X-PDF

Отношение населения сельской местности к сдаче нормативов ВФСК ГТО

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

Отношениенаселения сельской местности к сдаче нормативов ВФСК ГТО (на примере села ГоркиВарнавинского района)

 

 

 

 

Работу выполнил:

Бусыгин МихаилСергеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГОКОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»  5

1.1 Предпосылки возникновениякомплекса ГТО.. 5

1.2 СтановлениеВсесоюзного комплекса ГТО.. 6

1.3 Всесоюзныйфизкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР — программная инормативная основа советской системы физического воспитания  8

1.4 Новейшаяистория ВФСК ГТО.. 13

Заключениепо I главе. 18

ГЛАВА II.АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО.. 20

ВЫВОДЫ.. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

Приложения. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С1 сентября 2014 г. на территории Российской Федерации указом президента былвосстановлен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду иобороне» (ВФСК ГТО). Таким образом, в 2019 г. Комплекс отмечает свое пятилетие.Согласно нормативному положению, его целью должно было быть «повышениеэффективности использования возможностей физической культуры и спорта всоциально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, повышенииблагосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннемразвитии личности, формировании потребности людей в физическомсамосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, мотивации кведению здорового, спортивного образа жизни» . В период с 2014 по 2018 гг.органами федеральной и местной власти была проделана большая работа попопуляризации и внедрению ВФСК ГТО, однако возникает ряд закономерных вопросов:удалось ли государству добиться поставленной цели, не стал ли Комплексочередным мероприятием для галочки и мотивирует ли он население к ведениюздорового образа жизни?

Несмотряна то что Комплекс ГТО направлен на вовлечение в физкультурную деятельностьвсех слоев населения, наибольшую долю среди выполняющих нормативы составляютобучающиеся образовательных организаций. Таким образом, актуальность изученияпроблем вовлечения взрослого населения в процесс выполнения норм ГТО определяетсяпротиворечием между провозглашенном на государственном уровне массовымхарактером данного мероприятия, его направленностью на все слои населения инедостаточным включением трудоспособных граждан в этот процесс на практике.Согласно данным Департамента развития физической культуры и массового спортаМинистерства спорта России от 30 января 2018 г. 81% населения, приступившего квыполнению норм ВФСК ГТО, — это обучающиеся; взрослое население составляеттолько 19% .  Но даже если в городской местности население участвует в сдаченормативов ГТО, то в сельской местности процент сдающих очень низок.

Всвязи с этим целью данного исследования является выявление причин недостаточнойвовлеченности взрослого населения сельской местности  в процесс выполнениянормативов ВФСК ГТО.

Объектисследования: отношение населения сельской местности к сдаче нормативов ВФСКГТО.

Предметисследования: готовность к сдаче и осведомленность населения сельской местностио нормативах ВФСК ГТО.

Задачиисследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2.Разработать и апробировать анкету-опросник  для выявления отношения населениясельской местности к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

3. Проанализировать отношение населения сельской местности к сдаче нормативов ВФСКГТО.

Методыисследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников;анкетирование; методы математической статистики.

Практическаязначимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут представлятьинтерес специалистам по физической культуре, осуществляющим профессиональнуюдеятельность в малонаселенной сельской местности.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ КТРУДУ И ОБОРОНЕ»

 

1.1 Предпосылки возникновениякомплекса ГТО

Послепобеды Великого Октября страна укреплялась, набирала политическую мощь, аэнтузиазм советских людей, их тяга к новому стали проявляться во всех сферахжизни — в труде, культуре, науке, спорте.

В послереволюционныйпериод Советский союз, на самой заре своего развития, оказался окруженнымидеологически чуждыми государствами, что усугублялось еще и гражданской войной,которая шла внутри. Чтобы противостоять этим явлениям, нужны были сильныевоенные, а основой дисциплины, порядка и хорошей физической подготовкибезоговорочно признавался массовый спорт.

Развитиефизической культуры и обучение населения военным навыкам становятся в СССРприоритетными задачами, выполнение которых контролируется первыми лицамигосударства. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Обобязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года, мужчиныи женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы. Дляэтих целей в 1920 году при академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) вМоскве, а затем и в других учебных военных заведениях создается военно-научноеобщество (ВНО) и его отделения. Председателем ВНО избирается народныйкомиссариат по военным и морским делам М.Фрунзе. В 1923 и 1924 годахорганизуются Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и Общество друзейхимической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ).

Передвсеми этими организациями стояла, по сути, одна задача, сформулированнаяМ.Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО в мае 1925 года: «Нам нужнопокрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том,что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, чтовойна потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будетсмертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужнавсесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время».

 

1.2Становление Всесоюзного комплекса ГТО

В1923 г. органы Всевобуча прекратили своё существование. Развитием физическойкультуры и спорта в стране вплотную занялись Всесоюзный ленинскийкоммунистический союз молодёжи (комсомол) и профсоюзы. Комсомол добивалсяорганизационного укрепления физкультурного движения в мирных условиях. Началасьфизкультурно-массовая и научно методическая работа, борьба с физкультурнойнеграмотностью. С переходом на новые формы организации физического воспитания иуправления физкультурным движением постепенно менялись содержание и методикавсей физкультурной и спортивной работы. Перед группой научных работниковГосударственного центрального института физической культуры встала задачаразработки советской системы физической культуры, построенной на принципахвсесторонности и прикладности. Важным шагом на пути развития физической культурыи спорта, усиление их связи с политикой и обороной государства, призванногосыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенныхлюдей, активных строителей коммунистического общества, стойких защитниковРодины, стала инициатива комсомола в создании комплекса физкультурнойподготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях,основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотическоговоспитания молодежи. Таким комплексом стал Всесоюзный комплекс ГТО «Готов ктруду и обороне». В марте 1931 г. ВСФК (Высший совет физической культуры) приЦИК СССР утвердил физкультурный комплекс ГТО I ступени. Норматив I ступеникомплекса объединил в себя: плавание; гребля; прыжки и метания; бег; подтягиваниена перекладине (для мужчин), лазанье по канату (для женщин); езда на велосипеде;передвижению в противогазе; переносу патронного ящика; лыжным переходам;оказание первой помощи; выполнение сан минимума; знание основ самоконтроля; знаниеоснов физкультурного движения в СССР; ударничество на производстве.

Вянваре 1933 г. для установления более высоких требований к всестороннейфизической подготовленности был введён в практику работы комплекс ГТО IIступени. Комплекс состоял из 22 норм и 3 требований. В начале 1934 г. впрактику работы по физическому воспитанию среди детей вошёл комплекс БГТО(«Будь готов к труду и обороне») инициатором создания которого также былкомсомол. Таким образом, завершилось оформление всей системы комплекса «Готов ктруду и обороне СССР».

Ступеникомплекса ГТО состоят из нормативов, определяющих уровень развития основныхфизических качеств (силы, быстроты, выносливости), и требований, определяющихуровень овладения основными прикладными навыками (плавания, бега на лыжах,стрельбы, метаний и т.д.)

Сдачанормативов ГТО подтверждалась удостоверениям и специальными значкамисоответствующих ступеней. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативыкаждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющиенормативы в течение ряда лет — «Почётным значком ГТО». Коллективы физкультурыпредприятий, учреждений, организаций, добившиеся особых успехов по внедрениюкомплекса ГТО в повседневную жизнь трудящихся, награждались знаком «За успехи вработе по комплексу ГТО». Выполнившим разрядные нормативы по многоборьямкомплекса ГТО -классификационные билет и значки соответствующих разрядов.Система физкультурного комплекса ГТО стала очень популярной среди советскихлюдей того времени. Только за 1933 –1937 гг. нормы ГТО I ступени сдавали 4 млн.458 тыс. человек, II ступени – 35 тыс., БГТО – 759,5 тыс. человек. Идеи ипринципы ГТО получили свое дальнейшее развитие в Единой спортивнойклассификации (ЕВСК), созданной в 1935 – 1937 гг. Это повлекло за собойвведение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможностьустановить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территорииСССР. Физкультурный комплекс ГТО был органически связан с Единой Всесоюзнойспортивной классификацией, определяющей последовательность роста мастерства,уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовыхспортивных разрядов до высших классификационных категорий. Спортивные разряды извания присваивались при условии сдачи спортсменами норм физкультурного комплексаГТО.

 

 

1.3 Всесоюзныйфизкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР — программная инормативная основа советской системы физического воспитания

Программныеи нормативные основы советской системы физического воспитания составляют государственныеи общественные учебные программы, нормативы для выявления уровня физическойподготовленности различных групп населения, нормативы в сфере подготовкиспортсменов. Первой попыткой использования двигательных тестов дляопределения уровня физической подготовленности различных групп населения нашейстраны было введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса Готовк труду и обороне СССР.

Становлениекомплекса ГТО происходило в период 1931 — 1934 гг. Вначале вводится I ступень,состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затемразрабатывается II ступень — 24 вида испытаний, 19 из них — определенныенормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступеньюБудь готов к труду и обороне (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИКСССР (1934) указывалось: В целях широкого развертывания детскогосамодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развитияпионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурныхнавыков ввести детский значок Будь готов к труду и обороне.Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физическойподготовленности для школьников 13 — 14 и 15 — 16 лет.

ЗначкистБГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметьпровести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметьсудить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершеносоздание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 — 35 лет.

Впериод 1934 — 1988 гг. комплекс многократно видоизменялся, совершенствовался икорректировался в соответствии с духом времени, задачами, которые вставалиперед страной, а также в связи с достижениями науки в области физическоговоспитания. Наиболее существенные изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1959,1972, 1985 и 1988 гг.

Впредвоенные годы свои коррективы внесли сложная международная обстановка иреальная угроза войны. В 1939 г. был утвержден новый комплекс ГТО. В немзначительно усилена военно-физическая направленность. Его ступени осталисьпрежними, но каждая из них состояла из двух разделов — раздела общих норм(обязательных для всех сдающих) и раздела норм по выбору. К обязательным нормамбыли отнесены бег на различные дистанции, преодоление полосы препятствий (дляюношей — 150 м с винтовкой), плавание в одежде, стрельба из малокалибернойвинтовки, гимнастика (упражнения типа зарядки), лыжная подготовка(для районов со снежной зимой), пеший поход (для бесснежных районов),теоретические знания основ советской системы физической культуры и основгигиены. Нормы по выбору состояли из упражнений, объединенных в группы попреимущественному проявлению в них физических и волевых качеств (скорости,ловкости, навыкам в метаниях и стрельбе, выносливости, смелости ирешительности, силы, навыкам защиты и нападения). Таких групп упражнений в ГТОII ступени было семь, I ступени — шесть, в БГТО — пять. Для получения значканеобходимо было сдать:

БГТО- 11 норм (6 обязательных и 5 по выбору),   

ГТОI ступени для мужчин — 14 норм (8 обязательных и 6 по выбору),

ГТОI ступени для женщин — 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору),

ГТОII ступени для мужчин — 15 норм (8 обязательных и 7 по выбору),  

ГТОII ступени для женщин — 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору).

Былиуточнены возрастные группы: БГТО — 14 — 17 лет, ГТО — 17 — 41 год и старше(мужчины) и 17 — 33 года и старше (женщины). Для БГТО и ГТО II ступени былучрежден Значок отличника. В Положении… о комплексеговорилось: …Значкисты ГТО пользуются преимущественным правомпоступления в высшие физкультурные учебные заведения (при прочих равныхусловиях).

В1939 г. в специальном постановлении СНК СССР указывалось, что необходимо переработатьгосударственные программы по физическому воспитанию на основе нового комплексаГТО.

В1942 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта внес измененияв комплекс ГТО с целью его соответствия требованиям военного времени. При общемсокращении количества нормативов в него были включены такие виды испытаний, какметание связки гранат, скоростной пеший поход, преодоление водных переправ,переползание, штыковой бой. Эти нормы стали основными и обязательными.

Вкомплексе ГТО 1946 г. были исключены некоторые военно-прикладные испытания,вновь вернулись к нормативам довоенного времени. В комплексе было сокращенообщее количество нормативов: в ступени БГТО — с 11 до 7, в ГТО I ступени — с 14до 9 у юношей и с 13 до 8 у девушек, в ГТО II ступени количество нормсократилось на 6. В этом варианте комплекса было уточнено, что все нормативысдаются в условиях спортивных соревнований.

В1955 г. изменения в основном касались сокращения количества норм, установлениявзаимосвязи между комплексом и учебными программами по физическому воспитанию вучебных заведениях.

Заметныеизменения были внесены в комплекс в 1959 г. Почти все нормативы и требованияусложнились, для их выполнения необходимо было набрать по видам испытанийопределенную сумму очков. Сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях.Поскольку в нашей стране с 1958 г. вводится всеобщее обязательное восьмилетнееобразование, для учащихся 8-го класса сдача нормативов и требований ступениБГТО становится обязательной.

Значительныеизменения произошли в комплексе в 1972 г.: расширились возрастные границыкомплекса — с 7 до 60 лет (ступень для детей 7 — 9 лет была введена в 1979 г.),нормативы получили довольно тщательное научное обоснование. Министерствопросвещения СССР издало циркулярное письмо О внесении изменений идополнений в учебные программы по физической культуре в связи с введениемнового Всесоюзного комплекса Готов к труду и обороне. В немподчеркнуто, что комплекс ГТО является программной и нормативной основойсоветской системы физического воспитания. В этом же письме указаны изменения идополнения к учебной программе и введены новые ориентировочные нормативы полегкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, плаванию и конькобежномуспорту. Виды учебных нормативов были те же, что и в ГТО, лишь порезультативности они несколько уступали им.

С1985 г. начал действовать усовершенствованный комплекс. Была изменена егоструктура, внесены существенные коррективы в содержание видов испытаний.Сохранены те упражнения, которые выявляли уровень развития основных физическихкачеств и прикладных навыков. В этом варианте ГТО акцент сделан на развитиивыносливости как качества, в большей степени связанного со здоровьем человека,введены требования к недельному двигательному режиму.

В1988 г. Госкомспорт СССР принял постановление Об изменениях и дополненияхв Положении о Всесоюзном комплексе Готов к труду и обороне СССР(ГТО). Этому предшествовала широкая дискуссия о комплексе в нашейстране начиная с октября 1987 г., когда был опубликован его проект. Мнения былисамые различные, вплоть до ликвидации комплекса ГТО. Изменения коснулисьструктуры комплекса: он стал состоять из двух ступеней БГТО и двух ступенейГТО, охватывая возраст 6 — 27 лет. Количество норм сократилось до трех, онидолжны были выполняться в течение одного дня. Требования же можно было сдаватьна протяжении учебного или календарного года. Было ликвидировано жесткоепланирование подготовки значкистов.

Анализсодержания комплексов ГТО и работы по ним в 1931 — 1988 гг. говорят о следующем.Налицо динамика существенного уменьшения количества норм и требований. Впоследнем, принятом в 1988 г., комплексе установлены 3 нормы и 3 — 5 требованийв каждой ступени. Наметилась четкая тенденция к снижению значимости ипопулярности комплекса в системе физического воспитания, особенно начиная с70-х гг., вплоть до постановки в конце 80-х гг. вопроса о его ликвидации. Имеетместо неоправданно частое внесение изменений и дополнений в содержание иструктуру комплекса, ошибочно-преувеличенное представление о его значимости дляпроцесса физического воспитания населения. Особенно отрицательным по своемузначению оказалось то обстоятельство, что комплекс был провозглашен программнойосновой нашей системы физического воспитания, когда до 80-х гг. содержаниесредств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебныхзаведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих вкомплекс ГТО.

Большойвред комплексу ГТО нанес командно-бюрократический стиль работы, в частности методжесткого планирования подготовки значкистов, когда деятельность коллективафизической культуры оценивалась по числу выполнивших нормы. Как следствиепоявилось формальное отношение к делу, стали подаваться липовыеотчеты по числу подготовленных значкистов и т.п.

В1988 г. были исправлены многие ошибки, допущенные ранее, и основная ролькомплекса свелась к контролю за физической подготовленностью.

Однакос момента распада СССР, т.е. с 1991 г., он, к сожалению, по существу, прекратилсвое существование, хотя его официально не ликвидировали. Таким образом, мылишились единой на территории России нормативной основы физическойподготовленности населения.

 

1.4Новейшая история ВФСК ГТО

4апреля 2013 президент России поручил правительству РФ разработать Всероссийскийфизкультурно-спортивный комплекс. Государственный музей спорта с 10 сентября по15 ноября 2013 года провёл всероссийский конкурс на разработку названия,эскизов знака и талисмана для комплекса. В результате конкурса было определеноназвание Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Горжусь тобой,Отечество» и около 20 эскизов знаков представлены для голосования срединаселения. В 2013 году велись разработки проекта комплекса «Горжусь тобой,Отечество». Для принявших участие в тестировании, но не выполнивших нормативы,предполагался знак «Участник».

24марта 2014 года президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня2014 утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готовк труду и обороне“ (ГТО)», до 1 августа разработать сопутствующиенормативно-правовые акты и ввести комплекс в действие с 1 сентября.

Введениекомплекса разделено на четыре этапа:

1.Организационно-экспериментальный этап с 24 марта до сентября 2014 года.Исследования возрастных групп для уточнения нормативов и создание правовойбазы. Исследования проводятся в 12 субъектах РФ.

2.Апробационный этап с сентября 2014 года по август 2015 года. Введение нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях.

3.Внедренческий этап с сентября 2015 по декабрь 2016 года. Введение во всеорганизации, апробация среди работающих и пожилых.

4.Реализационный этап с января 2017 года. Введение во все возрастные категории.

Бронзовый,серебряный и золотой знаки отличия ГТО соответствуют трём видам сложности.Золотой знак может получить выполнивший нормативы, соответствующие серебряномузнаку отличия, и имеющий спортивные звания и разряды не ниже второгоюношеского.

Испытания:

-Челночныйбег 3×10 м;

-Бег30, 60, 100 м;

-Бег1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м;

-Прыжокв длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега;

-Подтягиванияна низкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах;

-Сгибаниеи разгибание рук в упоре лежа;

-Подниманиетуловища из положения лежа на спине за 1 минуту;

-Наклонвперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье;

-Метаниеспортивного снаряда в цель и на дальность;

-Рывокгири 16 кг;

-Плавание10, 15, 25, 50 м;

-Бегна лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км;

-Стрельбаиз пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя иположения стоя;

-Туристскийпоход с проверкой туристских навыков.

НормативыГТО:

Комплексбудет содержать 11 ступеней. Для каждой ступени предлагаются собственныеназвания.

Iступень: 1—2 классы (6—8 лет);

IIступень: 3—4 классы (9—10 лет);

IIIступень: 5—6 классы (11—12 лет);

IVступень: 7—9 классы (13—15 лет);

Vступень: 10—11 классы, среднее профессиональное образование (16—17 лет);

VIступень: 18—29 лет;

VIIступень: 30—39 лет;

VIIIступень: 40—49 лет;

IXступень: 50—59 лет;

Xступень: 60—69 лет;

XIступень: 70 лет и старше.

Обязательныеиспытания состоят из тестов на силу, быстроту, гибкость и выносливость.Испытания по выбору состоят из тестов на координационные способности иприкладные навыки. Для подготовки к испытаниям даются рекомендации к недельномудвигательному режиму. Комплекс может также содержать оценку знания о гигиенезанятий физической культурой, основы истории развития физической культуры иосновы методики самостоятельных занятий.

ЦелямиВсероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются: повышениеэффективности использования возможностей̆ физической̆ культуры и спорта вукреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитаниипатриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физическоговоспитания населения.

ЗадачамиВсероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

а)увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой̆ испортом в Российской̆ Федерации;

б)повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни гражданРоссийской̆ Федерации;

в)формирование у населения осознанных потребностей̆ в систематических занятияхфизической культурой̆ и спортом, физическом самосовершенствовании и веденииздорового образа жизни;

г)повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формахорганизации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современныхинформационных технологий;

д)модернизация системы физического воспитания и системы развития массового,детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательныхорганизациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Принципывнедрения ВФСКГТО – добровольность и доступность системы подготовки длявсех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций иособенностей.

Нормативно-тестирующаячасть Всероссийского физкультурно-спортивного комплексапредусматривает: государственные требования к уровню физическойподготовленности населения на основании выполнения нормативов и оценки уровнязнаний и умений, состоит из следующих основных разделов:

а)виды испытаний (тесты) и нормативы;

б)требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры испорта;

в)рекомендации к недельному двигательному режиму.

Государственныетребования к уровню физической подготовленности населения при выполнениинормативов утверждаются Министерством спорта Российской Федерации посогласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерствомобороны Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Видыиспытаний: (тесты) и нормативы включают в себя:

а)виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физическихкачеств и прикладных двигательных умений и навыков;

б)нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развитияосновных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков всоответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.

Видыиспытаний (тесты) подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытанияпо выбору.

Обязательныеиспытания (тесты) в соответствии со ступенями структуры Всероссийского физкультурно-спортивногокомплекса подразделяются на:

а)испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей;

б)испытания (тесты) по определению уровня развития выносливости;

в)испытания (тесты) по определению уровня развития силы;

г)испытания (тесты) по определению уровня развития гибкости.

Испытания(тесты) по выбору в соответствии со ступенями структуры Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса подразделяются на:

а)испытания (тесты) по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей;

б)испытания (тесты) по определению уровня развития координационных способностей;

в)испытания (тесты) по определению уровня овладения прикладными навыками.

Крометого, для каждой ступени определен перечень необходимых знаний и умений,предлагаются рекомендации к двигательному режиму.

Требованияк оценке уровня знаний и умений в области физической культуры испорта включают проверку знаний и умений по следующим вопросам:

а)влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышениеумственной и физической работоспособности;

б)гигиена занятий физической культурой̆;

в)основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительнымисистемами и видами спорта;

г)основы методики самостоятельных занятий;

д)основы истории развития физической культуры и спорта;

е)овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной иприкладной̆ направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивнойдеятельности.

Лица,выполнившие нормативы, овладевшие знаниями и умениями определенных ступеней Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса, награждаются соответствующим знаком отличияВсероссийского физкультурно-спортивного комплекса, образец и описание которогоутверждаются Министерством спорта Российской Федерации. Порядок награжденияграждан знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса иприсвоения им спортивных разрядов утверждается Министерством спорта РоссийскойФедерации.

 

Заключение по I главе

Система ГТО является мощным стимулом для спорта.Нормативы развивают все группы мышц, увеличивают выносливость, координацию,умение рассчитывать свои силы и потенциал. Во времена СССР сильным было не то государство,у которого было больше атомных бомб, подводных лодок или танков. Сильным былата страна, у которой была большая и подготовленная армия. Анализ литературыпоказал, что большая часть населения России считает, что Владимир Путин,президент нашей Российской Федерации, правильно сделал, что возродил программуГТО. Обосновав свое отношение тем, что только целеустремлённые и физическиподготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынкетруда. ГТО пропагандирует здоровый образ жизни, что продлевает жизнь народа.

ЦелямиВсероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются: повышениеэффективности использования возможностей̆ физической̆ культуры и спорта вукреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитаниипатриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физическоговоспитания населения.

Такимобразом, комплекс ВФСК ГТО призван создать условия для формирования физическойкультуры личности граждан Российской Федерации.

 

 

 

 

 


 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО

 

Дляпроведения анализа было проведено анкетирование населения села ГоркиВарнавинского района. В анкетировании участвовали 56 человек от 30 до 60 лет,как мужчины так и женщины. Анкетирование было разделено на 2 группы: для техкто сдавал нормативы ВФСК ГТО (приложение 1) и для тех кто не сдавал или толькособираются сдавать нормативы ВФСК ГТО (приложение 2).

Нарисунке 1 представлено соотношение количества сдававших и не сдававших нормативыВФСК ГТО.

Рисунок 1 – Соотношение количествасдававших и не сдававших нормативы ВФСК ГТО

 

Затембыло выявлено сколько человек и какого возраста принимало участие ванкетировании: 7 ступень (30-39 лет) – 13 человек; 8 ступень (40-49 лет) – 25человек; 9 ступень (50-59 лет) – 18 человек. Из всех кто участвовал ванкетировании те, кто сдавал нормативы ВФСК ГТО, исходя из полученныхрезультатов, относятся к 8 ступени. Остальные участники разделились на двегруппы: тех, кто собирается сдавать и тех, кто не собирается сдавать нормативы.Собирающихся сдавать было 5 человек из 7 ступени, 3 человека из 8 ступени и 1человек из 9 ступени. Для тех, кто не сдавал нормативы ВФСК ГТО ипредназначалась вторая анкета, о переходе к которой указывалось в анкете №1 в вопросе№ 2.

Втаблице 1 представлен анализ ответов на вопросы «Сдавали ли Вы нормативы ВФСКГТО?» и «Будете ли сдавать нормативы ВФСК ГТО?». Первый из вопросов позволяетсделать вывод об активно положительном либо пассивном отношении к комплексуВФСК ГТО, а второй – о пассивно положительном либо активно отрицательномотношении к комплексу ВФСК ГТО.

Таблица 1 – Активность и отношениереспондентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО

Ступень ГТО

Возраст

Кол-во

Активность

Отношение

Сдавал

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Не сдавал

Буду сдавать

Не буду сдавать

7

30-39

13

0

13

5

8

8

40-49

25

25

0

3

22

9

50-59

18

0

18

1

17

 

Следующимэтапом был анализ ответов тех участников, которые на вопрос Принимали ливы участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО? ответили положительно. Эти люди положительноотносятся к участию в сдаче нормативов ВФСК ГТО. О местах и сроках сдачи ониузнали из СМИ, от родственников, сдавших эти нормативы, и сдавать они пошли длятого что бы проверить свою физическую подготовку и послужить примером дляокружающих. В процессе сдачи им не было сложно, т.к. нормативы соответствующейступени оказались посильными к выполнению и особых затруднений не вызывали. Увсех сдававших имеются значки ГТО.

Нарисунке 2 представлено соотношение количества человек, сдавших нормативы ВФСКГТО на знаки отличия.

Рисунок 2 – Соотношение количествачеловек, сдавших нормативы ВФСК ГТО на знаки отличия

 

Изприведенной диаграммы видно, что 6 человек (67%) сдали нормативы на золотойзначок, 3 человека (33%) на серебряный значок, бронзовых значкистов средисдававших нормативы нет. Те, кто сдал на серебряный значок, собираются вбудущем сдать на золотой, а те, кто сдали на золотой поддерживать данныйрезультат.

Затемнами был проведен анализ ответов тех участников анкетирования, которыеответили, что собираются в ближайшее время сдавать нормативы ВФСК ГТО. Такихответов было 9, так же как и ответов да. О местах и сроках сдачиони узнали от тех, кто поучаствовал в сдаче нормативов, из средств массовойинформации. Среди причин, по которым они хотят сдавать нормативы ВФСК ГТО былоуказано следующее:

-хочу проверить свою физическую подготовленность и волевые качества,

-показать другим, особенно подрастающему поколению, что в сдаче нормативов ГТОнет ничего сложного;

-данный вид деятельности очень полезен для здоровья.

Большаячасть тех людей, которые собираются сдавать нормативы ГТО, попросили о личнойвстрече, для того что бы побольше узнать о том, в какую ступень они входят икакие нормативы данная ступень включает, на какие результаты должны бытьвыполнены нормативы для получения того или иного значка.

Следующимэтапом был анализ анкет тех людей, которые ответили, что не собираются сдаватьнормативы ВФСК ГТО. Таких ответов оказалось две трети от общего числа людей, принявшихучастие в анкетировании. Первоочередным действием на данном этапе необходимобыло определить, по какой причине люди не хотят сдавать нормативы, либо какаяпричина их останавливает в данном вопросе.

Причин,по которым люди не собирались сдавать нормативы, оказалось не так много,основной список представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Причины, по которым участникианкетирования не хотят сдавать нормативы ВФСК ГТО

 

Изданных, представленных в диаграмме, видно, что 18 человек не имеют возможностипопасть на сдачу нормативов из-за плотного графика работы, 12 человек неустраивает тот факт, что для сдачи необходимо ехать в районный центр, 8 человекнаписали, что их сдерживают семейные обстоятельства и 1 человек не указалникаких причин.

Уполовины данной группы к сдаче нормативов ВФСК ГТО положительное отношение, увторой половины нейтральное отношение. Все люди в этой группе считают, что вбольшей мере это необходимо для подрастающего поколения, так как дети сейчас ввек информационных технологий ведут малоподвижный образ жизни, и в связи с этимим необходимы занятия спортом. Для того, чтобы сдать нормативы ГТО спортом надозаниматься постоянно.

Рассмотревответы на вопросы Хотелось бы Вам, что бы ввашем населенном пункте был пункт сдачи нормативов ВФСК ГТО и Еслибы была возможность сдать нормативы ВФСК ГТО в вашем населенном пункте, Выпоучаствовали мы получили результат, представленный в таблице 2.

Таблица 2 – Отношение населения сельскойместности к созданию пункта сдачи нормативов ВФСК ГТО и активность к сдаченормативов ВФСК ГТО при наличии такого пункта

Ступень ГТО

Возраст

Кол-во

Желание о наличии пункта сдачи

Готовность при наличии

Да

Нет

Да

Нет

7

30-39

13

13

0

9

4

8

40-49

25

25

0

17

8

9

50-59

18

18

0

7

11

 

Изрезультатов в таблице видно, что все участники анкетирования хотят, что бы вселе был пункт сдачи нормативов ВФСК ГТО, но на вопрос о готовности сдать этинормативы стопроцентного согласия не было. Основными причинами отсутствияжелания стали:

1.Большой объем работы;

2.Семейные обстоятельства.

Также 7 человек написали, что нормативы ВФСК ГТО больше необходимы для школьноговозраста, а для взрослого населения  это не так уж необходимо.

Такимобразом, можно сделать вывод, что население села Горки Варнавинского районадостаточно осведомлено о сдаче нормативов ВФСК ГТО, но не все жители желаютсдавать эти нормативы.

 

 


 

ВЫВОДЫ

1.    Целями Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса являются: повышение эффективностииспользования возможностей̆ физической̆ культуры и спорта в укрепленииздоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизмаи обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

2.    Нами быларазработана анкета-опросник для выявления отношения населения сельскойместности к сдаче нормативов ВФСК ГТО. Анкета была разработана для двухкатегорий граждан: для тех, кто сдавал нормативы ВФСК ГТО и тех, кто не сдавал.

3.    Анкетный опрос показал, что в возрасте40-49 лет (8 ступень) все респонденты сдавали нормативы ВФСК ГТО, чтосвидетельствует об активно положительном отношении к комплексу ВФСК ГТО. Ввозрастных категориях 30-39 лет (6 ступень) и 50-59 лет (8 ступень) у всереспондентов обнаруживается пассивное отношение к комплексу. При этом ввозрасте 30-39 лет выявлено пассивно положительное отношение, а в возрасте50-59 лет – активно отрицательное отношение к комплексу ВФСК ГТО.

 

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Физические качестваспортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский., 3-е изд. –М.: Советский спорт, 2009 – 200 с.

2. Структура, содержание инормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готовк труду и обороне» / В. А. Уваров.: М.: 2014. – 96 с.

3. Указ о Всероссийскомфизкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». От 24 марта 2014г. №1721 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду иобороне» (ГТО)»

4.  ГТО:прошлое и настоящее / О.Н. Иванов // Вестник Югорского государственногоуниверситета. 2016.

5. Физкультурно –спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д.Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016

6. https://www.gto.ru/history

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Анкета-опросник №1

1.Знаете ли вы что такое ВФСК ГТО?

·       да

·       нет

2.Сдавали ли Вы нормативы ВФСК ГТО?

·       да

·       нет (при выборе данного варианта ответапереходите к анкете 2)

·       не сдавал, но собираюсь

3.Если на вопрос 2 Вы ответили положительно, то укажите причины, по которым Высдавали нормативы ВФСК ГТО

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Есть ли у Вас значок ГТО?

·       да(какой)____________________________________________________

·       нет

5.Хотелось бы Вам, что бы в вашем населенном пункте был пункт сдачи нормативовВФСК ГТО?

·       да

·       нет

6.Из каких источников Вы получили информацию о месте и сроках сдачи нормативовВФСК ГТО ____________________________________________

__________________________________________________________________

7.Показалось ли Вам сдача нормативов ВФСК ГТО сложной?

·       да

·       нет

8.Рассказывали ли Вы кому-нибудь о сдаче нормативов ВФСК ГТО?

·       да

·       нет

9.Как Вы относитесь к сдаче нормативов ВФСК ГТО?

__________________________________________________________________

10.На какую возрастную категорию, по Вашему мнению, в большей степени направленВФСК ГТО?______________________________________________

10.Укажите Ваш возраст_____________________________________________

11.Укажите Ваш пол

·       М

·       Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

Анкета-опросник №2

1.Укажите причину почему Вы не сдавали нормативы ВФСК ГТО?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Хотелось бы Вам, что бы в вашем населенном пункте был пункт сдачи нормативовВФСК ГТО?

·       да

·       нет (почему)__________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Если бы была возможность сдать нормативы ВФСК ГТО в вашем населенном пункте, Выпоучаствовали?

·       да

·       нет(почему)__________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Получаете ли Вы информацию о месте и сроках сдачи нормативов ВФСК ГТО?

·       да

·       нет

5.Сдавал ли кто-нибудь из Ваших знакомых нормативы ВФСК ГТО?

·       да

·       нет

6.Как Вы относитесь к сдаче нормативов ВФСК ГТО?

__________________________________________________________________

7.. На какую возрастную категорию, по Вашему мнению, направлен комплекс ВФСК ГТО(почему)_______________________________________

__________________________________________________________________

8.Укажите Ваш возраст______________________________________________

9.Укажите Ваш пол

·       М

·       Ж


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет