ПАМЯТКА для родителей
ЧТО НЕ ДОЛЖНО ПРЕОБЛАДАТЬ В ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ
В первую очередь это гиперопека.Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различныхтрудностей, потакают всем его капризам не учится брать на себя ответственность,решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требуеттакого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведениестановится эгоцентричным.
Обратная сторона гиперопеки – этопопустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточновнимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у негоинфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостатокобщения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов,компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяетсявымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеетвыстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиямокружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.
Ещё одна частая ошибка, которуюдопускают родители – это запрет на самостоятельную деятельность. В периодраннего детства ведущей деятельностью ребёнка становится предметнаядеятельность. Через окружающие его предметы ребёнок знакомится с миром, познаётего. К двум-трём годам он уже начинает пытаться повторять действия взрослого,учиться делать всё самостоятельно. Но многие родители не позволяют ребёнкусамому выполнять даже простые действия. Чаще всего это делается из соображенийбезопасности ребёнка и экономии времени, однако впоследствии такая позициябудет приводить к тому, что ребёнок вырастет инфантильным. Он не научитсясамостоятельной деятельности, и уже во взрослом возрасте будет ждать, что занего примут решение и всё сделают.
Авторитарное воспитание. Родители недают ребёнку возможности проявлять самостоятельность и принимать решения. Занего это делают взрослые. Ребёнок в такой семье оказывается во всём зависимымот его родителей. Он не учится решать свои проблемы сам, принимать решения ибыть независимым.
ПОВЫШЕННАЯМОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
В таких случаях родителипитают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, егоспособностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотитв жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждуточень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственностисоздаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходеза младшими или больными и беспомощными членами семьи (Сухарева Г. Е.,1959).
Чемгрозит
∙Эмоциональной нестабильностью ребенка: плач, истерики, неконтролируемая агрессия. Малыш просто не справляется с высокимитребованиями и его мозг «перегревается»;
∙ Обида или дажененависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»;
∙ Подмена ролей:например, в неполных семьях матери и сына, ребенок выступает в роли мужчины, но не маленького мальчика, и долженпроявлять мужественность и заботиться оматери;
∙ Нежеланием заводитьсемью и рожать детей в будущем, ибо это слишком тяжело;
∙ Непонимание своеговнутреннего мира и потребностей;
∙ Двуличность.
Родителииспользуют такой тип воспитания потому, что им важна «картинка» хорошей семьи. Это желание казаться благополучными, успешными,идеальными родителями, у которых долженрасти идеальный ребенок: честный, сдержанный, пунктуальный, никогда не пачкающийся и не желающий ничего.
Какизбежать
1. Нестремитесь к идеальному: вы человек, поэтому ошибки – это нормально. Важно жить так, как подходит, удобно и комфортно, а ненапоказ.
2. Не требуйте от ребенканепосильного: он маленький и только учится. Своим примеромдемонстрируйте, что такое плохо и хорошо, а не лекциями о нравственности и несоответствии малыша идеалам.
3. Избавьтесь отстандартов «ребенок должен…
4. Попробуйте сами побытьребенком. Часто люди, которые не могут позволить себе ребячество, запрещают это своим детям.
Почтивсе подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудныхобязанностей. Несостоятельность и промахив этих случаях не оказывают на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типа отнесется кродительским экспектациям или к возложеннымна него поручениям с полным пренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепитьлидерские черты или стремление властвовать.
Лабильногоподростка чрезмерная ответственность будет крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать. Подросток систероидной акцентуацией, в лучшем случаепоиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуютвосхищенные его усердием зрители, забросит иливозненавидит объект своей опеки. Но дляпсихастенической и, возможно, сенситивной акцентуации чрезмерно высокие требования к чувству ответственности являются ударомпо месту наименьшего сопротивления,приводя к затяжному обсессивно-фобическому неврозу или кпсихопатическому развитию по психастеническому типу.
