Падениена бок в дзюдо и самбо. История одной ошибки.
Авторы-составители:
Изрец М.Л., тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ№6 г.Тамбов,
Безрукова О.П., заместитель директора поучебно-воспитательной работе МАУДО ДЮСШ №6 г.Тамбов
Эта статья не столько об истории одной распространённойошибки при выполнении падения на бок, сколько о двух разных подходах к процессупознания. Рассматриваемая ошибка столь незначительна и малозаметна, что вовремя своего возникновения правильно было бы определить её как неточность. Впервом случае она была устранена и теоретически, и практически, хотя для этогопотребовалось большое количество времени.
Во втором случае её не заметили. Неточность,упорно воспроизводимая более сотни лет в учебниках и пособиях, этотеоретическая ошибка. На практике её удаётся избегать в силу того, что таквыполнять падение просто неудобно и небезопасно.
Опираясь на письменные источники можно увидеть, каквыполнялось падение на бок в дзюдо в начале двадцатого века. На фото из книги [1](рис. 1) падение на бок после броска основателя дзюдо Кано Дзигоро выполняетЯмасита Есиаки (первый 10-й дан Кодокан дзюдо). Падение выполняется на правыйбок при этом правая нога согнута в колене под прямым углом, а леваярасполагается впереди правой. Такой способ выполнения падения на бок считалсяправильным долгое время. Позднее японцы признают его ошибочным.
|
Рис.1. Падение на бок после броска (Tori: Kano Jigoro, Uke: Yamashita Yoshiaki) [1] |
Такэда Асадзиро, обладатель 7-го дана по дзюдо, в своём руководстве подзюдо [2] (рис. 2) описывает технику выполнения падения на бок кувыркомследующим образом: «Переворачиваясь вперёд направо, через правое плечо, ударяютлевой рукой. В этот момент правая нога сгибается в колене, правой ступнёйударяют по полу, левая подгибается, ударяясь о пол внешней частью коленногосгиба, а пятка касается зада»[1].
|
Рис. 2. Падение на бок кувырком (иллюстрация из книги [2]) |
Поданным А.М. Горбылёва (к.и.н., доцент кафедры истории и культуры Японииинститута стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова) переводы этих книг сяпонского языка были в личной специальной библиотеке Василия СергеевичаОщепкова – подлинного основателя современного самбо. Василий Сергеевич получилиз рук основателя школы Кодокан дзюдо Кано Дзигоро 1-ый дан, окончив обучение в Кодокане 15 июня 1913 г., а 4 октября 1917 г. — 2-й дан. Василий Ощепков сталпервым русским и четвёртым европейцем, получившим мастерскую степень по дзюдо втокийском Кодокане.
В. С. Ощепков был родоначальником борьбы самбо в СССР,которая есть не что иное, как спортивная часть системы дзюудо (так Василий Сергеевич произносил это слово) Ощепкова.
Спортивная родословная любого дзюдоиста и самбиста родом из СССР такили иначе ведёт к В.С. Ощепкову. Президент России В.В. Путин начал заниматьсясамбо и дзюдо у Анатолия Соломоновича Рахлина, который в 1952 году пришёл в секцию самбо Ленинградского Дворцапионеров к тренеру СергеюВасильевичу Дашкевичу одному из основоположников ленинградского дзюдо,обучавшегося у В. С. Ощепкова.
Вночь с 1 на 2 октября 1937 года Ощепков был арестован по безосновательномуобвинению в шпионаже в пользу Японии, а 10 октября в 18.55 Василий Сергеевич умер в Бутырскойтюрьме. Это трагическое событие стало поворотным в истории отечественногодзюдо, которое изменило своё название превратившись из борьбы вольного стилядзюудо сначала в борьбу вольного стиля, затем в вольную борьбу (не путать самериканской вольной борьбой), и наконец вторая Всесоюзная конференция специалистов вольной борьбы,состоявшаяся в марте 1947 г. в Ленинграде, «под давлением абсолютногобольшинства динамовцев во главе с Харлампиевым приняла решение переименоватьвольную борьбу в «борьбу самбо», дав ощепковскому дзюудо то название, котороесохраняется за ним по сей день» [2].
В официальном печатном органе ВСФК СССР,РСФСР и Наркомата здравоохранения журнале«Физкультура и социалистическое строительство»в номерах с 4 по 12 от 1932 г. публиковалась работа Василия Сергеевича Ощепкова «Организационно-методическиеуказания по дзюу-до» [3]. Это первая в СССРпубликация о теории, технике и методикедзюдо. На рисунках (прорисовки по фотографиям) В.С. Ощепков бросает ассистента(предположительно Ф.И. Жамкова) (рис.3), который выполняет падение на бокскрещивая ноги в соответствии с техникой, принятой тогда в дзюдо.
|
Рис.3. Падение на бок после броска [3] |
В вышедшем в 1943 году в Америке руководстве лейтенанта-полковникаР.Э. Хэнли [4], предназначенном для быстрого и простого обучения методам защитывоеннослужащих корпуса морской пехоты США, падение на бок кувырком через плечоничем не отличается от принятых в дзю-дзюцу и дзюдо образцов (рис. 4). Видимо вто время правильность такого выполнения самостраховки всё ещё не подвергаетсясомнению.
ВСоветском Союзе после окончания Великой Отечественной войны ответственность заразвитие самбо в оборонно-спортивном отделе центрального совета «Динамо»возлагается на ученика В.С. Ощепкова А.А. Харлампиева. Всё чему научился А.А.Харлампиев у Василия Сергеевича стало основой для его дальнейшейпрофессиональной деятельности. В программе от 1946 года по самбо длясотрудников МВД-МГБ (как, впрочем, и во всех своих дальнейших работах) он безизменения воспроизводит технику самостраховки в том числе и падение на бок соскрещенными ногами (рис. 5 — 6) [5, 6]. Так и будет этот способвыполнения падения на бок кочевать из издания в издание по самбо и рукопашномубез изменений до наших дней (рис.7 — 10) [7-10].
|
||
Рис.4. Падение на бок кувырком [4] |
||
|
||
Рис.5. Иллюстрации из программы от 1946 года по самбо для сотрудников МВД-МГБ [5] |
||
|
||
Падение на бок: Изучение конечного положения при падении на бок. Ложитесь на левый бок. Левую ногу, согнутую в колене, подтяните к груди, правую — поставьте ступнёй на ковёр возле левой голени. |
||
|
||
Падение через палку на бок. |
||
|
||
Кувырок по диагонали |
||
Рис.6. Иллюстрации из книги Харлампиева А.А. «Самбо. Часть 1. Борьба самбо» [6] |
||
|
||
Перекат на левый и правый бок из положения лёжа на спине. |
||
|
||
Кувырок через палку на левый бок. |
||
Рис.7. Иллюстрации из учебно-методического пособия по САМБО (самозащита без оружия) [7] |
||
|
|
|
Паднение на бок |
Кувырок через шест |
|
Рис.8. Иллюстрации из книги А.Б.Турина Самбо. Учебно-наглядное пособие» [8] |
||
|
|
|
Паднение на бок |
Кувырок через плечо |
|
Рис.9. Иллюстрации из книги В.М. Андреева «Самбо. Для служебного пользования» [9] |
||
Военный дваждыкраснознамённый институт физической культуры под редакцией профессора генерал-майора Ю. Т. Чихачёва издаёт учебник порукопашному бою [10] (рис. 10), в котором с чисто военной точностью и содобрения Совета Института повторяется ошибка в выполнении самостраховки припадении на бок — скрещивание ног.
|
|
Кувырок вперед через плечо. Стать на правое колено и, пропуская правую руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого плеча в направлении левой ягодицы и занять положение на левом боку. В конечном положении левая нога согнута, а правая находится впереди на всей ступне. |
|
|
|
Падение на бок. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15—25 см от колена. |
|
|
|
Падение на бок кувырком вперед через палку, шест и руку партнера. |
|
Рис.10. Иллюстрации из книги «Рукопашный бой» [10] |
В пособиях Шулики Юрия Александровича, доктора педагогических наук,профессора, мастера спорта СССР по самбо, с 1988 по 2006 год возглавлявшегокафедру борьбы и комплексных единоборств Кубанского госуниверситетафизкультуры, спорта и туризма тиражируется всё та же ошибка. ЮрийАлександрович в своих изданиях по греко-римской борьбе и дзюдо описываетправила самостраховки при падении на бок (рис. 11 — 12) [11-12].
Можно было бы не останавливать внимание на этих работах, апросто поставить их в один ряд с другими примерами не вполне тщательногоотношения к предмету изучения, если бы не одно обстоятельство.
|
Падение на бок через шест. |
|
Падение на бок через плечо из положения стойки на правом колене. |
|
Падение на бок кувырком через шест. |
|
Падение на бок кувырком, держась за руку партнера. |
Рис.11. Иллюстрации из [11-12] |
В одном из изданий по дзюдо (рис. 12),вышедшем в 2006 году одновременно с пособием того же автора по греко-римскойборьбе, приведены примеры падения на бок с пояснением: «Ниже иллюстрируютсяосновные приемы самостраховки по данным Г. Пархомовича (1993) (рис. 8.5.1,8.5.2). Преимущественные ссылки на данный источник связаны с тем, что в нёмпредставлена ортодоксальная версия классического дзюдо» [3].
Я привожу эти иллюстрации (см. рис.12),правда взяты они М.Ю. Шуликой не у Пархомовича, а из пособия «Дзю-до. Сокр.пер. с японского В. И. Силина», написанного японскими специалистами. Я буду нанего ссылаться ниже и можно будет сравнить рисунки, их легко узнать. В дзюдоотказались от ошибочной техники выполнения падения на бок, что хорошо показанона рисунках, взятых Ю.А. Шуликой из японского источника. Кроме того, нарисунке, обозначенном как «Ошибки всамостраховке, приводящие к травмам» под буквой «г» указано, чтоскрещивание ног является именно такой ошибкой. Вот это обстоятельство я и имелввиду.
Один и тот же автор (д.пед.н.) в двух своих одновременныхизданиях по одному и тому же вопросу высказывается диаметрально противоположно.То, что в одном издании считается правильным, в другом являетсяпримером, иллюстрирующим ошибку. Более того тот же автор в методическом пособии«Борьба дзюдо для начинающих» 2006 года издания в четвёртой главе, параграфе4.5 описывает самостраховку по Харлампиеву (т.е. с ошибкой (см. рис. 6)) и тут же себя опровергает всё теми же рисунками из японского издания впереводе Силина, привычно указывая, что взяты они у Пархомовича [4].
|
Падение на бок из положения стоя |
|
Падение на бок кувырком вперед |
|
Ошибки в самостраховке, приводящие к травмам |
Рис.12. Иллюстрации из [13] |
Ошибка незначительна, но «история» её показательна.Может потому японские дзюдоисты и обладают эталонной техникой, что у них единытеория и практика? Понятно, что в этом сыграли роль и многовековые традициияпонского дзю-дзюцу, и отношение к дзюдо как к национальному достоянию. У насже всё начиналось с одного человека. Удивительно как много успел сделать ВасилийСергеевич Ощепков за столь короткое время для развития советского самбо ирукопашного боя, но ответственность за дальнейшее развитие его наследия лежитна приемниках. Научно-методические разработки должныслужить опорой в обучении, а не средством для получения учёных степеней изваний.
Как уже отмечалось выше, теоретики самбо так и не обратиливнимания на эту ошибку при выполнении падения на бок. В более современных руководствах по самбо книге Е.Я.Гаткина «об одной из самых эффективных системрукопашного боя – самбо» и методике В.С. Гарника для студентов и преподавателей физической культуры и тренеров поборьбе самбо (рис. 13,14) техника выполнения падения на бок остаётся такой жеархаичной, как и в позапрошлом столетии [14, 15].
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
|
Кувырок через плечо |
|
Рис.13. Иллюстрации из [14] |
|
|
|
Падение на бок |
Кувырок через плечо |
Рис.14. Иллюстрации из [15] |
В то время как советское искусство борьбы в одежде развиваясь вглубочайшей изоляции достигает заметных успехов, его японский первоисточникшкола Кодокан дзюдо, благодаря техникам дзю-дзюцу в сочетании с теориями КаноДзигоро, уверенно прокладывалапуть к выдающемуся положению в мире боевых искусств. Современное дзюдоявляется наивысшей точкой развития ряда техник традиционного дзю-дзюцу. В томчисле это относится и к технике выполнения приёмов самостраховки, что иявляется предметом рассмотрения в данной статье.
К сожалению, я не располагаю достаточнымколичеством литературы, чтобы точнее установить хронологию эволюции данногоспособа падения на бок. И всё же, несмотря на это, ход событий вполне понятен.
Вруководствах [2] (рис. 2) и [4] (рис. 4) описана техника падения на бок ещё соскрещенными ногами, а в «Руководстве по дзюдо» Э. Дж. Харрисона (1952 г.) приводится падение на бок ужебез скрещивания ног [16] (рис. 15).
Эрнест Джон Харрисон английскийжурналист и писатель был первым европейцем, получившим в 1911 году черный пояспо дзюдо Кодокан. В книге есть предисловие Кюдзо Мифунэ 10-годана, одного из величайших представителей школы Кодокан дзюдо. В авторском предисловии Э. Дж. Харрисон выражает ему преданность, как своему уважаемому инструктору ибольшому другу, всемирно известному Мастеру дзюдо, а также с благодарит «своегодруга г-на Гандзи Коидзуми, 7-й дан, самого блестящего представителя дзюдо запределами Японии, являющегося основателем и директором лондонского Будоквай[5], напрямую связаного стокийским Кодоканом и поэтому имеющего возможность поддерживать связь с этимисточником технических и теоретических знаний по дзюдо. Читатель может бытьуверен, что данное руководство прошло, так сказать, через перегонный куб гораздоболее сведущих переводчиков и что методы, выбранные для описания, были подвергнутыбесчисленным испытаниям до их включения в учебную программу по дзюдо».
|
Рис.15. Иллюстрации из [16] |
В 1958 году на английском языке вышлакнига Кюдзо Мифунэ «Канон дзюдо: Принцип и техника», где дается родословнаядзюдо, упоминается длинный список исторических источников, людей, школ и стилей[17]. В ней падение на бок кувырком через плечо приводится в современномисполнении т.е. без скрещивания ног (рис.16).
Таким образом хорошо видно, что во временном промежуткемежду 1929 (Т. Асадзиро «Дзюдо тэбики» (рис. 2)) и 1958 годами произошёлпересмотр техники работы ног при выполнении падения на бок.
|
Рис. 16. Иллюстрации из [17] |
Подробное описание современнойтехники падения на бок можно видеть в пособии,написанном лучшими японскими тренерами (Т. Иваи, Т. Кавамура, С. Канэко и др.)и изданным Отделом дзюдо Всеяпонской федерации физического воспитания учащихсястарших классов. Пособие служит основным руководством по обучению дзюдо вяпонских школах. На русский язык книгу перевел мастер спорта СССР по дзюдо,судья всесоюзной категории В. И. Силин (рис. 17) [18] [6].
Следует обратить внимание ещё наодну ошибку на которую указывает рис. 72 (нумерация в пособии [18]). Нельзясильно сгибать разноимённую ногу (если падение на левый бок, то правую ногу),чтобыизбежать опоры напятку. Выполняя падениена бок со скрещенными ногами истараясь избежать удара одной ноги об другую, как правило, приходится сильносгибать впереди стоящую (разноимённую тому боку, на который приходится падение)ногу. На рисунках 1,2,5,6,7,8,9,10,11,13,14 видны обе ошибки. На рисунках 3,4,разноимённая нога при падении вытянута, что создаёт угрозу получения травмыиз-за удара ноги об ногу.
Вполном объёме, принятая в современном дзюдо техника падения на бок описана вкниге Кано Дзигоро «Кодокан дзюдо» [19], являющейся переизданиемосновополагающего труда по дзюдо, составленного первыми учениками К. Дзигоро в1956 (рис. 18). Главы 1 (1-5 разделы), 2 (1-5 разделы) и 3 написаны Кано Дзигоров 1937 году. Описание падения на бок в книге приводится во 2 главе (4 раздел) иэто даёт основание предположить, что оно было пересмотрено не позднее 1937года.
|
||||
Падение на бок: конечное положение см. на рис. 39 (правый бок). Перекатываясь из этого положения (рис. 40), можно принять положение страховки на левом боку (рис. 41). |
||||
|
||||
Падение на бок кувырком вперед: сгибая колени, наклониться; правую руку как можно больше повернуть внутрь ладонью вниз и поставить около ноги. Помогая слегка левой рукой, сделать мах левой ногой вверх, образуя правой рукой, плечом и спиной полукруг. Кувырком принять конечное положение падения на левый бок, смягчая удар левой рукой (рис. 47—52). |
||||
|
||||
Падение на бок кувырком вперед в движении (падение влево): продвигаясь вперед шагами (аюмиаси), на третий шаг левой ногой вперед поставить левую руку на татами и перекатиться через левое плечо и нижнюю часть правой лопатки (рис. 54—57). Затем, не прерывая движения, как бы слегка волоча левую ногу, правой рукой, которая амортизировала падение, оттолкнуться сильно от татами и вернуться в стойку. Туловище не задерживается на ковре, если сохраняется инерция вращения (рис. 58—60). |
||||
|
|
|||
Ошибки в самостраховке: −При падении на бок не рекомендуется скрещивать ноги (рис. 69). −При падении нельзя опираться на пятку (рис. 72). |
||||
Рис.17. Иллюстрации в [18] |
Ошибка (!) |
|
Рис. 18 а |
Рис. 18 б. |
Рис.18 (а, б). Иллюстрации из [19] |
По мере изученияисторических обстоятельств, связанных с неточностью выполнения самостраховки припадении на бок, закономерно возник вопрос об её истоках. На взглядавтора статьи первопричина рассматриваемой ошибки коренится в одном из двух способов выполнения кувыркачерез плечо с возвращением в стойку (на рис. 17 – см. рисунки 54-60 из пособия [18], рис. 18 б, рис. 19). В дзюдо данный кувырок через плечо сначалавыполнялся так, как это показано на рис.19 т.е. при возвращении в стойкуопирались на согнутую в колене ногу (см. The Budokwai Film 1949//YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=vwjQqjHedwI). Из дзюдо такой способ понаследству перешёл в самбо. В современном айкидо и самбо так этот кувырок и делают.Здесь нет ошибки т.к. согнутая под прямым углом нога не выполняет отбива, аслужит опорой при возвращении в стойку. Выполняя кувырок через плечо такимобразом легко можно встать на ноги без помощи рук. Очевидно такое положение ног посчиталиправильным и при падении на бок с отбивом без инерционного перехода в стойку. Какговорилось ранее, школа Кодокан дзюдо пересмотрела технику работы ног при «глухом»(т.е. требующем отбива) падении на бок, что, по-видимому, отразилось и на техникеинерционного кувырка через плечо (на рис. 17 — см. рисунки 54-60из пособия [18], рис. 18 б), став заметнымотличием дзюдоистского способа его выполнения. Это могло быть сделано дляисключения путаницы при обучении технике работы ног во время падений на бок.Умозаключения, приведшие к выводам о взаимосвязи положения ног в инерционномкувырке и при падении на бок под прямым углом, сугубо предположительны ввидутого, что не имеют прямых доказательств, а получены лишь путём обобщенияи сравнения имеющихся предпосылок, т.е. связаныотношением строгого логического следования. Оба способа выполнения кувыркачерез плечо со вставанием на ноги совершенно законны и дополняют друг другапоскольку каждый из них имеет сильные и слабые стороны. Отсюда следует, что вовремя обучения, для приобретения более совершенного навыка самостраховки, полезноизучать обе разновидности инерционного кувырка через плечо. А вот способ выполнениявертикального, «глухого», падения на бок с отбивом скрещенными ногами архаичен,ошибочен и вреден для здоровья.
|
Рис. 19. Кувырок через плечо [20]
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Yokoyama, S. Judo Kyohan/ S.Yokoyama, E. Oshima. – Nishodo, 1915.
2. Асадзиро, T. Руководство подзюдо (Дзюдо тэбики)/ T.Асадзиро. —
Осака, «Киндай Бугэйся», 1929.
3. Ощепков, В.С.Организационно-методические указания по дзюу-до/ В.С. Ощепков. — «Физкультура исоциалистическое строительство. социалистическое строительство», 1932г.,№№4-12.
4. Hanley, R.E. CombatConditioning Manual Jiu Jitsu Defense, Bayonet Defense, Club Defense/ R.E.Hanley. — US marine corp, marine aviation detachement naval training school(aviation), Chicago. 1943.
5. Харлампиев, А.А. Программа изачетные требования обязательного комплекса боевой и физической подготовкисотрудников МВД—МГБ/ А.А. Харлампиев. — М: ОСО ЦС «Динамо», 1946.
6. Харлампиев, А.А. Самбо. Часть1. Борьба самбо./ .А. Харлампиев. -М.: Воениздат, 1952.
7. Маркотенко, И.Г.Учебно-методическое пособие по САМБО (самозащита без оружия)/И.Г. Маркотенко. -Издание Управления милиции гор. Риги МВД Латвийской ССР,1949.
8. Турин, А.Б. Самбо. Учебно-наглядноепособие/А.Б.Турин.- М.: Физкультура и спорт, 1965.
9. Андреев, В.М. Самбо. Дляслужебного пользования/ В.М. Андреев. – М.: ЦС «Динамо», 1970.
10. Рукопашный бой. Учебник длякурсантов и слушателей Института. / Под ред. Чихачева Ю. Т. – МО СССР. Ленинград,1979.
11.Греко-римская борьба/И. Иванов, А. С. Кузнецов, Р. В. Самургашев, Ю. А.Шулика. — Феникс. — Ростов-на-Дону, 2004.
12 Греко-римская борьба дляначинающих. Учебное пособие/Ю.А. Шулика, В.М. Косухин, В.И. Лещенко [и др.]. -Ростов –на-Дону: Феникс, 2006. — 187 с.
13.Дзюдо. Система и борьба: учебник/ Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев,В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо. – Феникс. — Ростов на-Дону, 2006.
14. Гаткин, Е.Я. Все о самбо/ Е.Я. Гаткин— М.: Аст, 2008 г.
15. Гарник, В.С.САМБО. Методика УТС и самостоятельных занятий. Учебное пособие/В.С. Гарник. -М.: ФГБОУ ВО «Московский Государственный Строительный университет», 2012.
16. Харрисон, Э. Д.«Руководство по дзюдо»/Э. Д. Харрисон. – Лондон: W. FOULSHAM & CO. LTD.,1952.
17. Мифунэ, К. Канондзюдо: Принцип и техника/К. Мифунэ. – Токио: Сейбундо-Синкоша, 1958.
18. Дзюдо/ Сокр. пер. с япон.В. И. Силина. — М.: «Физкультура и спорт», 1977.
19. Кано, Д. Кодокан дзюдо/Д.Кано. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.
20. Концепция безопасности вяпонских боевых искусствах: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.spbaikikai.ru/concept/ (дата обращения30.10.2022).