X-PDF

Патриотическое воспитание на уроках математики

Поделиться статьей

Государственноебюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогическогообразования центр повышения квалификации специалистов«Информационно-методический центр»

Колпинскогорайона Санкт-Петербурга

районнаяпедагогическая студия

 

 

 

«Воспитательныйкомпонент в свете ФГОС третьего поколения
 на уроках математики»

 

 

 

 

 

Патриотическоевоспитание через «гроздь» математических задач.

ВласовА.А., учитель математики высшей категории

 

 

 

 

 

 

28февраля 2023 года

ГБОУшкола № 258 Санкт-Петербурга, г. Колпино, ул. Павловская, д.80

 

 Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: «…личностноеразвитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое,духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическоевоспитание, ценность научного познания…»

«42.1. Личностныерезультаты освоения программы основного общего образования должны отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализацииосновных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

42.1.2.Патриотического воспитания:

осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры РоссийскойФедерации, своего края, народов России;

ценностное отношениек достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символамРоссии, государственным праздникам, историческому и природному наследию ипамятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.»

Патриотическое воспитание так жепредусмотрено рабочей программой воспитания Государственного бюджетногообщеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №258.

Математика — это абстрактный предмет, ипоэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитаниявообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, считаю, чтоматематическое образование в школе  нельзя сводить только к передаче учащимсяопределенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая,не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитииличности учащихся.

При обучении математики основныминаправлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся,являются:

1)      использование историко-математического материала;

2)      проведение нестандартных уроков;

3)      решение математических задач: прикладного характераи идейной направленности;

4)      внеклассная работа.

На основании сказанного, в 5, 6 классахв дни памяти начала блокады, снятия и прорыва блокады, когда в школе проводятсяторжественные мероприятия, уместно включить в уроки математики следующиезадачи.

Условие задач представлено в видетекста, из которого ученики должны получить требуемую информацию. Задачипредставляют собой вопросы, усложняющиеся с предметной точки зрения, т.е.«грозди задач».

В процессе урока предполагаетсявоспитание и развитие таких личностных качеств как патриотизм, предметных – сравнениечисел, арифметические операции, пропорции, действия с процентами, круговымидиаграммами, расчет среднего арифметического, анализ табличных данных. Крометого, решение данных задач способствует развитию функциональной грамотности.

При решениизадач предполагается достижения следующих целей: «формирование функциональнойматематической грамотности: умения распознавать проявления математическихпонятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и приизучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей,формулировать их на языке математики и создавать математические модели,применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированныхзадач, интерпретировать и оценивать полученные результаты»

Условие:

Летом 1941 г. норма дляленинградцев была 800 г хлеба на человека в день. Для сравнения: обычнаябуханка пшеничного хлеба (нарезной батон) весит в среднем 500 г.

2 сентября 1941 г. (за 5 днейдо начала блокады) нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническимработникам выдавали по 600 г хлеба, служащим – по 400 г, детям и иждивенцамбыло положено по 300 г.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Всего за блокаду нормы хлебаснижались 5 раз. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. действовали минимальныенормы: 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих.

Кусокхлеба весом 125 г как раз и считается самым показательным примером блокадногохлеба.Для сравнения: столько примерно весит 5 кусков пшеничного хлеба для тостов, новажно учитывать состав продукта. Благодаря ему блокадный хлеб был тяжёлым,плотным и кусок весом 125 г был очень маленьким.

С 25 декабря 1941 г., когдапо Дороге жизни через Ладожское озеро начало доставляться больше грузов, хлебаленинградцам стали давать чуть больше: 200 г и 350 г, соответственно. А вначале 1942 г. дети и иждивенцы получали 300 г хлеба, 400 г — служащие и 500 г– рабочие.  

Вот таквыглядит базовый (стандартный) рецепт блокадного хлеба ноября 1941 г.:

  • 57% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука,
  • 28% – овсяная мука
  • 10% – подсолнечный жмых
  • 3% – соль
  • 2% – солод.

По данным российского Института питанияэнергетическая ценность рациона при нормальном весе должна соответствоватьследующим показателям:

    Для женщин – 1800-3500 ккал в сутки;

    Для мужчин – 2100-4200 ккал в сутки.

Потребность в калориях детей младшегошкольного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал в сутки, детей ввозрасте 11–13 лет — 2850 ккал в сутки, подростков (14–17 лет) составляет3150 ккал.

Энергетическая ценность продуктов питания

Хлеб ржаной:

Калорийность в 100г

Хлеб ржаной подовый из сеяной муки

210

Хлеб ржаной подовый из обдирной муки

197

Хлеб ржаной подовый из обойной муки

175

Хлеб ржаной с отрубями

206

 

Наоснове приведенного текста решите следующие задачи:

1.    На сколько граммов норма хлеба в сутки дляслужащих, иждивенцев и детей в период с 20 ноября 1941 года по 25 декабря 1941года была меньше нормы хлеба на человека в день летом 1941 г.?

2.    На сколько граммов увеличилась норма для детей с 25декабря 1941 года? Во сколько по сравнению с 20 ноября 1941 года увеличиласьнорма хлеба для детей в начале 1942 года?

3.    На сколько процентов уменьшилась норма хлеба всутки для рабочих в период с 20 ноября 1941 года по 25 декабря 1941 года посравнению с нормой хлеба на человека в день летом 1941 г.?

4.    Какое количество обойной муки необходимо для приготовления10 килограммов блокадного хлеба?

5.    Составьте круговую диаграмму продуктов, входящих врецепт блокадного хлеба.

6.    Сколько буханок ржаного хлеба массой 800 грамм всутки при средней калорийности его видов необходимо  ребенку в возрасте 11–13лет для получения требуемого количества пищевой энергии?

Использование задач такого типа позволяет сохранить настройторжественных мероприятий памятных дат во время урока. При проведении урокаиспользуются исторические материалы, решаются прикладные задачи идеологическойнаправленности. Таким образом реализуются основные направления, способствующиепатриотическому воспитанию обучающихся на уроках математики. 

Списоклитературы:

1.      

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

2.      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт Петербурга на 2021 2025 годы

3.      

Патриотическое воспитание на уроках математики. Осенева Н.В., 2016

4.      

Методические приемы организации патриотического воспитания на уроках математики в условиях среднего профессионального образования. Тарасова А.С., Иващенко Ю.С.

5.      

Историко-документальный просветительский портал Российского исторического общества. https://historyrussia.org

6.      

Официальный сайт ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». https://www.ion.ru

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет