ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА
Чипеева Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ РЦДО детей-инвалидов, ОСП г.Нефтекамск
В основе инклюзивного подхода в образовании лежит идея принятияиндивидуальности каждого обучающегося и наиболее полного раскрытия егопотенциала. В связи с этим возникает необходимость понимания разнообразныхособых образовательных потребностей ребенка и их учета при построениииндивидуального образовательного маршрута.
Среди принципов, реализующих идею инклюзивного подхода, С.В.Алехина, Л.П.Фальковская выделяют три основополагающих, так сказать, три кита, на которыхдержится инклюзивное образование:
1. Ценность каждого ученика.
2. Возможность адаптации образовательнойпрограммы.
3. Готовность учителя принимать ивступать во взаимодействие с любым учеником [1, с.13]
Исходя из вышесказанного, рассмотрим некоторыепедагогические аспекты данной проблемы, которые, на наш взгляд, эффективнораскрывают на практике данные принципы.
Первый принцип, непосредственно в рамках учебногопроцесса, понимается нами как:
—создание учителем на уроке атмосферы эмоциональногокомфорта (дается время для отдыха в течение урока в том случае, если ребенкутрудно выдерживать 35-40 минут, часто у детей с особенностями по зрению темпработы снижен, поэтому важно, чтобы каждый работал в своем темпе и т.д.);
-построение взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик»,«учитель-ученик-родители» в духе сотрудничества;
—формирование у обучающихся позитивной,социально-направленной учебной мотивации (одобрение, похвала, использованиеадекватных способов оценки учебных достижений и т.д.).
Педагогическими аспектами реализации второгопринципа являются:
— изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии,в которых содержатся указания о том, что нужно сделать для конкретного ребенкас учетом его образовательных потребностей. В частности, какой вариант программынеобходимо применить педагогу для обучения слепого ребенка в рамках ФГОС НОО сОВЗ.
— непосредственно адаптация содержания учебного материала. Главными эффективным условием которой для незрячих детей является обучение основнымучебным предметам начальной школы по средством рельефно-точечного шрифтаЛ.Брайля, что способствует развитию мелкой моторики, интеллекта, кругозора,улучшает память.
— применение современных технологий, методов и приемов обучения, адекватныхвозможностям и потребностям обучающихся.
Третий принцип реализуется на практике, когдапомимо профессиональных качеств и навыков в работе со слепыми детьми педагогобладает следующими личностными качествами, умениями:
—любовь к детям, заботливость, котораяпроявляется в умении оказать помощь в самообслуживании и пространственнойориентировке;
—наблюдательность, умение понять егонастроение, психическое состояние;
-культура речи, умение правильно и просто изложить учебный материал;
— организаторские умения в подготовке к каждомумероприятию;
—коммуникабельность, умение находитьвзаимопонимания с учащимися;
—внимательность, педагогическая гибкость, умениесдерживать свои отрицательные эмоции;
—педагогический энтузиазм, которыйпроявляется в готовности выполнять любую работу вместе с детьми.
Таким образом, реализация на практике принципов инклюзивногоподхода в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями позволяетнаиболее полно раскрыть его потенциал и успешно осуществить «включение» всоциум.
Список литературы:
1. Алехина С.В.,Фальковская Л.П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма. Учебно-методическоепособие. Педагогический университет «Первое сентября», — Москва.: 2014. — 28 с.
2. Инклюзивноеобразование: практика, исследования, методология: Сб. материалов IIМеждународной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ,2013.
3. Методика обучения слепыхшкольников грамоте на основе рельефно-точечной системы: методическое пособие./Под ред. канд.пед.наук, Никулиной Г.В.. Москва.: 1999. — 341 с.
4. Чипеева Н.А. Особенностиобучения слепых детей младшего школьного возраста. Мультиурок.- 2015. — [Электронныйресурс] https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-obuchieniia-sliepykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta.html
