Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство –решающий фактор обеспечения качества образования
Ильина Н.М., старший методист
|
Педагог являетсяосновной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российскойшколе. Как реализует педагог нововведения, что он делает в школе, чтобы достичьрезультатов?
Именно компетентный педагогобеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении,воспитании и развитии учащихся.
Компетенция – этокруг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа илидолжностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладаетпознаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием иситуацией.
Профессиональная педагогическаякомпетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетомдостижений современной науки и собственных интересов, способностейпрогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательномпространстве.
Основными уровнями профессиональнойкомпетентности педагога являются:
Все многообразие профессионально значимыххарактеристик учителя можно условно объединить в два крупных блока:
— надпредметная (психолого-педагогическая)компетентность
— и компетентность предметная
Компетентность |
|
Надпредметная (внепредметная) |
Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. |
Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. |
|
Владение различными педагогическими технологиями. |
Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
Профессионализм учителя представляетсобой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметныхзнаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем,обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизниподрастающего поколения.
Изучив результаты исследований отечественных, педагогов-психологов можно сделать вывод, что учителя вбольшинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (втаблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия |
Стаж работы Представленная информация была полезной? ДА 60.61% НЕТ 39.39% Проголосовало: 1320 |
Характеристика |
I |
Начинающие педагоги |
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II |
Молодые специалисты |
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III |
Опытные учителя |
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV |
Профессионалы |
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V |
Эксперты |
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
Данная таблица показывает процесс движенияот начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектахпрофессионального поведения:
профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения исамообучения при повышении своего педагогического мастерства. Овладениепедагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленнойработы над собой.
Оно формируется на основе практическогоопыта. Но не любой опыт становится источником профессиональногомастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зренияего сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство —это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентностиучителя-воспитателя. Согласно Н. Н. Тарасевичу «Педагогическоемастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональнойдеятельности, гуманистическая установка личности учителя,высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника».
Учитель и ученик … две основные фигуры вшколе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно ирешающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Неслучайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания,доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Комплексныйрезультат, которого от нас требует ФГОС нового поколения достижим только приосознанном перестроении образовательного процесса, при изменении методологической деятельности педагога в тандеме с детьми и родителями!
