X-PDF

Парцильная программа ЛЕСОВИЧОК АНАЛИЗ

Поделиться статьей

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Архангельской области

«Архангельский педагогический колледж»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:МДК 05.01. Методологические основы разработки

парциальныхпрограмм дошкольного образования

 

 

 

 

Студентка

Мерзлая

Вера

Ивановна

Курс

Группа

5

44 (1)

Специальность

44.02.01

«Дошкольное образование»

Вариант…

Входной № 5

Преподаватель

Дата проверки

Оценка/подпись

Морозова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Архангельск 2023

 

 

Понятие «программа», «образовательная программа», «парциальнаяпрограмма».

 

Программа –обязательныйнормативный документ,  определяющий ценностно-целевые ориентиры,содержание и объем образования для каждой возрастной ступени,  ипредставляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения,оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихсяресурсов (педагогических, материально-технических, организационных,технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.

Основная общеобразовательная программа-это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующийспецифику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательногопроцесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Ее необходимо реализовывать в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОСДО, а так же с учетом соответствующей примерной основной образовательнойпрограммы дошкольного образовании.

Содержание Программы должно отражать следующие аспектыобразовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характервзаимодействия со взрослыми;

3) характервзаимодействия с другими детьми;

4) система отношенийребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит изобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализациитребований Стандарта.

Обязательная частьПрограммы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей вовсех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемойучастниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/илиразработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы,направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальныеобразовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объём обязательнойчасти Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части,формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. Программа включаеттри основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений.[1]

Парциальныепрограммы в ДОУ — это занятия и методики,направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование пониманияязыка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления. Эти программы являютсядополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всеговоспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов.

 

 

 

Место парциальныхпрограмм дошкольного образования в образовательном процессе

 

Парциальныепрограммы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольногообразования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательныхобластей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательнойобласти, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастногодиапазона.

Всоответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании»,каждой образовательной организации делегируется право самостоятельногоопределения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условийведения образовательной деятельности, материально-технической базы детскогосада, пожеланий родительского контингента. 

Парциальныепрограммы в ДОУ  по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности  икорректировки образовательного процесса, достижения запланированныхвоспитательных результатов. Они реализуются через введение групповой илииндивидуальной  познавательной, исследовательской деятельности , приобщение кобщекультурным ценностям, формирование математических представлений,экологическое образование.

Парциальныепрограммы в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие познавательного потенциаладошкольников, реализуются через: ведение индивидуальной и групповойпознавательной, исследовательской деятельности; приобщение воспитанников кобщекультурным ценностям; формирование базовых математических представлений;экологическое воспитание. 

 

 

Современныепарциальные программы:

Развитие через движение. Парциальнаяпрограмма физического развития детей дошкольного возраста

Парциальная программа раннего физическогоразвития детей дошкольного возраста

Программа НАУСТИМ

Программа Цвет творчества

Обучение грамоте детей дошкольноговозраста

Программа ФЭМП у дошкольников

Программа От звука к букве

Программа От Фрёбеля до робота: растимбудущих инженеров

Программа Цветные ладошки

Программа Умные пальчики

Программа Феникс — шахматы длядошкольников

Программа Бадминтон длядошкольников

Программа Английский длядошкольников

Программа Весёлый Рюкзачок длядетей старшего дошкольного возраста

Программа STEM–образование детейдошкольного и младшего школьного возраста

Программа Формирование культурыбезопасности

Истории карапушек: как жить в мире ссобой и другими?[2]

 

 

 

 

Требования к структуре парциальной программы

Парциальная образовательная программа для детей дошкольноговозраста

(далее – Программа) разрабатывается в соответствии с Федеральнымзаконом

«Об образовании в государственным образовательным стандартомдошкольного образования.

Парциальная образовательная программа для детей дошкольноговозраста

должна включать:

1 Титульный лист.

2 Целевой раздел.

3 Содержательный раздел.

4 Организационный раздел.

5 Список литературы.

6 Приложение.

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

— наименование дошкольного образовательного учреждения;

 -где, когда и кем утверждена парциальная образовательнаяпрограмма;

— название парциальной образовательной программы;

 -возраст детей, на которых рассчитана парциальнаяобразовательная

программа;

— срок реализации парциальной образовательной программы;

— Ф. И. О.(полностью), должность автора (авторов) парциальной

образовательной программы;

 -название города, населенного пункта;

 -год разработки парциальной образовательной программы.

Целевой  раздел:

— пояснительная записка

-новизна

-актуальность

-педагогическая целесообразность

-цели

-задачи

-планируемый результат

Содержательный раздел

В соответствии с ФГОС, в этой части прописывается содержание

образовательной деятельности, в том числе способы и направления

поддержки детской инициативы, взаимодействие с семьямивоспитанников.

Примерное планирование образовательной деятельности можнооформить

в виде таблицы.

Организационный раздел

Этот раздел программы включает:

методическое обеспечение программы, средства обучения и

воспитания (к методическим материалам относятся: методические и

наглядные пособия, видеозаписи, аудиозаписи, фонотека и другие

материалы, необходимые для проведения мероприятий) и организации

развивающей пространственной среды (наличие отдельного помещения,

специального оборудования и т.д.).

Список литературы:

Списки литературы могут предназначаться для разных категорийучастников образовательного процесса: для воспитанников, родителей, коллег. В парциальнойобразовательной программе можно представить список литературы, используемыйпедагогом при обучении, литературы, используемой при написании образовательнойпрограммы. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двухразделов: «Список литературы, используемой педагогом в своей работе» и «Списоклитературы для детей».

 

 

Практическоезадание:

Проанализироватьодну из парциальных программ дошкольной образовательной организации

Алгоритмвыполнения практического задания:

Познакомитьсяс парциальной программой (Приложение)

Проанализироватьв соответствии с предложенными вопросами;

Данныеанализа внести в таблицу;

Сделатьподробный, доказательный вывод, сформулировать рекомендации

Полученныйматериал оформить в контрольную работу

Программакружковой работы «Лесовичок»

Общая характеристика программы:

Критерии

анализа

Пояснения к критериям

Результаты анализа

1.1

Актуальность

Программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем ДО в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ.

Программа связана с экологическим образованием детей, что актуально в наше время, когда проблемы загрязнения окружающей среды занимают одну из мировых проблем.

Ознакомление детей  коррекционной группы с природой, с помощью сюжетно дидактических игр, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы детей возрастом 4-5 лет.

Отличием от других программ является то, что направленность программы подразумевает работу с детьми коррекционной группы, также наличие системы мониторинга детей, создание центров экспериментирования

 ( маленький ученый, уголок природы, экологическая тропа и др). также есть план по работе с родителями.

Эта программа создана для кружковой работы, четко прописаны даты, время занятий, есть план.

 

1.2

Целостность

Цели, задачи, способы их  достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе

Программа предназначена для детей коррекционной группы  5-7 лет, срок обучения 1 год. Цели и задачи ориентированы на формирование бережного отношения к природе, знакомству с родным краем, что соответствует возрасту детей. Дети в этом возрасте способны проследить причинно следственные связи и описать их.

1.3

Прогностичность

Программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы, будет ли программа развиваться дальше).

Созданные для кружка уголки и атрибуты для занятий сохраняются и передаются следующей группе.

Программа рассчитана на один год, что дает полноценные представления детей об экологии, эти знания пригодятся детям для обучения в школе.

1.4

Контролируемость

В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы проведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы)

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполняются диагностические карты на каждого ребенка.

Оценка выводится при подсчете баллов:

Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла – отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствует возрасту; 4 балла – высокий.

Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).

1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

1.6

Реальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество подачи материала

Возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий (наличие материальных условий, кадры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность научно-методическая обоснованность. Стиль изложения понятен, присутствует открытость и ясность изложения материала

В программе не указано конкретные требования к педагогу, проводящему кружковую деятельность, но задачи, основные формы и приемы позволяют сказать, что деятельность доступна любому педагогу ДОУ, тематический план описан конкретно и подробно для каждого занятия.

Наличие материальных условий необходимо, но не очень затратно:

-создание «Центра познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями),  

-организация  мини-лаборатории для экспериментальной деятельности детей,

-оформление библиотеки познавательной и художественной литературы экологического содержания

-разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др.

 

Программа хорошо зрительно воспринимается, не объемная, все части выделены, последовательны.

Для педагога без специального образования материал понятен и ясен, большой плюс в подробном тематическом плане по месяцам, описана также работа с родителями.

Дано подробное описания состава уголков для изучения экологической среды и четкие рекомендации для проведения деятельности.

 

 

Оформление программы

2.1.

Эстетичность

Программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Страницы и заголовки разделов пронумерованы. Если в программе используется цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы.

Программа оформлена в печатном виде, поля соблюдены, страницы не пронумерованы, заголовки разделов с нумерацией. Цитат и сносок нет. Главы идут по порядку, без перехода на новую страницу.

2.2.

Структура программы

Программа содержит разделы:

— пояснительная записка;

— цели и задачи;

-учебно-тематический план.

-содержание изучаемого курса.

-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

— список литературы

Программа содержит:

-тит лист

— целевой раздел с пояснительной запиской, целями и задачами

-содержательный раздел с уч. тем. планом , планом работы с родителями и рекомендациями 

— в организационном разделе содержится  расписание работы и список литературы

 

Характеристика структурных элементов программы

3.1.

Титульный лист

Оформляется в соответствии с требованиями:

— содержит наименование ОУ, отметку об утверждении программы;

— печать;

— № протокола педсовета, утвердившего программу;

— наименование программы;

— возраст детей;

— срок реализации;

— ФИО автора-составителя,                                                                                                   должность, город, год.

Титульный лист содержит:

Полное наименование ДОУ с указанием адреса, телефона, почты, факса

Отметка об утверждении программы

№ протокола педсовета, дата , подписи ответственных лиц

Номер приказа

Наименование

ФИО составителя, должность

Город, год

Возраст детей и срок реализации не указан.

 

3.2.

Пояснительная записка

Актуальность программы:  

— социальный заказ (почему это важно для общества);  

— анализ ресурсов (кадровых, материально-технических);

— принципы реализации;

— краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов, сроки реализации и др.);

— формы организации детей;

— краткая характеристика участников (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должности и др.

Цели и задачи       

Цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели;

В пояснительной записке отражены общественные требования . Принципы реализации указаны. Возрастные особенности отражены.

Анализа ресурсов, кратких сведений о коллективе, формы организации, краткая характеристика участников, условия работы и должности  не указаны.

Описаны нормативные документы, ожидаемы результаты и система мониторинга

Цель полностью отражает конечный результат, реальна и достижима для детей коррекционной группы.

Задачи направлены на достижение целей.

3.3.

Учебно-тематический план

представлен перечень разделов, тем; указано количество часов по каждой теме.

План состоит из 8 блоков по основным темам месяца.

Каждый месяц состоит из 4 недель, на каждую указана тема, задачи, предварительная работа и форма работы с детьми. Количество часов не указано.

3.4.

Содержание программы

Раскрыто краткое содержание образовательной деятельности по темам в соответствии с тематическим планом. Можно представить планы работы с детьми, с родителями

В содержании указаны:

— формы и методы работы

-тематический план на год в виде таблицы

— предметно-пространственная среда

— план работы с родителями

В организационном разделе прописаны  расписание работы, количество детей возраст, рекомендации для проведения кружка, материально технические условия и условия реализации программы.

 

3.5.

Методическое обеспечение программы

— обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

 В программе прописаны создание центров с литературой и атрибутами, наполнением. В тематическом плане прописаны беседы, игры, проекты, выставки для детей.

Но в формах работы указано название деятельности без описания.

3.6.

Список литературы

оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – ФИО автора, заглавие, издательство, город, год издания

Порядковые номера указаны, фамилия автора не в алфавитном порядке (Грехова, потом Воронкевич). В 5 пункте не указан год, в первом нет количества страниц, в 3 номера журнала и страницы со статьей.

 

Вывод: Кружковая программа «Лесовичок» предназначена длякоррекционной подготовительной группы детей возраста 6-7 лет. Программаориентирована на экологическое воспитание дошкольников, что является актуальнойтемой в современном обществе, тк проблема загрязнения природы тесно связана своспитанием у детей бережно ценностного отношения ко всему живому. Дети учатсяне только наблюдать за изменениями в природе, изучать пользу и вред растений,знакомятся с родным краем, но и начинают сравнивать, анализировать эти явления,в речи используют полные ответы, самостоятельно делают выводы.

Тематический план, игры, выставки, наблюдения ориентированы надетей с проблемами психофизического характера.  Уклон сделан на осознаниепоследствий своих действий, формирование причинно следственных связей. Впрограмме представлены в основном методы наблюдения, рассматривания, чтения,беседы, что соответствует направленности программы.

В программе не указаны  дальние прогнозы, что будет с детьми послеосвоения программы, будет ли программа развиваться дальше. Толькопредполагаемый результат « в  процессе работы кружкапредполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психикуребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетическоговкуса. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у негопоявляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать,обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевоеразвитие, что очень важно для дошкольников».

Контролируемость затронута только результатами мониторинга детей (2 раза в учебном году по результатам наблюдения заполняется диагностическаякарта). Подведения итогов по каждому  месяцу, после изучения темы нет.

Программа вполне реальна, специального образования , подготовкипедагогов не требуется. Не прописана квалификация воспитателя для ведениякружка. Указано создание центров экологической среды с описанием наполнения, нетребующего больших материальных затрат ( природные материалы, сыпучие, колбы,микроскоп, фартуки, ведра, лопатки и тд).

Качество подачи материала последовательно и логично, доступно.

Программа выполнена в печатном варианте, без указания страниц,неудобство в том, что каждый раздел не начинается с новой страницы, идет сплошнымтекстом. Нет цитат и ссылок на использованные источники. Разделы программыпронумерованы для удобства.

Структура программы:

Титульный лист – в нем не указано возраст детей и срок реализациипрограммы.

В целевом разделе  помимо основного содержания указаны возрастныеособенности коррекционной группы детей и система мониторинга.

Содержательный раздел: для удобства тематический план оформлен ввиде таблицы, но не указаны пособия для проведения мероприятий. Отмеченанаполняемость предметно-развивающей среды и план работы с родителями.

В организационном отделе даны рекомендации по проведению НОД,материально-технические условия и условия реализации программы.

В списке литературы нет разделения на литературу для педагогов идетей, только использованные источники.

Огромный минус программы отсутствие приложений для педагога.

Рекомендации:

— на титульном листе указать возраст детей и срок реализациипрограммы

— в тематический план включить большее количество экскурсий,наблюдений, походов для изучения родного края (в программе только две экскурсиив город и парк)

-сделать прогнозы на развитие программы, что будет после еереализации

-после проведения  темы недели провести мониторинг знаний (беседа, игра, викторина, оформление поделки и т.д )

-по оформлению можно указать номера страниц и каждый раздел начатьс новой страницы

-в списке литературы правильно оформить источники и добавитьразделы «Литература для педагога», «Литература для детей»

— обязательно добавить приложения с указанием и описанием игр,план к  подготовке экскурсий, описание проектов, конспекты дидактических игр ит.д.

— в целевом разделе добавить практическую направленность программыи разделить задачи на образовательные, развивающие и воспитательные с упором надетей коррекционной группы

— в тематическом плане  можно добавить в  таблицу часы работы потеоретическим и практическим разделам работы с детьми

— добавить формы работы с детьми ( индивидуальные, групповые,массовые или микрогруппы)

— отметить формы контроля над программой с учетом особенностейдетей, например: контроль проводится 3 раза в год: -входной – сентябрь, промежуточный – в декабре по итогам первого полугодия,итоговый — в мае по итогам года. Формы проведения аттестации могут бытьследующие: — участие в акции; -участие в конкурсах; -тест; -практическоезадание; -творческая работа; -игра, викторина.

 

        

 

 

Список литературы

1.                ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.                Методические рекомендации поиспользованию примерной основной образовательной программы дошкольногообразования при разработке образовательной программы дошкольного образования вобразовательной организацииhttp://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/OOP_fin_02-09-2015.pdf

3.                Письмо Министерстваобразования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОСдошкольного образования»

4.                Письмо Минобрнауки России от11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительногообразования детей»

5.    Программа кружковой работы«Лесовичок»

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет