Патриотическоенравственное воспитание через решение математических задач.
ЗагвоздинаН.Н.
Преподавательматематики ГБПОУ ИО ЧТПрИС
Недаром боролись
Вы за Родину-мать,
Пусть слышен ваш голос,
Мы должны его знать.
Аннотация: встатье рассматривается роль математики в развитии патриотического воспитанияподрастающего поколения через решения задач.
Яне вижу предмета,
которыйне давал бы возможности
развиватьлюбовь к Родине,
воспитыватьлучшие гражданские
чувствав молодежи.
М.И.Калинин
Патриотическое воспитание в любомобществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства.В течение многих веков патриотизм нёс определённую идею и идеологии,направленные на укрепление государства. Именно в наше время воспитание чувствапатриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны являетсяодной из важнейших задач образования. Математика — это абстрактный предмет, ипоэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще,и тем более для патриотического воспитания. Однако математическое образование вСПО нельзя сводить только к передаче студентам определенной суммы знаний инавыков. Перед преподавателем математики стоит и другая, не менее важная задача– реализация возможностей своего предмета в развитии личности студента. Вобучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную рольиграет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических иметодических требований. Решение задач, включающих исторические сведения,способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету.
Война…Со дня великойпобеды в Великой Отечественной войне прошло уже 77 лет, но история техстрашных, кровавых, беспощадных лет, народ СССР помнят до сих пор. Миллионыпогибших и раненых, голод, страдания, тысячи разрушенных городов и деревень. В мае 1945 года закончиласьВеликая Отечественная война, самая страшная и в истории человечества. В то жевремя это одна из самых героических истории и нашего народа, и нашей страны. Вэти страшные для нашего народа годы было тяжело находящимся на линии фронта, нои в глубоком тылу люди испытывали трудности и лишения
Решение задач, включающихисторические сведения, способствует развитию кругозора студентов ипознавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них непросто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, апробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься отяготах военных лет. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркоевпечатление в душе студента. Можно составить целый урок, посвященныйопределенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можноиспользовать только одно задание или задачу, после решения которых сообщитьинтересную информацию. Опыт показывает, что многие студенты с большим интересомрешают задачи, в которых говорится об Великой Отечественной войне.
В мире стали забывать уроки войны; чтобы сохранить историческую память оВеликой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У насесть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежьлюбить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранениеисторической памяти зависит от каждого человека.
Знаяпредмет математики, я решила заглянуть в прошлое, во времена ВеликойОтечественной войны с точки зрения цифр. При решении задач студенты смогут нетолько решить задачу, но у них появится возможность и вдуматься в цифры в нейозвученные.
Цель моейработу: подобрать математические задачи о Великой Отечественной войте иоформить в виде брошюры.
Существуютразнообразные задачи ознакомления студентов с материалом военно-патриотическогосодержания в рамках преподавания курса математики. В сборники есть задачи напроценты, движения, время, геометрические задачи, на комбинаторику и теориювероятность, задачи сводящихся к решению квадратных уравнений, наарифметические операции над числами и тому подобное. Самое главное, что быстуденты когда читали задачи вдумывались не только в решение, то и в смысл этихзадач.
Таким образом, решение сюжетных ипрактических задач, содержащих исторические сведения о Великой отечественнойвойне, позволяют сделать урок математики не просто урокам формул и вычислений,а уроком с прошлым, то есть окунутся в те годы войны.
В конце сборника есть краткаяинформация в цифрах и той войне…
Нет, не забыть о тойвойне, прошедшей уже в прошлом веке.
Она в тебе, она во мне,как в каждом русском человеке.
И.Никитина.
