Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ленинградской области
«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕСОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»
Выполнила: |
Дмитриева Юлия Викторовна |
|
Преподаватель информатики |
|
ГБПОУ ЛО «ККТиС» |
|
|
Кингисепп,2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности образование детей с ограниченными возможностями |
2 |
2. Использование информационных технологий и современных подходов в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья |
|
3. Дистанционное обучение |
3 |
4. Информационные технологии |
4 |
5. Значение средств современных информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
5 |
6. Мультимедийные презентации, «слайд-шоу», фильм |
9 |
7. Проектная деятельность |
11 |
8. Технология «Звучащий мир» |
12 |
9. Здоровьесберегающие технологии |
13 |
10. Список рекомендуемой литературы |
14 |
Проблема обучения детей сограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи созначительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны,а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Каксоциальная группа в обществе студенты с ограниченными возможностями здоровьянуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получениякачественного образования, начиная со школы, и далее получениипрофессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией вобществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободноеразвитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться,участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, клицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лицс физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различногорода физические ограничения.
Основной целью модернизациисистемы среднего профессионального образования является реализацияконституционного права на получение доступных форм образования всемикатегориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время всоответствии со стратегией развития информационного общества в РоссийскойФедерации предусмотрено расширение использования информационных ителекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.
Использованиеинформационных технологий и современных подходов в работе с детьми сограниченными возможностями здоровья
Необходимостьобеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовалапоявлению систем дистанционного обучения.
Дистанционноеобучение предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильныхпрограмм независимо от места проживания и обучения, самостоятельно изучитькурс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубить своизнания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы всвоих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вестиобучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу.
Однимиз важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формированиепредставлений об окружающем профессиональном мире. Их недостатки у детей снарушениями интеллектуального развития общеизвестны.
Улучшение качестватаких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. Возможнынесколько путей их совершенствования:
1) расширять знания об окружающем, преподносяих таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции;
2) использовать при формированиипредставлений информационные технологии.
На помощь педагогу приходят информационныетехнологии.
Информационные технологииоткрывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения,связанные с уникальными возможностями современных компьютеров ителекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немалопреимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:
— большуюинформационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель вразных контекстах и коммуникативных ситуациях);
— интенсификациюсамостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность,активизируется познавательная деятельность детей;
— создание коммуникативнойситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных дляребенка видов деятельности;
— созданиеблагоприятного психологического климата — создание правильной реакции наошибку;
— учетвозрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковымимоделями и структурами;
— качественнуюиндивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), котораязаключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
— возможностьвизуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов изакономерностей;
— изменениеситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на«учитель–ученик–компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
— насыщениеобучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация,конструирование, прогнозирование.
Поэтому применение вобразовательном процессе специализированных компьютерных технологий,учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволитповысить эффективность обучения, ускорить процесс подготовки студентов кобучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредитьвозникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизитьриск социальной дезадаптации студентов с особыми образовательными потребностями.
Значениесредств современных информационных технологий в работе с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья
Всовременном понимании информационная технология обучения (ИТО) — этопедагогическая технология, использующая специальные способы, программные итехнические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры,телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Главнаяцель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценномуи эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности вусловиях информационного общества».
В каких же областяхинформационные технологии становятся важным инструментом и находят своеприменение?
— Инструмент педагога и психолога
— Инструмент получения (тесты) и накопления психолого-медико-педагоги-ческогоопыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры)
— Использование специализированных компьютерных программ в препода-ванииразличных учебных предметов
— Интеграция информатики и специальной педагогики
Всесредства информационно–коммуникативных технологий, применяемые в системеобразования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Программныесредства – совокупность программ, используемых приреализации современных информационных технологий на персональных компьютерах.Например, чтобы показать детям видеофильм на 10-20мин, мы используем программумонтажа фильмов, с помощью которой из 2-3х фильмов длительностью в общей суммебольше 3х часов мы вырезаем нужные фрагменты, объединяем их и записываем.
Аппаратныесредства:
1. Компьютер -универсальное устройство обработки информации, так как компьютер был изобретендля усиления возможностей умственной работы человека, т.е. работы синформацией.
2. Принтер и сканер. Сканер является средством ввода информации, апринтер – средством вывода. Как обеспечить раздаточным материалом весь класс(или группу)? На помощь приходят сканер и принтер. Нужный материал сканируем,при необходимости обрабатываем и выводим через принтер необходимое количествоэкземпляров. Это могут быть и задания на графо-моторику и различные раскраски,или задания по различным предметам. Или, например, как обогатить нагляднымматериалом текст, используемый на уроках чтения. Текст опять же сканируем;подбираем необходимый наглядный материал, вставляем в текст и распечатываем.
3. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экраннымиобъектами — клавиатура и мышь.
4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации(сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможностьнепосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающегомира.
5. Локальная иглобальная сети позволяют более эффективно использовать имеющиесяинформационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечиваютобщий доступ к глобальной информационной сети. Локальные сети – сетикомпьютеров, сосредоточенных на небольшой территории. Если одному сотрудникупонадобилась информация, которая хранится на другом компьютере, а он на данныймомент занят, то всегда можно воспользоваться локальной сетью, с помощьюкоторой со своего компьютера можно найти и скопировать информацию с любогодругого компьютера, подключенного к локальной сети. Глобальная сеть – сеть,которая объединяет территориально рассредоточенные компьютеры, которые могутнаходиться в различных городах и даже странах. Крупнейшая глобальная сеть – этоИнтернет. Интернет является крупнейшим источником практически любого видаинформации. Мы широко используем возможности интернета: находим и распечатываемтексты для чтения, всевозможные иллюстрации, скачиваем видеофильмы на различныетемы, которые потом показываем детям.
6. Мультимедиа -проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможностьпредставлять учащимся результаты своей работы всему классу. Мультимедиа –совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).
Мультимедиа-проектороказывает неоценимую помощь учителю основ компьютерной грамотности. Чаще всегонеобходимо всему классу объяснить и показать последовательность операций,которые дети в дальнейшем будут выполнять. Объяснить всему классу можно, а воткак показать? Для этого педагог использует проектор.
Возьмём,к примеру, такую тему, как «Кодирование информации». Как объяснить ребенку сОВЗ, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, чтовся информация состоит из «1» и «0»? Для этого мы используем проектор. Самоеэлементарное, что можно сделать, вывести на экран картинки, изменивпредварительно их размер.
Напомощь педагогу опять же приходят современные средства информационныхтехнологий: мультимедиа-проектор, компьютер, проекционный экран, музыкальныйцентр. Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают детям болееполную, достоверную информацию об изучаемых процессах, а так же даютвозможность повысить степень активности детей и вовлекают в процесс восприятияинформации большинство чувственных компонентов.
Притакой форме подачи информация представляется не статичной неозвученнойкартинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышаетэффективность усвоения материала.
Например,можно взять за правило 2-3 раза в месяц проводить мультимедийные презентации поматериалам наиболее трудных для восприятия детей лексических тем. Со временем вкомпьютерном классе создаётся видеотека, которая постоянно пополняется. Учителяи воспитатели выбирают нужную тему или делают заявку техническим специалистам(учителям информатики, например) на необходимый материал, после чего ведётсяпоиск, обработка информации, назначается день просмотра. Какой бы скучной нибыла тема, она становится интересна детям, если материал представлен в красках,со звуком и анимированными эффектами.
Проекторудобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятся активнымиучастниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционномэкране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можно использоватьпоказ видео в режиме реального времени, когда дети видят на проекционном экрането, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор.
Итак,информационные технологии предполагают:
· работу со специализированнымикомпьютерными программами для лиц с ОВЗ
· оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗс помощью интерактивной доски
· применение текстового редактора каксредство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ
· использование мультимедийных презентаций вобучении детей с ОВЗ
Мультимедийныепрезентации — это удобный и эффектный способпредставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себединамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долгоудерживают внимание ребенка.
Поданным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (WhartonSchool)Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30%увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
«Слайд–шоу».Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии и используется намилишь для определения конкретного вида работы с детьми. Познакомимся болееподробно с данным видом работы.
Наопределенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются вопределенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь чтоподразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а саминепосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленныев сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены ифотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития ихэмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являютсячастью окружающего их мира.
Использование«слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начиная от созданиямотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий.
Развитиепредставления о целостности картины мира – одна из задач, решаемых с помощьюинформационных технологий. Пока не созданы фильмы научного характера дляребёнка с ОВЗ. Поэтому с помощью компьютерных технологий мы сами учимся и«монтируем» фильм, выбирая из обычных фильмов естественнонаучногоцикла главное, и, что очень важно, понятное нашим детям.
Сегодняуже невозможно представить жизнь оторванной от тех событий, которые происходятв нашей стране или мире. Также невозможно представить такой и жизнь нашихдетей, хотя они и не живут общественной жизнью. Но они смотрят телевизор, выезжаютв поездки и на соревнования, ходят в походы. Поэтому важнейшие события страны имира не проходят ими не замеченными. А как донести до них смысл происходящего?И опять на помощь нам приходит уже известный вид работы как «слайд-шоу».
Или,когда проходит очередная олимпиада, интересно организовать «слайд-шоу», гдедети знакомятся с различными видами спорта, включенными в олимпиаду, апараллельно идут фотографии с нашими детьми, играющими в них же. Как важно длянаших детей почувствовать способность быть наравне с другими.
Науроках информатики удобно использовать проектную деятельность,которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, гражданственности,информационно-познавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая).Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работатьсамостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности,проявлять лидерские качества. У студентов формируется личная ответственностьза свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Информационно-методическоеобеспечение проектного обучения включает учебную, справочную инаучно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектнойдеятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших проектовучащихся.
Студентыучатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрироватьрезультаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебныйпроцесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий,стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.
Профессионально– трудовое обучение позволяет успешно развивать познавательную активность студентовчерез использование на уроках Интернет-ресурсов, компьютерных презентаций итестовых технологий.
Приобщитьребёнка к разным видам деятельности помогает коррекция нарушенных функций черезмузыку – технология «Звучащий мир». Музыка организует детей, заражаетих своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно наразвитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слуховоговосприятия), и речевой деятельности.
Русскийучёный В.М. Бехтерев в своих трудах отмечал, что с помощью музыки, можноустановить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишкомвозбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулироватьнеправильные и лишние движения.
Педагогможет дифференцированно воздействовать на детей с разными особенностямипсихического развития.
Медлительныедети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в кореголовного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенные дети(гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающейвозбуждение состояния коры головного мозга.
Дистоническимдетям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоциональногосостояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами,повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания.
Удовлетворениесенсомоторной потребности вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру, атакже обобщение музыкального опыта, активизацию эмоциональных реакций детей намузыку, развитие музыкально-игровых импровизаций у детей с ДЦП.
Вусловиях современной природной и социально-экономической ситуации глобальныйхарактер приобретает проблема здоровья детей.
Всистеме образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающихтехнологий.
Сменадинамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающихзрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровыхтехнологий.
Формированиеу детей тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фонеактивизации функционального состояния организма, в том числе общего чувстваравновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такойактивизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позысидя в позу стоя, проведение некоторых видов заданий, сидя на ковре (наколенях, «по-турецки», лежа на животе с прогибанием позвоночника, что позволяетснизить однообразную нагрузку на позвоночник).
Акак же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьногоурока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебногодидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может бытьмаленьких размеров (раньше это запрещали использовать). Дети всматриваютсявдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствуетрасширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток дляглаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминуткивыполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Учитываетсятакже материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
— белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношениеко всему;
— чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой –вызывает мрачные мысли;
— красный – возбуждает, раздражает;
— коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетанияуказанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон,депрессию и т. д.
Упражненияпсихологической само-регуляции (аутотренинг) помогают в коррекционном классеснять напряженность, расслабиться, развивают пространственное воображение.
Некоторыеприёмы самомассажа, точечный массаж.Массаж обладает расслабляющим действием иоблегчает перенапряжение в любое время.
Опасности работы на компьютере:
· высокочастотные электромагнитные поля
· электростатическое поле высокойнапряженности
Правильнаяорганизация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость ушкольников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Современныеобразовательные технологии способствуют формированию познавательной активностишкольников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективностьобразования в целом.
Болееподробно хотелось рассмотреть на примере реализации адаптационной дисциплины «Адаптивныеинформационные и коммуникационные технологии», используемой мною на практике.
Безусловно, действенность реализации адаптационной дисциплиныопределяется организацией специальной образовательно-реабилитационной среды вобразовательной организации, дифференциацией форм и методов обучения всоответствии с личностными и физическими особенностями инвалидов. Адаптационнаядисциплина максимально обращена к развитию позитивных индивидуальных личностныхкачеств инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении исаморазвитии.
Большое значение при организации инклюзивного образования имеетформирование компетенций у инвалидов, связанных с работой с информацией. Вкачестве достаточно наглядного и характерного примера рассмотрим адаптационнуюдисциплину «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», целькоторой состоит в освоении студентами-инвалидами системы теоретических знаний,практических навыков и умений использования универсальных и специальныхинформационных и телекоммуникационных технологий, а также специальныхтехнических и программных средств для эффективной организации учебной и будущейпрофессиональной деятельности вне зависимости от физических ограниченийстудентов и их территориального положения относительно образовательнойорганизации.
Эта дисциплина формирует не только такую общепрофессиональнуюкомпетенцию, как способность решать стандартные задачи профессиональнойдеятельности на основе информационной и библиографической культуры сприменением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основныхтребований информационной безопасности, но и участвует в формированииобщекультурных компетенций. Это, например, способность к коммуникации длярешения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, способностьработать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию и др.
Задачи изучения дисциплины «Адаптивные информационные икоммуникационные технологии»:
§ ознакомить студентов свозможностями использования информационно-коммуникационных технологий в учебнойдеятельности;
§ сформировать у студентовумение обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных испециальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от видаи характера ограничений возможностей здоровья;
§ развивать познавательныйинтерес, интеллектуальные и творческие способности путем освоения ииспользования средств информационно-коммуникационных технологий при изученииразличных учебных дисциплин;
§ приобретать опыт использованияспециальных информационных и коммуникационных технологий в индивидуальной иколлективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
§ сформировать навыкииспользования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущейпрофессиональной деятельности.
В содержании дисциплины предлагается изучение универсальныхинформационных и коммуникационных технологий, ассистивных технологий, которыепомогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативныхустройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных иальтернативных программных средств.
Ориентировочная трудоемкость данной учебной дисциплины составляеттри зачетные единицы, ее изучение необходимо планировать на 1-2 семестр. Даннаядисциплина изучается по выбору студента и предполагает дифференциациюсодержания в зависимости от вида физических нарушений.
Материально-техническое обеспечение дисциплины предусматривает:
§ наличие звукоусиливающейаппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачиучебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха;
§ наличие брайлевскойкомпьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программневизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и другихтехнических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формахдля студентов с нарушениями зрения;
§ наличие компьютерной техники,адаптированной для инвалидов, со специальным программным обеспечением,альтернативных устройств для ввода информации и других технических средствприема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов снарушениями опорно-двигательного аппарата.
В качестве способов развития и оценки компетенций, в формированиикоторых участвует данная учебная дисциплина, эффективно использованиетворческих заданий, метода проектов, игровых методов обучения, метода анализаконкретных ситуаций, балльно-рейтинговой системы и др.
Адаптированная образовательная программа может реализовываться какдля академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе сразработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимостисрока получения образования.
Повышению эффективности внедрения адаптированных образовательныхпрограмм инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностямиздоровья будет способствовать сетевая форма их реализации на базеобразовательных организаций, обладающих необходимым материально-техническимобеспечениям, а также имеющих опыт обучения студентов-инвалидов и студентов сограниченными возможностями здоровья.
Причины ограничений жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ иинвалидов, препятствующие нормальному процессу приема-передачи информации,сугубо индивидуальны и по виду, и по степени нарушений. При нарушениях слуха –это затруднения при получении информации, затруднения в передаче информации,значительные ограничения в общении с окружающими, снижение скорости усвоенияполучаемой информации, преобладание наглядно-образного мышления. Дляобучающихся с нарушениями зрения характерны замедленность процесса восприятияинформации, темпа переключения внимания, снижение его объема и устойчивости,что происходит из-за снижения количества получаемой информации, ограничениявозможностей формирования образов памяти. Ограничения обучающихся с нарушениямиопорно-двигательного аппарата вызывают нарушения или утрату двигательныхфункций, что может сопровождаться медленной и неточной зрительно-моторной ипсихической координацией. Для обучающихся с соматическими нарушениямихарактерны нарушения социально-психологической адаптации, неэффективностьсоциальных контактов, высокое эмоционально-стрессовое напряжение.
Все эти факторы требуют индивидуального подхода при обучении, идля компенсации нарушений восприятия и передачи информации важно использовать всюту информацию, которая поступает и от сохранных, и от нарушенных анализаторов.Это может быть сделано исключительно с применением информационных икоммуникационных технологий универсального и специального назначения.
Информационные и коммуникационные технологии позволяют облегчитьрешение следующих задач индивидуализации обучения:
1. Компенсаторные задачи: возмещение (компенсация) недостаткаестественных функций организма и, таким образом, оптимизируется процессполучения информации, а также создаются условия для усвоения знаний иформирования компетенций.
2. Коррекционные задачи: повышение возможностейкоррекционно-образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика имониторинг развития знаний, умений, формирование компетенций обучающихся, обогащениеих жизненного опыта, восстановление и замещение утраченных или нарушенныхфункций.
3. Дидактические задачи: максимальная реализация интеллектуальногои творческого потенциала обучающихся, создание условий для применениясовременных стратегий обучения и контроля знаний, в том числе дистанционныхобразовательных технологий.
4. Коммуникативные задачи: технологии выступают посредниками впроцессе общения, а иногда являются единственным способом связи с внешниммиром. Коммуникации для лиц с ОВЗ и инвалидов имеют индивидуальный характер имогут состоять из использования шрифта Брайля, тактильного общения, крупногошрифта, доступных мультимедийных средств, равно как и печатных материалов,аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативныхметодов, способов и форматов общения, включая доступныеинформационно-коммуникационные технологии.
Для решения вышеперечисленных задач, связанных с преодолениемцелого комплекса затруднений, в структуру адаптированной образовательнойпрограммы необходимо, как уже было отмечено выше, включать адаптационныедисциплины для развития индивидуальных навыков использования соответствующейспециальной информационно-коммуникационной техники приема-передачи учебнойинформации, для формирования индивидуальных приемов учебной работы, коррекциикоммуникативных умений, а также для социальной и профессиональной адаптации[6].
Положительную роль в свете данной проблематики может игратьразработанная адаптационная дисциплина «Адаптивные информационные икоммуникационные технологии» [3]. Цель этой учебной дисциплины состоит восвоении обучающимися с ОВЗ и инвалидами системы теоретических знаний,практических навыков и умений использования универсальных и адаптивныхинформационных и коммуникационных технологий, а также специальных технических ипрограммных средств, компенсирующих индивидуальные физические нарушенияобучающихся с целью эффективной организации учебной деятельности.
К непосредственным задачам изучения этой дисциплины относятся:ознакомление обучающихся с ОВЗ и инвалидов с возможностями использованияадаптивных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;формирование у них умения обоснованно выбирать и эффективно использоватьсоответствующие средства в зависимости от вида и характера нарушений здоровья;развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;приобретение опыта использования адаптивных информационных и коммуникационныхтехнологий и альтернативных средств коммуникации в индивидуальной иколлективной учебной, а также в будущей профессиональной деятельности. Врезультате ее освоения обучающиеся с ОВЗ и инвалиды получают знания осовременных информационных технологиях переработки и преобразования текстовой,табличной, графической информации; современном состоянии уровня и направленийразвития технических и программных средств универсального и специальногоназначения; приемах использования сурдотехнических средств реабилитации,индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры (обучающиеся снарушениями слуха); о приемах использования тифлотехнических средствреабилитации (обучающиеся с нарушениями зрения); о приемах использованиякомпьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-выводаинформации (обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся с ОВЗ иинвалидам работать с программными средствами универсального назначения,соответствующими современным требованиям; со специальными техническими ипрограммными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения ввосприятии информации; уверенно работать в качестве пользователя персональногокомпьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации дляхранения и обмена данными; осуществлять выбор способа представления информациив соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальныхкомпьютерных сетях, использовать сетевые средства поиска и обмена информацией;осуществлять поиск информации в сети Интернет и преобразовывать ее в формат,наиболее подходящий для восприятия с учетом индивидуальных физическихограничений.
В результате использование адаптивных информационных икоммуникационных технологий позволяет «подстраивать» процесс образования лиц сОВЗ и инвалидов в профессиональной образовательной организации под ихиндивидуальные особенности, преодолевать когнитивные и коммуникативные барьеры,овладевать запланированными общими и профессиональными компетенциямифедерального государственного образовательного стандарта по профессии илиспециальности СПО наравне со всеми, выстраивая основу эффективногоиндивидуального информационного пространства не только в учебной, впрофессиональной, но и в повседневной общественной и личной деятельности.
Списокрекомендуемой литературы
1. Беляева М. Ребенок и компьютер. Официальныйсайт журнала Мама и Малыш /http://2mm.ru/razvitie/191/
2. Герасимова В.А. О методах и приемахиспользования информационных технологий на уроках. /Интернети образование, Октябрь,Том 2008, № 1/ http://www.openclass.ru/io/1/metody
3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок сособыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // АльманахИнститута коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон.ст. –Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
4. Зайцева Г. Современные научные подходы кобразованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. БюллетеньКоммуникация № 1 2000 (13) Актуальность
5. Лизунова Л.Р. Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в логопедической работе./ http://pedsovet.org/forum/topic405.html
6. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработкии внедрения. /http://www.logopunkt.ru/bez.htm
7. Лизунова Л. Р. Специализированнаякомпьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» / http://www.logopunkt.ru/
8. К вопросу о безопасности работы накомпьютере. /http://www.logopunkt.ru/bez.htm
9. Компьютер в специальном образовании./www.logopunkt.ru/viz.htm
10. Крючкова О. Г. Использованиеинформационных технологий в обучении людей со специальными образовательнымипотребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» ,2003 – 2009.
11. Кукушкина О. И. Применение информационныхтехнологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние,перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”.– 2003. – № 3. – С. 67-76.
12. Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWordи развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М., 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ
АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Аннотация примерной программы дисциплины «Адаптивныеинформационные и коммуникационные технологии»
В результате освоения дисциплины «Адаптивныеинформационные и коммуникационные технологии» обучающийся инвалид илиобучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен:
уметь:
— работать с программными средствамиуниверсального назначения, соответствующими современным требованиям;
— использовать индивидуальные слуховыеаппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха);
— использовать брайлевскую технику,видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа кинформации (студенты с нарушениями зрения);
— использовать адаптированную компьютернуютехнику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программноеобеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
— осуществлять выбор способа представленияинформации в соответствии с учебными задачами;
— иллюстрировать учебные работы сиспользованием средств информационных технологий;
— использовать альтернативные средствакоммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;
— использовать специальные информационныеи коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущейпрофессиональной деятельности;
— использовать приобретенные знания иумения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективнойорганизации индивидуального информационного пространства;
знать:
— основы современных информационныхтехнологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической идругой информации;
— современное состояние уровня инаправлений развития технических и программных средств универсального испециального назначения;
— приемы использования сурдотехническихсредств реабилитации (студенты с нарушениями слуха);
— приемы использования тифлотехническихсредств реабилитации (студенты с нарушениями зрения);
— приемы использования компьютернойтехники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации(студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
— приемы поиска информации ипреобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетомограничений здоровья.
Наименование разделов дисциплины:
1. Особенности информационных технологийдля людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Тифлотехнические средства.
3. Сурдотехнические средства.
4. Адаптированная компьютерная техника.
5. Дистанционные образовательныетехнологии.
6. Информационные и коммуникационныетехнологии как средства коммуникации,
7. Технологии работы с информацией.
8. Использование адаптивных технологий в учебном процессе.
