X-PDF

Памятка разбора слова по составу

Поделиться статьей

1. Определю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозна­чает (какой частью речи является).

Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).

Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставок. Сравню слова и найду общую часть.

Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть слова, стоящую перед корнем.

Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.

 

Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель мо­жет судить по сформированным у детей умениям:

—выделить морфему из слова .

—самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава .

—словесно объяснить роль морфемы в слове .

—правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Проверить усвоение учащимися морфемного состава слова мож­но с помощью следующих вопросов и заданий.

1. Ответить на вопросы:

Какая часть в слове самая главная?

Почему вы так думаете?

Для чего служит в слове приставка? Докажите примером.

Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажите.

Для чего служит в слове окончание? Докажите.

2. Сравнить два слова, учитывая их смысл и состав (напри­
мер: улететьприлететь, выходить — выбегать, береза — бе­резка).

Слова подобраны так, что первая пара слов позволяет выяс­нить понимание семантической роли приставки, вторая — корня, третья — суффикса.

3. Сравнить слова и определить, родственные они или нет:
школа, школьник, школьный, дошкольный.

Ответить на вопросы:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 73

Какая часть слова делает их родственными?

Какая часть слова делает их разными по смыслу?

4. Разобрать слова по составу.

5. Подобрать слова, состоящие:

—из корня и окончания .

—из корня, суффикса и окончания .

—из приставки, корня и окончания и т.д.

6. Составить рассказ по опорным словам на заданную тему.

 

РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Цель изучения морфемного состава слова в III классе состоит в углублении знаний о словообразовательной и формообразовательной роли морфем, а также в подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагатель­ных и глаголов. В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности и существует взаи­мосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. Это то исходное лингвистическое положение, на котором основывается решение указанных выше задач.

В процессе изучения частей речи учитель знакомит детей с тем фактом, что образование одной части речи от другой или от той же самой части речи происходит с помощью приставки или суффикса. Главная трудность для школьников при изучении словооб­разования заключается в том, чтобы правильно определить произ­водящее слово. Для этого учитель предлагает детям установить, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Но при этом обязательным является мор­фемный анализ слова, распознавание, какой частью речи являются производящее и производные слова. Учитель специально фиксирует внимание детей на том:

—от какой части речи образовано слово .

—при помощи какой морфемы .

—какой смысл имеет образованное слово .

—какой частью речи оно является.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Вопросы и задания к теме:


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 73

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Язык логики высказываний (алфавит, понятие формулы). Табличное определение логических связок.

Поделиться статьей

Поделиться статьейОсновные синтаксические категории языка логики высказываний, из которых должны строиться высказывания и высказывательные формы, называемые формулами языка логики высказываний,


Поделиться статьей

Синдромы поражения лобной доли.

Поделиться статьей

Поделиться статьейЗадние отделы лобных долей отвечают за двигательные функции. Движения лица, руки и кисти берут начало в двигательной коре конвекситальной


Поделиться статьей

КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА ТВЕРДЫХ СПЛАВОВ

Поделиться статьей

Поделиться статьейТеоретические сведения. Под твердыми сплавами понимают сплавы на основе высоко- твердых и тугоплавких карбидов вольфрама (WC), титана (TiC), тан-


Поделиться статьей

Оружейная палата — школа русской иконописи

Поделиться статьей

Поделиться статьейВ XVII столетии Оружейная палата была крупнейшим художественным центром в Московском государстве. Мастерские, расположенные в Кремле, недалеко от царского


Поделиться статьей

Защитные экранные фильтры для мониторов

Поделиться статьей

Поделиться статьей  Одним из наиболее эффективных технических средств защиты от излучения является защитный экранный фильтр (защитный экран). Защитный экранный фильтр


Поделиться статьей

СТРУКТУРА, СВОЙСТВА И НАЗНАЧЕНИЕ ЧУГУНА

Поделиться статьей

Поделиться статьейИз чугуна можно изготовлять изделия практически любого размера и сложности: от сковородок, до коленчатых валов, великолепных изделий искусства. Из


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет