X-PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА

Поделиться статьей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА

Чипеева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ РЦДО детей-инвалидов, ОСП г.Нефтекамск

 

        В основе инклюзивного подхода в образовании лежит идея принятияиндивидуальности каждого обучающегося и наиболее полного раскрытия егопотенциала. В связи с этим возникает необходимость понимания разнообразныхособых образовательных потребностей ребенка и их учета при построениииндивидуального образовательного маршрута.

       Среди принципов, реализующих идею инклюзивного подхода, С.В.Алехина, Л.П.Фальковская выделяют три основополагающих, так сказать, три кита, на которыхдержится инклюзивное образование:

1.     Ценность каждого ученика.

2.     Возможность адаптации образовательнойпрограммы.

3.     Готовность учителя принимать ивступать во взаимодействие с любым учеником [1, с.13]

        Исходя из вышесказанного, рассмотрим некоторыепедагогические аспекты данной проблемы, которые, на наш взгляд, эффективнораскрывают на практике данные принципы.

        Первый принцип, непосредственно в рамках учебногопроцесса, понимается нами как:

создание учителем на уроке атмосферы эмоциональногокомфорта (дается время для отдыха в течение урока в том случае, если ребенкутрудно выдерживать 35-40 минут, часто у детей с особенностями по зрению темпработы снижен, поэтому важно, чтобы каждый работал в своем темпе и т.д.);

-построение взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик»,«учитель-ученик-родители» в духе сотрудничества;

формирование у обучающихся позитивной,социально-направленной учебной мотивации (одобрение, похвала, использованиеадекватных способов оценки учебных достижений и т.д.).

          Педагогическими аспектами реализации второгопринципа являются:

— изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии,в которых содержатся указания о том, что нужно сделать для конкретного ребенкас учетом его образовательных потребностей. В частности, какой вариант программынеобходимо применить педагогу для обучения слепого ребенка в рамках ФГОС НОО сОВЗ.

— непосредственно адаптация содержания учебного материала. Главными эффективным условием которой для незрячих детей является обучение основнымучебным предметам начальной школы по средством рельефно-точечного шрифтаЛ.Брайля, что способствует развитию мелкой моторики, интеллекта, кругозора,улучшает память.

— применение современных технологий, методов и приемов обучения, адекватныхвозможностям и потребностям обучающихся.

       Третий принцип реализуется на практике, когдапомимо профессиональных качеств и навыков в работе со слепыми детьми педагогобладает следующими личностными качествами, умениями:

любовь к детям, заботливость, котораяпроявляется в умении оказать  помощь в самообслуживании и пространственнойориентировке;

наблюдательность, умение понять егонастроение, психическое состояние;

-культура речи, умение правильно и просто изложить учебный материал;

организаторские умения  в подготовке к каждомумероприятию;

коммуникабельность, умение находитьвзаимопонимания с учащимися;

внимательность, педагогическая гибкость, умениесдерживать свои отрицательные эмоции;

педагогический энтузиазм, которыйпроявляется в готовности выполнять любую работу вместе с детьми.

       Таким образом, реализация на практике принципов инклюзивногоподхода в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями позволяетнаиболее полно раскрыть его  потенциал и успешно осуществить «включение» всоциум.

 

Список литературы:

1.                            Алехина С.В.,Фальковская Л.П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма. Учебно-методическоепособие. Педагогический университет «Первое сентября», — Москва.: 2014. — 28 с.

2.                            Инклюзивноеобразование: практика, исследования, методология: Сб. материалов IIМеждународной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ,2013.

3.                            Методика обучения слепыхшкольников грамоте на основе рельефно-точечной системы: методическое пособие./Под ред. канд.пед.наук, Никулиной Г.В.. Москва.: 1999. — 341 с.

4.                            Чипеева Н.А. Особенностиобучения слепых детей младшего школьного возраста. Мультиурок.- 2015. — [Электронныйресурс] https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-obuchieniia-sliepykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей