гитариста должна быть свободной,но не вялой. Спина прямая, руки — не напряжены.

 Когда мы держим гитару, она имеет последующиеточки опоры

 — Бедро левой ноги.

 — Грудь.

 И две точки поддержки. Предплечье правойруки и внутренняя часть правой ноги. По поводу опоры на грудь у А. Сеговии естьхорошее выражение, что гитара должна опираться на область сердца, так какмузыка у исполнителя должна идти от сердца.

Как говорилось выше, что левая рукаподготавливает музыку, а правая её творит. Поэтому цель постановки правой руки– это достижение чистого, цельного и разнообразного в колористическом планезвучания при минимальной затрате сил. То есть надо соразмерить постановкупредплечья, а также чуть приподнятого и закруглённого запястья (примерно подуглом в 90 градусов) по отношению к струне. Ну а т.к. основная задача левойруки это прижимать струны на грифе гитары, то нам необходимо поставить её такимобразом, чтобы пальцам было удобно это делать. Для этого нужно расположитьбольшой палец левой руки на середине грифа, чтобы он не «выглядывал» ни сверхугрифа ни снизу, тем самым обеспечивая хорошую точку опоры для остальных пальцев.Также необходимо обратить внимание на положение кисти левой руки: нужно следитьза тем, чтобы она не была прижата к грифу

(типичная ошибка начинающих) и междукистью левой руки и грифом всегда было расстояние, чтобы струна могла свободноколебаться и звучать.

Ну а теперь, когда мы разобрали основныеприёмы звукоизвлечения, посадку и постановку рук за инструментом, можно перейтик моменту первого звукоизвлечения и рассмотреть всё вышесказанное на конкретномпримере.

 ПРИМЕР: Игра упражнения «пешеход» поодной и по две ноты приёмами апояндо и тирандо; Игра гаммы До-мажор с помощьюапояндо и тирандо. Исполняет Белоусов Дима 2 кл. Качество и чистота звучанияинструмента зависит не только от правой руки, но и от левой. Важно научитьученика хорошо прижимать струны на ладах, добиваясь чистого звука, иначе еслиструна недожата, то появляются ненужные призвуки, треск или струна вообще незвучит. Чтобы этого избежать нужно, чтобы пальцы левой руки прижимали струныправильно, опускаясь на них сверху как «молоточки», не прогибаясь и не«надламываясь». Очень часто эту ошибку допускают учащиеся на первоначальномэтапе обучения. Давайте рассмотрим пример.

ПРИМЕР: Игра упражнения «пешеход» однойлевой рукой с правильным и неправильным вариантом; игра гаммы ля-минор.Исполняет Мельник Иван 2 кл. Важной составляющей качественного звука являетсяслуховой контроль во время исполнения музыкального произведения. При работе созвуком я своим ученикам говорю так: «Музыкант играет ушами, а не пальцами,пальцы — это всего лишь средство для достижения цели. Как ты звук услышишь, такон и прозвучит на инструменте». Важно научить ученика слушать и слышать себя вовремя исполнения, для этого на начальном этапе обучения можно даже пропеватьмелодии исполняемых произведений как вслух, так и про себя, для того чтобывыработать у ученика так называемое «чувство звука». В дальнейшем при изученииболее сложных произведений обязательно нужно обращать внимание на то, чтобыученик слушал себя не допуская никаких ненужных призвуков во время исполнения (трескили недожим струны, некачественное выигрывание нот).

ПРИМЕР: Р.Н.П. Как на матушке Неве-реке,исполняет Неруца-Попов Оскар 2кл; Ф. Карулли Соната D-dur исполняет АбдухановЖеня 6 кл.

 Ну что ж, уважаемые коллеги, на этом мойсегодняшний урок подошёл к концу.

Все мои ученикихорошо справились с поставленной задачей и получают оценку «5» «отлично», а вкачестве домашнего задания будет: найти те места в изучаемых произведениях, гдеесть плохой, некрасивый звук и исправить их.

 Как вывод моегоурока можно сказать, что работа над звуком идёт на протяжении всего творческогопути исполнителя. От простейших упражнений и до бесконечности. В начальномэтапе мы контролируем чтобы звук был качественным, летящим и густымодновременно. Не должно быть глушений струны, недожима и треска. В дальнейшемнеобходимо научиться слушать и контролировать своё исполнение. Результатомработы над звуком будет красота звука, его выразительность и певучесть.Динамическое и тембровое разнообразие достигнется в результате знания и умелогоиспользования всех факторов звукообразования и звукоизвлечения.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет