Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Педагогическая рефлексия
в работе преподавателяПодготовила:
студентка 1 курса магистратуры
Специальности «История»
Жарая Елизавета Павловна -
2 слайд
«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую»
Василий Осипович Ключевский -
3 слайд
Педагогическая рефлексия это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у ребёнка картину ситуаций, на этой основе уточнить представления о себе.
Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях.
-
4 слайд
Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. -
5 слайд
Педагогическая рефлексия в зависимости от функциональной позиции педагога
Эксперт по подаче информацииЭксперт по коммуникации
Исследователь-аналитик
-
6 слайд
Рефлексия по временной ориентации
Рефлексия
на основе отношения
«учитель — ученик»
_________ _________
УпреждающаяСинхронная
Ретроспективная
«Рефлексия на себя как субъекта деятельности»
«Рефлексия на ученика»
-
7 слайд
Рефлексия педагога во взаимодействии с ребенком
Педагогическая рефлексия это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у ребёнка картину ситуаций, на этой основе уточнить представления о себе.Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях.
Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. -
8 слайд
Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления педагога
Стремление педагога осмыслить внутренние механизмы процесса обучения
Аналитический подход педагога к своему практическому опыту
Конструктивная направленность анализа педагогом своей деятельности -
9 слайд
Основные формы рефлексии в зависимости от
функций, которые она выполняет во времени
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь».Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов конструирования.
-
10 слайд
Функции рефлексии
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (рассматривается как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Функции рефлексии -
11 слайд
Личностный план рефлексии педагога раскрывается в профессионально-личностной направленности в учебном процессе и личностной включенности в процесс обучения.
Личностный план содержит:
1.Профессионально-личностную центрацию на ученике
( партнерство);
2. Ориентация на индивидуальные особенности ученика (когнитивные особенности учащихся и неблагоприятные факторы);
3. Личностная включенность учителя в решение профессиональной задачи (совместное с учениками решение поставленной задачи).
Развитие рефлексивных умений педагога определяется реализацией следующих условий: использование рефлексивных приемов в педагогической практике; наличие ценностного отношения к учащимся; развитие личных способностей. -
12 слайд
Рефлексивный экран учителя
Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?
— Что я буду делать дальше? -
13 слайд
В результате целенаправленной, систематической деятельности по развитию рефлексивных умений у педагогов повышается уровень данных умений, повышается активность приобретения опыта педагогической деятельности, что обеспечивает дальнейшее профессионально-личностное развитие.
Спасибо за внимание!
