1. Определю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).
Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).
Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставок. Сравню слова и найду общую часть.
Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть слова, стоящую перед корнем.
Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.
Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по сформированным у детей умениям:
—выделить морфему из слова .
—самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава .
—словесно объяснить роль морфемы в слове .
—правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.
Проверить усвоение учащимися морфемного состава слова можно с помощью следующих вопросов и заданий.
1. Ответить на вопросы:
— Какая часть в слове самая главная?
— Почему вы так думаете?
— Для чего служит в слове приставка? Докажите примером.
— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажите.
— Для чего служит в слове окончание? Докажите.
2. Сравнить два слова, учитывая их смысл и состав (напри
мер: улететь — прилететь, выходить — выбегать, береза — березка).
Слова подобраны так, что первая пара слов позволяет выяснить понимание семантической роли приставки, вторая — корня, третья — суффикса.
3. Сравнить слова и определить, родственные они или нет:
школа, школьник, школьный, дошкольный.
Ответить на вопросы:
— Какая часть слова делает их родственными?
— Какая часть слова делает их разными по смыслу?
4. Разобрать слова по составу.
5. Подобрать слова, состоящие:
—из корня и окончания .
—из корня, суффикса и окончания .
—из приставки, корня и окончания и т.д.
6. Составить рассказ по опорным словам на заданную тему.
РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Цель изучения морфемного состава слова в III классе состоит в углублении знаний о словообразовательной и формообразовательной роли морфем, а также в подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности и существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. Это то исходное лингвистическое положение, на котором основывается решение указанных выше задач.
В процессе изучения частей речи учитель знакомит детей с тем фактом, что образование одной части речи от другой или от той же самой части речи происходит с помощью приставки или суффикса. Главная трудность для школьников при изучении словообразования заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Для этого учитель предлагает детям установить, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Но при этом обязательным является морфемный анализ слова, распознавание, какой частью речи являются производящее и производные слова. Учитель специально фиксирует внимание детей на том:
—от какой части речи образовано слово .
—при помощи какой морфемы .
—какой смысл имеет образованное слово .
—какой частью речи оно является.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Вопросы и задания к теме: