Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Архангельской области
«Архангельский педагогический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:МДК 05.01. Методологические основы разработки
парциальныхпрограмм дошкольного образования
Студентка |
Мерзлая Вера Ивановна |
Курс Группа |
5 44 (1) |
Специальность |
44.02.01 «Дошкольное образование» |
Вариант… |
Входной № 5 |
Преподаватель Дата проверки Оценка/подпись |
Морозова О.Н.
|
Архангельск 2023
Понятие «программа», «образовательная программа», «парциальнаяпрограмма».
Программа –обязательныйнормативный документ, определяющий ценностно-целевые ориентиры,содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, ипредставляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения,оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихсяресурсов (педагогических, материально-технических, организационных,технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.
Основная общеобразовательная программа-это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующийспецифику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательногопроцесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Ее необходимо реализовывать в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОСДО, а так же с учетом соответствующей примерной основной образовательнойпрограммы дошкольного образовании.
Содержание Программы должно отражать следующие аспектыобразовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характервзаимодействия со взрослыми;
3) характервзаимодействия с другими детьми;
4) система отношенийребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит изобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализациитребований Стандарта.
Обязательная частьПрограммы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей вовсех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемойучастниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/илиразработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы,направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальныеобразовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объём обязательнойчасти Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части,формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включаеттри основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений.[1]
Парциальныепрограммы в ДОУ — это занятия и методики,направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование пониманияязыка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления. Эти программы являютсядополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всеговоспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов.
Место парциальныхпрограмм дошкольного образования в образовательном процессе
Парциальныепрограммы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольногообразования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательныхобластей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательнойобласти, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастногодиапазона.
Всоответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании»,каждой образовательной организации делегируется право самостоятельногоопределения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условийведения образовательной деятельности, материально-технической базы детскогосада, пожеланий родительского контингента.
Парциальныепрограммы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности икорректировки образовательного процесса, достижения запланированныхвоспитательных результатов. Они реализуются через введение групповой илииндивидуальной познавательной, исследовательской деятельности , приобщение кобщекультурным ценностям, формирование математических представлений,экологическое образование.
Парциальныепрограммы в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие познавательного потенциаладошкольников, реализуются через: ведение индивидуальной и групповойпознавательной, исследовательской деятельности; приобщение воспитанников кобщекультурным ценностям; формирование базовых математических представлений;экологическое воспитание.
Современныепарциальные программы:
— Развитие через движение. Парциальнаяпрограмма физического развития детей дошкольного возраста
— Парциальная программа раннего физическогоразвития детей дошкольного возраста
— Обучение грамоте детей дошкольноговозраста
— Программа ФЭМП у дошкольников
— Программа От Фрёбеля до робота: растимбудущих инженеров
— Программа Феникс — шахматы длядошкольников
— Программа Бадминтон длядошкольников
— Программа Английский длядошкольников
— Программа Весёлый Рюкзачок длядетей старшего дошкольного возраста
— Программа STEM–образование детейдошкольного и младшего школьного возраста
— Программа Формирование культурыбезопасности
— Истории карапушек: как жить в мире ссобой и другими?[2]
Требования к структуре парциальной программы
Парциальная образовательная программа для детей дошкольноговозраста
(далее – Программа) разрабатывается в соответствии с Федеральнымзаконом
«Об образовании в государственным образовательным стандартомдошкольного образования.
Парциальная образовательная программа для детей дошкольноговозраста
должна включать:
1 Титульный лист.
2 Целевой раздел.
3 Содержательный раздел.
4 Организационный раздел.
5 Список литературы.
6 Приложение.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
— наименование дошкольного образовательного учреждения;
-где, когда и кем утверждена парциальная образовательнаяпрограмма;
— название парциальной образовательной программы;
-возраст детей, на которых рассчитана парциальнаяобразовательная
программа;
— срок реализации парциальной образовательной программы;
— Ф. И. О.(полностью), должность автора (авторов) парциальной
образовательной программы;
-название города, населенного пункта;
-год разработки парциальной образовательной программы.
Целевой раздел:
— пояснительная записка
-новизна
-актуальность
-педагогическая целесообразность
-цели
-задачи
-планируемый результат
Содержательный раздел
В соответствии с ФГОС, в этой части прописывается содержание
образовательной деятельности, в том числе способы и направления
поддержки детской инициативы, взаимодействие с семьямивоспитанников.
Примерное планирование образовательной деятельности можнооформить
в виде таблицы.
Организационный раздел
Этот раздел программы включает:
методическое обеспечение программы, средства обучения и
воспитания (к методическим материалам относятся: методические и
наглядные пособия, видеозаписи, аудиозаписи, фонотека и другие
материалы, необходимые для проведения мероприятий) и организации
развивающей пространственной среды (наличие отдельного помещения,
специального оборудования и т.д.).
Список литературы:
Списки литературы могут предназначаться для разных категорийучастников образовательного процесса: для воспитанников, родителей, коллег. В парциальнойобразовательной программе можно представить список литературы, используемыйпедагогом при обучении, литературы, используемой при написании образовательнойпрограммы. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двухразделов: «Список литературы, используемой педагогом в своей работе» и «Списоклитературы для детей».
Практическоезадание:
Проанализироватьодну из парциальных программ дошкольной образовательной организации
Алгоритмвыполнения практического задания:
Познакомитьсяс парциальной программой (Приложение)
Проанализироватьв соответствии с предложенными вопросами;
Данныеанализа внести в таблицу;
Сделатьподробный, доказательный вывод, сформулировать рекомендации
Полученныйматериал оформить в контрольную работу
Программакружковой работы «Лесовичок»
Общая характеристика программы:
№ |
Критерии анализа |
Пояснения к критериям |
Результаты анализа |
1.1 |
Актуальность |
Программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем ДО в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ. |
Программа связана с экологическим образованием детей, что актуально в наше время, когда проблемы загрязнения окружающей среды занимают одну из мировых проблем. Ознакомление детей коррекционной группы с природой, с помощью сюжетно дидактических игр, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы детей возрастом 4-5 лет. Отличием от других программ является то, что направленность программы подразумевает работу с детьми коррекционной группы, также наличие системы мониторинга детей, создание центров экспериментирования ( маленький ученый, уголок природы, экологическая тропа и др). также есть план по работе с родителями. Эта программа создана для кружковой работы, четко прописаны даты, время занятий, есть план.
|
1.2 |
Целостность |
Цели, задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе |
Программа предназначена для детей коррекционной группы 5-7 лет, срок обучения 1 год. Цели и задачи ориентированы на формирование бережного отношения к природе, знакомству с родным краем, что соответствует возрасту детей. Дети в этом возрасте способны проследить причинно следственные связи и описать их. |
1.3 |
Прогностичность |
Программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы, будет ли программа развиваться дальше). |
Созданные для кружка уголки и атрибуты для занятий сохраняются и передаются следующей группе. Программа рассчитана на один год, что дает полноценные представления детей об экологии, эти знания пригодятся детям для обучения в школе. |
1.4 |
Контролируемость |
В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы проведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы) |
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполняются диагностические карты на каждого ребенка. Оценка выводится при подсчете баллов: Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла – отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствует возрасту; 4 балла – высокий. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май). |
1.5
Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 1.6 |
Реальность
Качество подачи материала |
Возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий (наличие материальных условий, кадры)
Отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность научно-методическая обоснованность. Стиль изложения понятен, присутствует открытость и ясность изложения материала |
В программе не указано конкретные требования к педагогу, проводящему кружковую деятельность, но задачи, основные формы и приемы позволяют сказать, что деятельность доступна любому педагогу ДОУ, тематический план описан конкретно и подробно для каждого занятия. Наличие материальных условий необходимо, но не очень затратно: -создание «Центра познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), -организация мини-лаборатории для экспериментальной деятельности детей, -оформление библиотеки познавательной и художественной литературы экологического содержания -разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др.
Программа хорошо зрительно воспринимается, не объемная, все части выделены, последовательны. Для педагога без специального образования материал понятен и ясен, большой плюс в подробном тематическом плане по месяцам, описана также работа с родителями. Дано подробное описания состава уголков для изучения экологической среды и четкие рекомендации для проведения деятельности.
|
Оформление программы
2.1. |
Эстетичность |
Программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Страницы и заголовки разделов пронумерованы. Если в программе используется цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы. |
Программа оформлена в печатном виде, поля соблюдены, страницы не пронумерованы, заголовки разделов с нумерацией. Цитат и сносок нет. Главы идут по порядку, без перехода на новую страницу. |
2.2. |
Структура программы |
Программа содержит разделы: — пояснительная записка; — цели и задачи; -учебно-тематический план. -содержание изучаемого курса. -методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. — список литературы |
Программа содержит: -тит лист — целевой раздел с пояснительной запиской, целями и задачами -содержательный раздел с уч. тем. планом , планом работы с родителями и рекомендациями — в организационном разделе содержится расписание работы и список литературы |
Характеристика структурных элементов программы
Вывод: Кружковая программа «Лесовичок» предназначена длякоррекционной подготовительной группы детей возраста 6-7 лет. Программаориентирована на экологическое воспитание дошкольников, что является актуальнойтемой в современном обществе, тк проблема загрязнения природы тесно связана своспитанием у детей бережно ценностного отношения ко всему живому. Дети учатсяне только наблюдать за изменениями в природе, изучать пользу и вред растений,знакомятся с родным краем, но и начинают сравнивать, анализировать эти явления,в речи используют полные ответы, самостоятельно делают выводы.
Тематический план, игры, выставки, наблюдения ориентированы надетей с проблемами психофизического характера. Уклон сделан на осознаниепоследствий своих действий, формирование причинно следственных связей. Впрограмме представлены в основном методы наблюдения, рассматривания, чтения,беседы, что соответствует направленности программы.
В программе не указаны дальние прогнозы, что будет с детьми послеосвоения программы, будет ли программа развиваться дальше. Толькопредполагаемый результат « в процессе работы кружкапредполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психикуребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетическоговкуса. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у негопоявляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать,обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевоеразвитие, что очень важно для дошкольников».
Контролируемость затронута только результатами мониторинга детей (2 раза в учебном году по результатам наблюдения заполняется диагностическаякарта). Подведения итогов по каждому месяцу, после изучения темы нет.
Программа вполне реальна, специального образования , подготовкипедагогов не требуется. Не прописана квалификация воспитателя для ведениякружка. Указано создание центров экологической среды с описанием наполнения, нетребующего больших материальных затрат ( природные материалы, сыпучие, колбы,микроскоп, фартуки, ведра, лопатки и тд).
Качество подачи материала последовательно и логично, доступно.
Программа выполнена в печатном варианте, без указания страниц,неудобство в том, что каждый раздел не начинается с новой страницы, идет сплошнымтекстом. Нет цитат и ссылок на использованные источники. Разделы программыпронумерованы для удобства.
Структура программы:
Титульный лист – в нем не указано возраст детей и срок реализациипрограммы.
В целевом разделе помимо основного содержания указаны возрастныеособенности коррекционной группы детей и система мониторинга.
Содержательный раздел: для удобства тематический план оформлен ввиде таблицы, но не указаны пособия для проведения мероприятий. Отмеченанаполняемость предметно-развивающей среды и план работы с родителями.
В организационном отделе даны рекомендации по проведению НОД,материально-технические условия и условия реализации программы.
В списке литературы нет разделения на литературу для педагогов идетей, только использованные источники.
Огромный минус программы отсутствие приложений для педагога.
Рекомендации:
— на титульном листе указать возраст детей и срок реализациипрограммы
— в тематический план включить большее количество экскурсий,наблюдений, походов для изучения родного края (в программе только две экскурсиив город и парк)
-сделать прогнозы на развитие программы, что будет после еереализации
-после проведения темы недели провести мониторинг знаний (беседа, игра, викторина, оформление поделки и т.д )
-по оформлению можно указать номера страниц и каждый раздел начатьс новой страницы
-в списке литературы правильно оформить источники и добавитьразделы «Литература для педагога», «Литература для детей»
— обязательно добавить приложения с указанием и описанием игр,план к подготовке экскурсий, описание проектов, конспекты дидактических игр ит.д.
— в целевом разделе добавить практическую направленность программыи разделить задачи на образовательные, развивающие и воспитательные с упором надетей коррекционной группы
— в тематическом плане можно добавить в таблицу часы работы потеоретическим и практическим разделам работы с детьми
— добавить формы работы с детьми ( индивидуальные, групповые,массовые или микрогруппы)
— отметить формы контроля над программой с учетом особенностейдетей, например: контроль проводится 3 раза в год: -входной – сентябрь, промежуточный – в декабре по итогам первого полугодия,итоговый — в мае по итогам года. Формы проведения аттестации могут бытьследующие: — участие в акции; -участие в конкурсах; -тест; -практическоезадание; -творческая работа; -игра, викторина.
Список литературы
1. ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Методические рекомендации поиспользованию примерной основной образовательной программы дошкольногообразования при разработке образовательной программы дошкольного образования вобразовательной организацииhttp://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/OOP_fin_02-09-2015.pdf
4. Письмо Минобрнауки России от11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительногообразования детей»
5. Программа кружковой работы«Лесовичок»
