X-PDF

Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского. Роль традиций в социальном воспитании

Поделиться статьей

Работу выполнила студентка ОЗО ИИГСО303 группы Зинина Мария Геннадьевна

4.      Проанализируйте педагогическуюконцепцию В.А. Сухомлинского, покажите роль традиций в социальном воспитании.

Василий Александрович Сухомлинский былпротив одностороннего понимания воспитания только как воздействия наформирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразныеявления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни,духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые егоокружают, их духовную культуру.
В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:

1) заранее продуманную воспитательнуюработу с детьми;
2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки.

Важное положение Сухомлинского заключаетсяв следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенкевсего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурнаяпоросль достоинств».

Воспитание осуществляется через отношения,в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовутвзаимного доверия, податливости, — а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализсодержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическимон во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственноевоспитание. Главным в нравственном воспитании он считал формирование личногоотношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга иответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, передсамим собой — перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае,когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, ксамообладанию.

Правильное воспитание пробуждает чувствоответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять исамих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желаниесамосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — этоискреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанникалучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанникаверу в себя, в возможность своего развития.

Идеалом воспитания Павлышской среднейшколы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармоническиразвитая личность, активный участник общественного процесса. Гармонияспособностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, котораяосознается и переживается им как счастье.

Проблема эстетического воспитания в школеСухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало взелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах иклассах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждойклассной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.

Что касается трудового воспитания, то оноособенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальнойжизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должнасоответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.

Так, ученик, решающий на уроке математикисложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями инавыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннегосгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.

Задачу общеобразовательной школыСухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге,науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающихв жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского имеливозможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их внаибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесообразности создания особойпрограммы интеллектуального и трудового развития и совершенствования.

Во многом проблему выявления способностейи задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалосьоколо 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника,автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т.д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональнойориентации.

Критерий воспитанности, по В. А.Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людейи оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самомуи приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытываетгордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитатьгуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным.Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как сочетание уважения стребовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять ипочувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.

Важный элемент школьного воспитания —самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир — природу,труд, общественную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая своиубеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.

Таким образом, Сухомлинский видел сутьвоспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которыхотражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулироватьвнутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденностьчеловека.

Важной задачей воспитания Сухомлинскийсчитал формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетическихпонятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимымпоступкам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств:любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинствкаждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждениекультурными богатствами.

Отсюда основным содержанием нравственноговоспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, какидейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие,благородство и умение управлять собой.

Какие же методы воспитания рекомендует В.А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. Слово должнобыть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слововоспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В. А.Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениямприроды, чувствам, переживаниям.

Очень часто эти сочинения-миниатюры ончитал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитаниесловом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышскойшколы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг,которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитатьнесколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красотуискусства».

Воспитательные задачи осуществляютсяуспешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нетраздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственныхпонятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышскойшколы работал совместно с родительским коллективом. Была образованародительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по возрастудетей):

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

1) дошкольники (5-7 лет);

2) 1-II классы;

3) III-IV классы;

4) V-VII классы;

5) VIII-Х классы.

Занятия в родительской школе проводилисьдва раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора,завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастнойпсихологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственногои физического воспитания.

Школа брала под свое покровительстворебенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жаждазнаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своейШколе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красотуокружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке.

Большое значение также придавалосьпрослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлиннойшколой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играетмать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение кматери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша былиустановлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения кматери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведениепраздника Матери.

Среди других традиций, существовавших вПавлышской школе, можно отметить такие:

— встреча семилетних малышей — будущихпервоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;
— праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного классапоздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдениеновых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затемсажают вместе яблоньку;

— праздник последнего звонка длявыпускников;

— вручение аттестатов;

— ежегодные встречи выпускников (30января);

— праздник Матери;

— праздник девочек (первое воскресеньезимних каникул);

— весенние праздники — праздник песни,праздник цветов, праздник птиц;

— новогодняя елка для самых маленьких;

— зимний праздник снежного городка и т. д.

Павлышская школа Сухомлинскогоспособствовала максимальному раскрытию способностей и задатков учеников;учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними.

Насколько воспитательная система В. А.Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может лисуществовать школа без наказаний? Почему?

Традиции играют очень важную роль ввоспитании подрастающего поколения. В моей школе, где я училась и кудапоступила на работу, очень много школьных традиций: день здоровья, походы влес, чаепитие, зарница, подготовка к новогоднему маскараду, осенний бал, лыжнаяэстафета по колхозному полю, посадка аллеи ветеранов, уход за могилой воиновГражданской войны, посадка цветов на клумбе класса … Я, теперь уже какучитель, стараюсь поддерживать данные традиции вместе с детьми. Ребята судовольствием приносят семена цветов, пробуют себя в составлении сценок нановый год, вместе придумываем конкурсы и игры на свежем воздухе. Традиции формируюттакие умения как сплочение, взаимовыручка, смелость, дисциплинированность,ответственность. А также развивают еще и личностные качества отдельных членов:лидерство, упорство. Помогают лучше закрепить знания по учебным предметам, атакже развивают наблюдательность, внимание. Традиции во многом помогают сделатьпроцесс обучения не скучным, разнообразить виды деятельности, и, также оставитьв памяти неизгладимые впечатления школьных лет…


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет