Работу выполнила студентка ОЗО ИИГСО303 группы Зинина Мария Геннадьевна
4. Проанализируйте педагогическуюконцепцию В.А. Сухомлинского, покажите роль традиций в социальном воспитании.
Василий Александрович Сухомлинский былпротив одностороннего понимания воспитания только как воздействия наформирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразныеявления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни,духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые егоокружают, их духовную культуру.
В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:
1) заранее продуманную воспитательнуюработу с детьми;
2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки.
Важное положение Сухомлинского заключаетсяв следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенкевсего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурнаяпоросль достоинств».
Воспитание осуществляется через отношения,в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовутвзаимного доверия, податливости, — а уважение и любовь.
В. А. Сухомлинский дал глубокий анализсодержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическимон во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственноевоспитание. Главным в нравственном воспитании он считал формирование личногоотношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга иответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, передсамим собой — перед совестью.
Эта задача осуществима лишь в том случае,когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, ксамообладанию.
Правильное воспитание пробуждает чувствоответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять исамих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желаниесамосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — этоискреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанникалучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанникаверу в себя, в возможность своего развития.
Идеалом воспитания Павлышской среднейшколы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармоническиразвитая личность, активный участник общественного процесса. Гармонияспособностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, котораяосознается и переживается им как счастье.
Проблема эстетического воспитания в школеСухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало взелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах иклассах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждойклассной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.
Что касается трудового воспитания, то оноособенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальнойжизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должнасоответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.
Так, ученик, решающий на уроке математикисложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями инавыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннегосгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.
Задачу общеобразовательной школыСухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге,науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающихв жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского имеливозможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их внаибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесообразности создания особойпрограммы интеллектуального и трудового развития и совершенствования.
Во многом проблему выявления способностейи задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалосьоколо 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника,автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т.д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональнойориентации.
Критерий воспитанности, по В. А.Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людейи оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самомуи приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытываетгордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитатьгуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным.Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как сочетание уважения стребовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять ипочувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.
Важный элемент школьного воспитания —самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир — природу,труд, общественную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая своиубеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.
Таким образом, Сухомлинский видел сутьвоспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которыхотражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулироватьвнутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденностьчеловека.
Важной задачей воспитания Сухомлинскийсчитал формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетическихпонятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимымпоступкам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств:любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинствкаждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждениекультурными богатствами.
Отсюда основным содержанием нравственноговоспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, какидейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие,благородство и умение управлять собой.
Какие же методы воспитания рекомендует В.А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. Слово должнобыть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слововоспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В. А.Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениямприроды, чувствам, переживаниям.
Очень часто эти сочинения-миниатюры ончитал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитаниесловом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышскойшколы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг,которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитатьнесколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красотуискусства».
Воспитательные задачи осуществляютсяуспешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нетраздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственныхпонятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышскойшколы работал совместно с родительским коллективом. Была образованародительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по возрастудетей):
1) дошкольники (5-7 лет);
2) 1-II классы;
3) III-IV классы;
4) V-VII классы;
5) VIII-Х классы.
Занятия в родительской школе проводилисьдва раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора,завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастнойпсихологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственногои физического воспитания.
Школа брала под свое покровительстворебенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жаждазнаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своейШколе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красотуокружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке.
Большое значение также придавалосьпрослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлиннойшколой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играетмать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение кматери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша былиустановлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения кматери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведениепраздника Матери.
Среди других традиций, существовавших вПавлышской школе, можно отметить такие:
— встреча семилетних малышей — будущихпервоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;
— праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного классапоздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдениеновых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затемсажают вместе яблоньку;
— праздник последнего звонка длявыпускников;
— вручение аттестатов;
— ежегодные встречи выпускников (30января);
— праздник Матери;
— праздник девочек (первое воскресеньезимних каникул);
— весенние праздники — праздник песни,праздник цветов, праздник птиц;
— новогодняя елка для самых маленьких;
— зимний праздник снежного городка и т. д.
Павлышская школа Сухомлинскогоспособствовала максимальному раскрытию способностей и задатков учеников;учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними.
Насколько воспитательная система В. А.Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может лисуществовать школа без наказаний? Почему?
Традиции играют очень важную роль ввоспитании подрастающего поколения. В моей школе, где я училась и кудапоступила на работу, очень много школьных традиций: день здоровья, походы влес, чаепитие, зарница, подготовка к новогоднему маскараду, осенний бал, лыжнаяэстафета по колхозному полю, посадка аллеи ветеранов, уход за могилой воиновГражданской войны, посадка цветов на клумбе класса … Я, теперь уже какучитель, стараюсь поддерживать данные традиции вместе с детьми. Ребята судовольствием приносят семена цветов, пробуют себя в составлении сценок нановый год, вместе придумываем конкурсы и игры на свежем воздухе. Традиции формируюттакие умения как сплочение, взаимовыручка, смелость, дисциплинированность,ответственность. А также развивают еще и личностные качества отдельных членов:лидерство, упорство. Помогают лучше закрепить знания по учебным предметам, атакже развивают наблюдательность, внимание. Традиции во многом помогают сделатьпроцесс обучения не скучным, разнообразить виды деятельности, и, также оставитьв памяти неизгладимые впечатления школьных лет…