X-PDF

Патриотическая беседа Оставаться человеком, или ленинградский день победы

Поделиться статьей

Оставатьсячеловеком, или ленинградский день победы.

                     Можнопобедить любое оружие, кроме оружия духа.

                                                                                     Наполеон                                                    

Цели: расширять представление детей оВеликой Отечественной войне

Задачи:

ü рассказать о блокадеЛенинграда;

ü формировать положительную оценкудуховного подвига народа.

ü воспитывать благодарноеотношение к подвигу защитников Ленинграда

ü уважение к людям старшегопоколения

ü пробуждать сочувствие клюдям, перенесшим трагедию блокады

ü воспитывать чувствопатриотизма, гражданственности

Оборудование: метроном, аудиозапись «Ленинградскойсимфонии» Д. Шостаковича, кусочек ржаного хлеба весом 125 г, презентация.

Воспитатель: «Великая Отечественная» — такназываем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война заправо жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому противфашизма поднялись все – не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины,дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу. Четыре страшныхгода вся страна была объединена одним горем, одной болью, одной надеждой, однойверой – верой в Победу. Миллионы людей отдавали свои жизни не за Сталина, не заКПСС, а за своё Отечество, за свой дом. Они умирали за то, чтобы мы жили,учились, любили, слушали музыку, смотрели кино, за то, чтобы мы гордились своейисторией, своим народом, своей страной. Это был великий духовный подвиг всегонарода. И наш долг – хранить память об этом подвиге.

                                   «Соло для метронома»

Включается метроном

Воспитатель: Это метроном. Маятниковый прибор дляотсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа вмузыке. Более 70 лет назад стук этого прибора жадно ловил по  радио весь мир.900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца. Одни слушалиего, как великую прекрасную музыку. Другие – как приговор, как свидетельствопреступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. Затем, не прерывается  этот стук. Даже премьер – министр Великобритании УинстонЧерчилль в спальне и в кабинете держал радиоприёмники, настроенные нарадиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их, чтобыпроверить, бьётся ли в эфире пульс этого метронома. .Радиостудия ,котораякруглосуточно посылала этот сигнал, находилась в Ленинграде. Эти звукиобозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется.

   Блокада Ленинграда – это трагическая и героическаястраница Великой Отечественной войны.900 дней и ночей шла грозная битва заЛенинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ниодна крепость за всю историю существования человечества не выносила стольжестокого  испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город,они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Невепрогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинградаот гитлеровской блокады. Сейчас 27 января – это День воинской славы России.

                                      Символ русского духа 

                                    

Ведущий 1. Великая Отечественная войнаначалась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6 – 7 недель в ходемолниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны – до Уральскихгор. В « Плане Барбароса» взятие Ленинграда рассматривалось как первоочереднаязадача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушениеЛенинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должнобыло подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планахгитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвалиськ Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором.Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь ибомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказалсровнять город с землей и просьбы о сдачи не принимать. «В этой войне,ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бычасти населения»,- гласила директива немецкого командования.

   Эти сухие строки нацистской директивы былинастоящим приговором жителям  Ленинграда: город и его жители должны бытьуничтожены. Немцы всё рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людейосталось в городе(правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасыпродовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха.Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодныежители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелоеяблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги… Город  держался 900 дней иночей.

                                       Горький хлеб блокады

Ведущий 2. В блокадном кольце оказалось 2 млн.887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. Их ждали невиданные трудностии страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасовпродовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузилсяво тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализацияне работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочиеполучали по 250 гр. хлеба в день, все остальные по-125 гр. Те знаменитые «125блокадные грамм с огнем и кровью пополам» .Из этого мизерного кусочка хлебаленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

   В пригородах под огнем противника ленинградцыдобывали из-под снега не выкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодныемучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились засобаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступившими сильнымихолодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. Днем фашистыобстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетовзажигательные или фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома,больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийскиеобстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы срединаселения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовалиодин за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

Ведущий 3. Всё это резко увеличило смертностьсреди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности былаэлементарная дистрофия, т. е. голодное истощение. Смертность приобреланастолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и наулицах лежали тысячи незахороненных трупов. Многие ленинградцы в блокаду велидневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы ТаниСавичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких.Таню вывезли на большую землю, но спасти девочку так и не смогли.

   «За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и вовремя оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщникичинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили ссамолетов 107 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили29721 мирного советского гражданина, ранили 33782 мирных жителя, угнали внемецкое рабство 48751 советского гражданина. В результате блокады умерли отголода 66641 803 человек».

                                               Дорога жизни

Ведущий 4. Но в этих нечеловеческих условияхгород жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградскиезаводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячижителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирализавалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев ещераз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособностиармии, но и от участия в борьбе всего народа.

   Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражалисьне в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со всей страной, со всемнародом. Блокированный народ знал, что к нему устремлены внимание, любовь,вера, поддержка Родины! Связь с большой землей проходила по Ладожскому озеру.Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

   В 1942 году через Ладогу  были проложены подводныетрубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город сэлектростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизнистало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дорогена большую землю переправляли детей, раненых, больных-около миллиона человекбыло вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитниковгорода к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.

   Ленинград не только выстоял, но и победил. Иостался единственным среди городов Европы, куда ни разу за всю его историю невошли завоеватели.

                               Этомуподвигу нет равных.

(Звучит «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича).

Ведущий 5. «Этому подвигу нет равных» — такможно сказать о каждом дне каждого жителя города в те дни. Теряя родных иблизких, ленинградцы сохраняли стойкость духа, самоотверженно переносилитрудности. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецкое командование,блокируя город, так и не последовало.

   Живой легендой Ленинграда стала поэтесса ОльгаБерггольц – «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодныеобмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество иверу.

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешенных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

                                                                 Август, 1943 г.

Ведущий 6. Подвигом музыкантов сталоисполнение в осажденном городе симфонии Шостаковича. И эту музыке услышал порадио весь мир. Подвигом ученых и сотрудников Всесоюзного института растениеводствабыло сохранение сортов коллекции семян – всего более 100 тыс. образцов из 118стран. А это – тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Такихпримеров стойкости и верности долгу можно приводить тысячи.

   В 1943 г. Ольга Берггольц говорила по радио:«Подвергая город страшнейшим лишениям, враг рассчитывал, что пробудит в нассамые низменные, животные инстинкты. Враг рассчитывал, что  голодающие,мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глоткаводы, возненавидят друг друга, начнут роптать. Перестанут работать – в концеконцов сдадут город. Но мы не только выдержали все пытки… Мы окрепли морально.Мы победили их, победили морально – мы, осажденные ими!»

                                         Прорыв блокады

Ведущий 7. 12 января 1943 г. войскаЛенинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнениюоперации «Искра» — так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18января 1943 г. блокада была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, иЛенинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечталкаждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждалався страна. Но окончательное освобождение пришло только через год. 900 дней иночей продолжалась блокада. Немцы создали вокруг Ленинграда мощные укрепления,которые они назвали «стальным кольцом». Им эта оборона казалась непреодолимой.В январе 1944г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войскбыли густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы,несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов,стремившихся освободить Ленинград от блокады.

27 января 1944 г. в честь полного освобожденияЛенинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийскийсалют из 324 орудий.

1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города – героя.

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открытпамятник. На высоком гранитном постаменте – бронзовая шестиметровая фигураженщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены –стелы высечены печально – торжественные слова: « Никто не забыт, ничто незабыто».

                                 «Укаждого был свой спаситель»

Ведущий 8. Что же помогло ленинградцам? Как имудалось выжить и чего не учли стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» — так называется книга воспоминаний ленинградцев, пережившихблокаду. Эту книгу создали известные советские писатели А. Адамович и Д.Гранин. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которыесамоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг. Мы увиделинеобычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнениядолга, но и – неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей… Вот отрывкииз «Блокадной книги»

Ведущий 9. Надо понять, что значило слово «работать» вблокадном Ленинграде. «Каждое движение происходило замедленно. Медленноподнимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно,с трудом поднимали ноги…» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматьсяна чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы поныть, чего этостоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадногоголода, протяженность его вширь, но и как бы вглубь  человека. Надо понять, каксказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались ипсихика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого,потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по- разному.Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие,можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истиннойвеличины мужества защитников города…. Фашисты пытали Ленинград, ленинградцевголодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, асолдат – жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнутленинградцы, откроют ворота в город …»

Ведущий 8. Что же можно противопоставить такимпыткам?

«Довольно скоро многие почувствовали спасительную силутоварищества, старались соединиться, быть вместе. Приспосабливали в рабочихпомещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались,собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работатьтак было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду. Первыми,естественно, переходили на казарменное одинокие и те, у кого семьи былиэвакуированы. Хуже приходилось, когда семья жила в городе и нельзя былооставить мать, жену, детей одних». Авторы «Блокадной книги» приводят множестворассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным даннымдолжны были умереть.

«Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: ”Укаждого был свой спаситель’’». И действительно так. Не в том смысле, что многиевыжили лишь потому, что в самый трудный момент кто-то кого-то поднял на улице,вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложнаязависимость.

Ведущий 9. Люди остались в живых потому, что ихдержало на ногах чувство любви, долга, преданности-ребенку, дорогому человеку,родному городу… Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнемпути кого-то подняли. А выжили-так потому, что кому-то нужны были больше даже,нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя-с лучшей стороны.Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые порокичеловеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивымиречами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобнымиспособностями. Но происходило обратное. За молчаливостью, угрюмостью,резкостью, неучтивостью вдруг отрывалась такая готовность помочь, такая силанежности, любви, сочувствия!»

Ведущий 8. «У каждого был свой спаситель. Онипоявлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивалииз-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говориликакие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Онипоявлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь кстене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил силподняться… Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал,вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последнихсил выполнял свой долг-работал, ухаживал за больными, за родными,-те, как нистранно, выживали чаще. Разумеется, правила тут нет. Умирали и они. И выживаливсякие жулики… Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать  почести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало,любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергалисьтяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества — любовь,супружество, родственные связи, отцовство и материнство… Амплитуда страстейчеловеческих в блокаду возросла чрезвычайно-от падений самых тягостных допроявлений сознания, любви, преданности».

Ведущий 9. «Сплошь и рядом, когда мыдопытывались, как выжили, каким образом, каким способом, что помогало, тооказывалось семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении,на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, непозволял опускаться. В одной семье мать заставляла детей всю блокаду чиститьзубы. Не было зубного порошка – чистите древесным углем. Много значило для этойсемьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелыйоттого, что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И такое тожеподдерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаевубеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, аскорее способы жить.

Русские понятия «интеллигент», «интеллигентность» вблокаду проявлялась в совестливости, в том, как личность отстаивает себя вборьбе с голодом и отчаянием. В чем проявлялась духовность ленинградцев тоговремени? Вот как на этот вопрос отвечает один из блокадников: «Не паниковали,не психовали. Было мало истерики, криков. Я вообще против слова «героизм» вэтих условиях. Была выдержка, было достоинство, даже в смерти. Был оптимизм, ненадежда личная, а оптимизм общества. Вообще в Ленинграде народность соединиласьс интеллигентностью…» И эта интеллигентность ленинградцев и победила блокаду».

Эти отрывки из «Блокадной книги» позволяют нам хотьнемножко представить себе ужасы блокады. Закончить нашу беседу хочется словамиОльги Берггольц

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Что внуки позавидовали нам…

                                                           Февральский дневник

                                                            Январь-февраль 1942г.

Воспитатель: « Можно победить любое оружие, кромеоружия духа», — говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда.Для нашего народа война 1941-1945гг. поистине была Великой Отечественной. Иблокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепостьмогут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство,молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, вблагодарности. Не забывайте об этом.

 

  

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет