X-PDF

Педагогические техники и инструменты, направленные на развитие познавательных компетентностей

Поделиться статьей



ПА Р Ы   С М Е Н Н О Г О   С О С Т А В А /С М Е Н Н Ы Е   П А Р Ы

Определение

Техника для обсуждений, обмена мнениями,знакомства с новой информацией и т. п. в парах. Пары формируются случайнымобразом и периодически меняются.

Цельиспользования

Сформулировать собственное сообщение, услышатьсообщения других и расширить представления о заданной теме или выполнитьзаданное совместное действие.

Пошаговая методика

1.  Разделите класс напары. Например, так: «Встаньте в две параллельные шеренги лицом друг к другу.Объединитесь в пару с человеком напротив вас».

2.  Задайте вопрос дляобсуждения. Дайте время на обсуждение, например, 2 минуты.

3.  Поменяйте состав пар.Например, попросите правую шеренгу сместиться на одного человека вправо.Задайте новый вопрос.

4.  Повторите этидействия несколько раз, задавая новые вопросы.

5.  Спросите участников орезультатах обсуждений, о том, какие ответы или обсуждения им больше всегозапомнились, или о том, что они успели узнать о других, или какие выводысделали и т. п.

Важно учитывать

q Процессформирования пар не должен занимать слишком много времени.

q Таккак пары формируются не по желанию, следует обращать внимание на те, в которыхкоммуникация затруднена, и по возможности помогать им q Техника чаще используется в начале обсуждений или инойгрупповой работы, так как она активизирует процессы мышления, высказывания,общения.

q Этапподведения итогов хотя бы в сокращенном варианте обязателен. Так как множествоиндивидуальных бесед предполагает расширение информационного поля, то в концеследует сформулировать общее понимание для всей группы.

К У Б И К    Б Л У М А

                                                                                                      ( А В Т О Р С К И Й   М Е Т О Д Б Е Н Д Ж А М И Н А   Б Л У М А)

Определение

Техника, позволяющая рассмотретьизучаемый материал с разных сторон. Учащийся сам ищет пути решения проблемы вовремя ответа, исходя из собственных опыта и знаний

Цель использования

Воспроизведение полученного знания, построениепричинно-следственных связей, умозаключений и поиск ответов/решений. Созданиесвязи теоретических знаний и опыта.

Пошаговая методика

1.  Подготовьте кубик, награнях которого написано: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи»,«Придумай»,«Поделись».

2.  Выберите тему исформулируйте для себя примерный круг возможных вопросов, в соответствии сгранями кубика:

Назови

Предполагает воспроизведение знаний. Это самыепростые вопросы, когда ученик рассказывает о пройденном материале, повторяетто, что уже было сказано по теме. Например:

― Назовите определениегипотенузы.

― Назовите главных персонажей впроизведении «Горе от ума».

― Назовите, какое явление в народе называют «падениемзвезды». Почему

Предполагает формулирование причинно-следственныхсвязей через описание процессов, происходящих с предметом изучаемой темы.Например:

― Почему произведение называется«Горе от ума»?

― Почему нельзя плотно закрыватьемкость с кипящей водой?

― Почему вымерли динозавры?

Объясни

Предполагает уточнение информациии возможность посмотреть на тему с разных сторон. Например:

― Объясните, как могли исчезнутьдинозавры.

― Объясните, как можно доказать,что земля действительно круглая

Предложи

Предполагает поиск вариантов применения освоенногоматериала, осознание применимости темы.

Ученик должен предложить свою задачу, котораяпозволяет применить то или иное правило, либо свое видение проблемы, свои идеи,как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретныхситуаций. Например:

― Предложите, где вам может пригодиться знание орасчетах сторон треугольника?

― Для чего вам может понадобиться знание о небесныхтелах?

Придумай

Предполагает поиск нового решения. Например:

― Придумайте, что было бы, если бы динозавры выжили.

― Придумайте рифмы к этому слову (на урокаханглийского, русского языка или литературы).

― Придумайте, как можно использовать этот старинныйинструмент быта в наши дни.

Поделись

Предполагает формулирование своего отношения иописание чувств, эмоций, а также донесение их до других. В данном блокевопросов необходимо сконцентрировать внимание ученика на его ощущениях ичувствах, вызванных данной темой. Например:

― Поделитесь, что вы чувствовали, когда читали «Гореот ума».

― Поделитесь, какие эмоции у вас вызывают мысли оглобальном потеплении. ― Почему вы выбрали именно эту тему?

3 .Бросьте кубик или дайте ученику бросить кубиксамостоятельно. Задайте ученику вопрос, соответствующий выпавшей грани. Принеполном ответе попросите других учеников дополнить

Важно учитывать

q Техникапомогает ученику осознать социальную, практическую и личностную значимостьучебного материала и применяется на этапе закрепления.

q КубикБлума помогает проанализировать применимость темы в реальной жизни, поэтомуважно задавать вопросы, связанные с практическим применением темы.

q Записывайтевопросы и/или ответы. Ученикам может быть сложно воспринимать вопросы и ответына слух, поэтому эффективнее будет использовать различную визуализацию

В Е Р Н О — Н Е В Е Р Н О

Определение

Техника развития критического мышления через анализи оценку информации с точки зрении ее истинности или ложности.

Цельиспользования

Развитие навыков критического осмысления информациии различения истинных и ложных утверждений.

Пошаговая методика

1.  Составьте переченьверных и неверных утверждений, относящихся к теме урока.

2.  Зачитайте и покажитеученикам утверждения и попросите отметить в тетрадях, верно ли каждоеутверждение или нет. Пример: 1. Да. 2. Да. 3. Нет.

3.  Проведитетеоретическую часть урока.

4.  Вернитесь кутверждениям после того, как ученики получат информацию по теме, озвучьтекаждое утверждение и обсудите ответы учеников и причины, по которым ониотметили что-то как «верное» или «неверное», каковы были их аргументы. Дайтеключ по каждому утверждению — верно оно или неверно.

Важно учитывать

q Сложныедля восприятия на слух утверждения необходимо фиксировать на доске, показыватьна проекторе или распечатывать.

q Формулировкиутверждений должны быть однозначными для оценки «верно» или «неверно».

q Следитеза тем, чтобы ученики могли свободно высказывать свое мнение относительно утвержденийи озвучивать свои аргументы, даже если они неверны, поощряйте их готовностьобъяснять свое мнение q Разбирайтетолько наиболее часто встречающиеся или грубые ошибки в аргументации.

М Е Т О Д    А С С О Ц И А Ц И Й

Определение

Метод составления цепочек или карт понятий наосновании ассоциаций, то есть построение взаимосвязей между отдельнымиопределениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которых упоминаниеодного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающемся с ним.

Цельиспользования

Расширить или создать контекст заданного понятия,явления, темы.

Пошаговая методика

1. Сделайте небольшую разминку — потренируйтесь всоздании ассоциативных цепочек. Ассоциативная цепочка представляет собойсовокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, ас предыдущим.

Приведите пример таких цепочек:

Поход — природа — лес — костер — гитара — дружба.

Поход — турист — спорт — сила — смелость.

Назовите первое слово и попросите любого учениканазвать ассоциацию, которая у него возникает с этимсловом. Далее попроситедругого ученика назвать ассоциацию уже с этим словом. Продолжайте, пока каждыйне назовет хотя бы одну ассоциацию. Делайте это быстро, не задумываясь. 2.Запишите сверху или в центре доски основное понятие, тему или явление, вокругкоторого ученики будутсобирать ассоциации.

3.  Предложите ученикампридумать ассоциации, связанные с зафиксированным на доске словом. Этомогутбыть существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации с названиями цветов,ощущениями, формами и т. д.

4.  Попросите учениковподелиться получившимися ассоциациями, зафиксируйте их на доске. Возможнынетолько слова, но и картинки, символы и т. п.

5.  Попросите кполучившимся ассоциациям найти новые и фиксируйте все взаимосвязи безкорректировок.

6.  Попросите посмотретьна получившиеся ассоциации и прокомментировать, какие ассоциации им большевсегопо душе, какие показались самыми неожиданными.

Важно учитывать

q Техникуассоциаций можно применять на любом этапе занятия. Часто — для мотивированияили преодоления какого-то затруднения.

q Воснове приема ассоциаций лежит субъективное понимание связи, а основнымиисточниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия.

Какие-то связи могут не иметь логического объяснения.Это допустимо.

q Важнообратить внимание на то, как организуется процесс, чтобы избежать критики инасмешек. Любую критику следует сразу же останавливать.

q Методассоциаций — это одна из основных техник развития памяти. Для запоминания можнов качестве ассоциаций закреплять схожие по звучанию слова, яркие образы,абсурдные образы и т. д

И Г Р А   В   С Л У Ч А Й Н О С Т Ь

Определение

Техника для активизации внимания или развитияадаптивности учеников с использованием «элементов случайности» в распределениизаданий. Также используется для выборочной проверки понимания терминов,процессов и т. п.

Целииспользования

Стимулировать интерес учащихся к образовательномупроцессу, развивать умение действовать в ситуации случайности илинеопределенности.

Пошаговая методика

1.  Составьте списокзаданий, которые вы собираетесь распределить посредством Игры в случайность.

2.  Выберите формат Игрыв случайность. Это могут быть: рулетка (круг из картона со стрелкой нагвоздике), монетка для подбрасывания (орел или решка), игральные кости, жребий,бочонки из русского лото, номер обучающегося в журнале и карточки ссоответствующими номерами в мешке, интернет-программа «Генератор случайныхчисел».

3.  Объявитеученикам, что сейчас «его величество случай» решит, кто какое заданиеполучит.4. Запустите Игру в случайность и распределите задания

Пример

«Генератор выбирает тему урока»

Присвойте подходящим темам для урока порядковыеномера. Включите на экране программу-генератор случайных чисел и задайтенеобходимый диапазон.

Сгенерируйте номер темы и озвучьте, что сегодняпредстоит изучить всем вместе. Можете отметить, что для вас это тоженеожиданность, чтобы ученики видели, что вы тоже готовы работать с ситуациейслучайности и неопределенности.

Важно учитывать

q  Игру в случайность можно использовать в ситуации, когда класс пообъективным причинам не может распределить ответственность в каком-то вопросе (например,когда на одну тему для доклада претендуют несколько человек, когда ребята немогут решить, кто выйдет к доске).

q  Важно, чтобы ученики не воспринимали Игру в случайность какнаказание или вынужденную меру, им изначально должна быть интересна тема, вкоторой решается спорный вопрос. Иначе игра может восприниматься как намеренноежелание учителя не прислушиваться к пожеланиям учеников.

q  Важно объяснить ученикам, что Игра в случайность может помочьбыстрее приступить к делу, адаптироваться к ситуации неопределенности, проявитьгибкость, творчество и изобретательность.

Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й   С И Н К В Е Й Н

Определение

Техника развития образной речи посредствомсоздания нерифмованного пятистрочного стихотворения со строгой формой.

Цельиспользования

Письменное выражение мыслей в творческой форме.

Пошаговая методика

1.  Соберите ассоциации,связанные с темой урока/обсуждения/рефлексии. Можно собрать их устно. Можнозафиксировать на доске или на карточках.

2.  Попросите каждоговыбрать две-три ассоциации из уже упомянутых или придумать свои, а затемзафиксировать возникшие слова на бумаге.

3.  Расскажите, чтосейчас каждый будет писать стихотворение на эти темы, и в итоге получитсясборник стихотворений всего класса. Это даст возможность каждомуувидеть/услышать, что думают другие.

4.  Объясните схемустихотворения (визуализацию на доске или на карточках подготовьте заранее) иприведите пример:

Первая строка —одно существительное (или устойчивое словосочетание с существительным) для темыстихотворения.

Вторая строка —два прилагательных или причастия, описывающих это существительное.

Третья строка —три глагола, относящихся к теме в первой строке и согласованные с этимсуществительным.

Четвертая строка —целое предложение, описывающее отношение автора к теме.

Пятая строка —слова, подводящие итог всему вышесказанному, или, напротив, полностью меняющиесмысл, задающие вопрос или новый аспект темы.

5.  Предложите написатьсобственные стихотворения, используя в качестве темы те ассоциации, которыеученики записали у себя на бумаге. Время выполнения 7—10 минут.

6.  В зависимости отситуации выберите способ для презентации стихов — в парах, в микрогруппах или вобщей группе. Можно читать вслух или сделать галерею стихов на стене, а затемпочитать стихи друг друга.

7.  Спросите учеников,какие стихотворения и мысли им показались интересными, почему, какие темывызывают у них отклик, какие вопросы возникают, какие эмоции и чувствапоявляются, что в итоге получилось и зачем нужно было это делать.

Пример.Тема «Русские народные сказки» Емеля.

Добрый. Ленивый.

Лежит на печи. Командует щуками. Ему везет.

Я тоже так хочу.

Как поймать такую щуку?

О Т С Р О Ч Е Н Н А Я  О Т Г А Д К А ( П Р И Е М  П Р Е Д Л О Ж Е Н    АН А Т О Л И Е М   Г И Н О М )

Определение

Необычный способ начать урок, заинтриговав учащихся.Техника концентрирует внимание учеников, помогает им удерживать фокус наматериале.

Целииспользования

Включить учеников в работу и удержать их внимание.

Пошаговая методика

1.  Подберите некоторыйобъект: иллюстрацию, ролик, загадку, предмет, который каким-то образомотносится к теме урока.

2.  Продемонстрируйте егоученикам в начале урока и задайте вопрос, загадайте загадку. Например, как этотпредмет связан с темой урока, что это такое и т. п.

3.  Соберите несколькогипотез, вариантов ответа.

4.  Продолжайтеурок по плану. В конце или по ходу урока вернитесь к изначальному объекту ипредложите еще раз отгадать загадку. Если правильный ответ не найден, сообщитеего сами

Важно учитывать

q Техникапотеряет свою эффектность, если ответ будет очевидным.

q Вместофактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, сериюфотографий, картин, пример из жизни, статистические данные.

q Увас нет задачи сделать так, чтобы ученики ответили на загадку правильно в самомначале. Эта техника нужна для повышения включенности учеников.

П О Д У М А Й , О Б Ъ Е Д И Н И С Ь , П О Д Е ЛИ С Ь

Определение

Техника, разработанная в 1981 году ФранкомЛиманом, дает ученикам возможность проговорить свои мысли вслух или обсудитьполученную информацию.

Цельиспользования

Активизация мыслительной деятельности исобственного опыта по заданной теме.

Пошаговая методика

1.  Озвучьте вопрос илитему для размышления.

2.  Дайте ученикам времясамостоятельно подумать над ответом. Время выполнения — 1 минута.

3.  Ученики в парахобсуждают возникшие мысли и ответы. Время выполнения — 2 минуты.

4.  Спросите всю группу,какие мысли кажутся важными, что ученики успели обсудить в парах, где у нихмысли сошлись, а где, напротив, были большие различия. Соберите 5—7 мнений. Прижелании можно зафиксировать ключевые слова или вопросы и возвращаться к ним втечение урока.

Важно учитывать

q Авторытехники рекомендуют дать ученикам возможность поговорить друг с другом в разныхпарах 2—3 раза за урок.

q Ученикимогут делиться друг с другом любой информацией по существу или обсудитьвопросы, возникшие во время беседы в парах.

q Применениеэтой техники позволяет избежать ситуации, когда на вопросы учителя всегдаотвечают одни и те же ученики. За счет того, что есть пауза для обдумывания иэтап обсуждения в паре, те ученики, которым сложно быстро сформулировать мысль,смогут тоже включиться в обсуждение.

q Важенэтап обсуждения в парах — у каждого появляется шанс «подумать вслух».

Варианты проведения

q «Подумай,напиши, поделись»

q «Повернисьи поговори»

q «Плечомк плечу»

q «Нарисуй,объединись, поделись»

Ф И Ш Б О У Н

Определение

Графическая техника представления информации в формерыбьего скелета позволяет образнопродемонстрировать ход анализа какого-либоявления через выделение проблемы, выяснение ее причин, подтверждающих фактов иформулировки вывода.

Цельиспользования

Визуализация причинно-следственных связей.

Пошаговая методика

1.  Нарисуйте схему«Фишбоун» на доске или ватмане из 4 основных составных частей, представленных ввиде головы, хвоста, верхних и нижних костей. Связующим звеном выступаетхребет, или позвоночник.

2.  Предложите ученикампроблемную ситуацию, вопрос или тему и запишите ее в «голове».

3.  Объясните технологиюзаполнения остальных частей рыбы:

― Верхние косточки (расположенные под углом 45⁰) — основныепричины, которые привели к возникновению проблемы.

― Нижние косточки (изображаются симметричнонапротив) — факты, которые раскрывают причины, представленные выше.

― В «хвосте» ответ на тот основной вопрос, которыйбыл заявлен в начале выполнения задания. В хвостерыбы также могут находитьсявыводы, обобщения.

4.  Вместе с ученикамиобсудите одну причину, фиксируя ее на верхней косточке, и факт,подтверждающийдейственность этой причины, на нижней, демонстрируя примерзаполнения.

5.  Поясните, чтонаиболее важные причины и факты для решения проблемы нужно располагать ближекголове. Все записи должны быть краткими, точными и отображать лишь сутьпонятий.

6.  Предложите продолжитьсамостоятельно и записать в хвосте вывод. Выделите на самостоятельнуюработуоколо 15 минут.

7.  Предложите участникампредставить свои фишбоуны в парах или микрогруппах.

8.  Если предлагаемыеварианты вполне приемлемы, то завершите работу, вместе сформулировавитоговыйвариант решения. Если же не выявлен подходящий вариант, продолжитеисследование проблемы и поиск возможных решений

Важно учитывать

Иногда при заполнении схемы ученики сталкиваются стем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ееналичие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегдабольше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние кости могут так иостаться незаполненными

Р О М А Ш К А   Б Л У М А ( А В Т О Р С К И Й   М Е Т О Д  Б Е Н Д Ж АМ И Н А   Б Л У М А )

Определение

Техника развития критического мышления, позволяющая черезшесть групп вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные,практические) рассмотреть изучаемый материал с разных сторон.

Цельиспользования

Развить навыки задавания вопросов относительнополученной информации и собственного опыта, а затем осмыслить, проанализироватьизучаемый материал.

Пошаговая методика

1. Визуализируйте Ромашку Блума,где на лепестках будут написаны типы вопросов. Поясните устно, что значиткаждый тип. По заданной теме вместе с классом сформулируйте примеры вопросовкаждого типа.

Простые вопросы начинаютсясо слов «что», «когда», «где», «как». Ответы на них предполагаютвоспроизведениефактов. Уточняющие вопросы „      начинаются с:

― То есть ты говоришь, что?..

― Если я правильно понял, то?. .

― Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?. .

Цель этих вопросов — удостовериться в правильномпонимании или уточнить информацию. Иногда их задают для получения информации,отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении

Объясняющие(интерпретационные) вопросы обычно начинаются со слова «почему» инаправлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этотвопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

Интерпретационный вопрос предполагает элементсамостоятельности в ответе. Творческие вопросы содержатпредположение, прогноз, могут начинаться: ― Что изменилось бы?. .

― Что будет, если?. . и т. п.

Практические вопросы устанавливаютвзаимосвязи между теорией и практикой:

― Где ты это видел раньше в жизни?

― Как тебе могут пригодиться эти знания? ― Как бы тысебя повел в такой ситуации? и т. п.

2.  Разделите класс нашесть групп и закрепите каждую за одним лепестком. Для определения лепесткаможно воспользоваться методом случайного выбора, дать участникам самостоятельновыбрать или использовать другой метод. Раздайте командам карточки-заготовки сопорными конструкциями вопросов в соответствии с их лепестками.

3.  В течение 7—10 минуткаждая команда готовит 4—5 вопросов в соответствии со своим лепестком изаписывает их на отдельных карточках.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

4.  Команды задаютвопросы друг другу. Это может происходить в строгой очередности, например,команда А задает вопросы команде Б, команда Б задает вопросы команде В и т. п., или же в более свободном формате, когда ответить могут все команды. Принеобходимости прокомментируйте вопросы и ответы

Важно учитывать

q Взависимости от опыта задавания вопросов командам может понадобиться больше илименьше поддержки. Возможные формы поддержки: дать на карточках не толькоопорные конструкции, но и примеры, по запросу пояснить разницу, например, междутворческими и практическими вопросами, дополнительно

потренироваться в составлениивопросов перед тем, как перейти к самостоятельной работе в группе, придумывать«вопросы от обратного» (задать вопрос к определенному ответу) и т. п.

q Приответах, предполагающих точные знания, ошибки нужно исправлять, можно припомощи других учеников. При ответах на креативные, практические, оценочныевопросы лучше воздержаться от критики и создать условия для получения большегоколичества разных ответов.

q Есливы хотите визуализировать вопросы, раздайте командам карточки разных цветов всоответствии с цветом лепестка.

Ш Е С Т Ь   Ш Л Я П    М Ы Ш Л Е Н И Я

Определение

Система организации мышления, разработаннаяЭдвардом де Боно, описывающая инструменты структурирования групповой дискуссиии индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп.

Целииспользования

Анализ заданной ситуации или явления с разныхсторон и структурирование группового обсуждения.

Пошаговая методика

1.  Выберите тему длядискуссии или задачу. Это может быть тематический вопрос по предмету, проектнаяидея или вопрос о внеклассном досуге.

2.  Подготовьте 6 шляпразных цветов: синюю, белую, красную, черную, желтую, зеленую. Вы можетесделать их из бумаги, нарисовать или взять готовые.

3.  Объясните классу, зачто отвечает каждая шляпа.

Управление —синяя шляпа.

Ведущий не высказывается по поводу содержания, нообозначает, кто и когда будет говорить. А также описывает ситуацию и ставитзадачу в начале обсуждения и подводит итоги в конце.

Примеры: «Давайте будем высказываться в такомпорядке, согласны?», «Сейчас высказывается белая шляпа, давайте оставим критикудо очереди черной».

Анализ —белая шляпа.

Надевая белую шляпу, участники определяют известныефакты и идентифицируют информацию, которой не хватает. Во многих сессиях этопроисходит сразу после начальной синей шляпы и представляет собой этап, накотором собираются детали о предмете обсуждения и относящихся к нему вопросах.

Пример: «Мы знаем, что во времена Пушкина дуэли былизапрещены законом». Эмоции — краснаяшляпа.

Надевая красную шляпу,участники высказывают интуитивные реакции или эмоциональные переживания. Ееможно использовать для интуитивного выбора варианта ответа на вопрос или оценкиитогового дизайна. Также красную шляпу можно включать, если вопрос вызываетмного эмоций и участникам нужно высказаться.

Пример: «Я не могу понять, зачем нужно было решатьвопрос на дуэли, это же глупо».

Критика —черная шляпа.

Черная шляпа — это риски и опасности, критическоеосмысление, направленное на поиск проблем и несовпадений. Участники частопереходят к критике, будучи в других шляпах. Такой процесс нужно останавливать.

Пример: «Пушкин не мог не пойти на дуэль. Тогда егобы перестали уважать в обществе».

Оптимизм — желтаяшляпа.

Участники выявляют преимущества, связанные сдействиями в рамках рассматриваемого примера. Этот режим мышленияпротивоположен черной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо.

Результатом могут быть утверждения о преимуществах,которые могут иметь место, позитивные ожидания, определение поддержки и т. п.Пример: «Если бы Пушкин отказался от дуэли, его поклонники были бы емублагодарны». Креативность — зеленаяшляпа.

Эта шляпа используется для поиска новых идей,творческих и необычных. Во время использования этой шляпы можно применять любыетехники креативного мышления.

Пример: «А что, если такая ситуация случилась бы внаши дни?»

4.      Вначале надеть синюю шляпу рекомендуется учителю. Синяя шляпа должна бытьактивна постоянно. Участники будут нуждаться в корректировках высказываний ирегулировании беседы, особенно во время первых уроков с использованием этойтехники. Обязательно ограничивайте время высказываний в каждой шляпе.

5.      Озвучьтевопрос или задачу для дискуссии

6.      Далееразместите на видном месте белую шляпу и предложите ученикам озвучить всюинформацию, которая у них есть по обсуждаемому вопросу. По возможностификсируйте высказывания.

7.      Предложитеучастникам надеть черную шляпу и рассмотреть все данные в негативном ключе.

8.      Теперьпредложите надеть желтую шляпу и рассмотреть все вводные данные с позитивнойстороны.

9.      Далеепредложите всем надеть зеленую шляпу и придумать ответы или пути решения,опираясь на материал, озвученный группой в предыдущих шляпах.

10.  В этот момент можновключать черную и желтую шляпы для анализа появившихся идей, а также краснуюпри необходимости выразить эмоции.

11.  Вконце для подведения итогов дискуссии можно предложить всем надеть синюю шляпу.

Важно учитывать

qПоследовательность шляп не строгая, определяется модератором впроцессе дискуссии. Например, красную шляпу полезно включать, когда участникамнеобходимо выплеснуть эмоции. Синяя точно понадобится на протяжении всейдискуссии. Для разработки первоначальной идеи можно не использовать чернуюшляпу.

q Можнодать роль синей шляпы активному ученику. Синяя шляпа развивает навык слушатьдругих и структурировать информацию.

q Навопросах типа «Плюсы и минусы…», которые часто встречаются в школьнойпрограмме, используйте синюю, белую, черную и желтую шляпы

И Н Т Е Л Л Е К Т — К А Р Т А

Определение

Инструмент, который позволяет визуальноструктурировать информацию, задействуя одновременно аналитический и образныйрежимы мышления. Идея интеллект-карт заключается в использовании радиантногомышления, когда от центральной идеи отходят ветви, на которых размещаетсясвязанная с основным понятием разнообразная информация.

Цельиспользования

Визуализация и систематизация информации с учетомвзаимосвязей между отдельными элементами в виде иерархической структуры.

Пошаговая методика

1.  Разместите листбумаги горизонтально. В центре изобразите предмет, который планируется изучать—его графический образ или название с пиктограммой.

2.  Выберитенесколько цветов для своей карты. Каждая ветка должна иметь свой цвет. Выберитецвет и нарисуйте ветвь, отходящую от центрального понятия. Ветви могут красивоизгибаться, иметь разный стиль начертания. Чем ближе к центру — тем толщеветвь. Далее ветвь будет распадаться на более тонкие, образуя иерархическуюструктуру.

3.  Обозначьте ветвьодним словом или заглавной буквой. Вместо слова можно использовать графическийобраз.

4.  Продолжите рисоватьвторостепенные ветви, на которые распадается основная. Обозначьте новые ветвианалогично основной.

5.  Выберите другие цветаи нарисуйте следующие основные ветви и ответвления второго и третьего порядков.

6.  Заполняйте пропуски идобавляйте новые ветви по мере возникновения ассоциаций. В итоге появитсяструктура, с которой можно продолжать работать, дополняя ее по мере появленияновой информации или возникновения новых ассоциаций.

7.  Между разными ветвямиможно добавлять связи соединительными линиями или стрелками

Важно учитывать

q   Винтеллект-картах важна четкая структура и иерархия q Три ключевые составляющие:

1.                  Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

2.                  Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

3.                  Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.q Необходимость использования пиктограмм иразных цветов.

q   Интеллект-картаподходит для введения в новую тему, при этом по ходу работы с темой ученикизаполняют пустые ветви и дорисовывают новые

М Г Н О В Е Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

Определение

Техника для рефлексии и закрепления смыслаизученного, а также сбора обратной связи от учеников после занятия с помощьюмгновенных сообщений.

Цельиспользования

Рефлексия и лаконичное изложение выводовотносительно изучаемого материала в письменном виде.

Пошаговая методика

1.  Предложите ученикамнаписать в формате мгновенного сообщения (SMS, iMessage, сообщение вмессенджере), что они думают о теме прошедшего занятия — что удивило,запомнилось, главный вывод, вопросы, оставшиеся без ответа и т. п.

2.  Предложите выбратьадресата сообщения: соседа по парте, другого одноклассника, родителя.

3.  Дайте ученикам 1минуту для формулирования и отправки сообщения.

4.  Попросите учениковпрочитать про себя полученное от одноклассника сообщение и мысленно ответить наследующие вопросы:

― Поняли ли вы смысл написанного, остались ли у васвопросы?

― Чем вам понравилось или чем вас удивило сообщение,которое вам пришло?

― Что вы хотите сказать отправителю сообщения?

― Что нового вы узнали от отправителя сообщения?

5.  Дайте время наобщение отправителей и адресатов, чтобы что-то прояснить, устно ответить и т.п.

6.  Задайте ученикамвопрос и коротко обсудите его в классе: «Как вы считаете, удалось ли вамнаписать понятное и интересное сообщение, после которого хочется продолжитьпереписку?»

Возможные вопросы дляпроведения рефлексии в формате мгновенных сообщений:

― Что вы поняли при изучении данной темы?

― Какие вопросы у вас остались, что осталосьнепонятным?

― Что вы сделаете по-другому в следующий раз?

― Что у вас вызывает наибольшую гордость?

― Что у вас вызвало наибольшее разочарование?

― Насколько трудно было для вас выполнить задание,что вызвало затруднения и почему?

― В какой степени вы смогли бы улучшить вашетворческое задание?

― Как то, что вы изучили, связано с другимматериалом?

― Как то, что вы изучили, изменило вашепредставление?

― Как то, что вы изучили, связано с настоящим ибудущим?

С О Р Б О Н К А

Определение

Техника для запоминания исторических дат, определений,иностранных слов с помощью двусторонних карточек, где на одной сторонезаписывается понятие, слово, дата, а на другой — ответ. Принято считать, чтоСорбонку изобрели студенты Сорбоннского университета для запоминания большогомассива данных.

Целииспользования

Быстрее запомнить изучаемый материал.

Пошаговая методика

1.  Выберите тему иматериал, который требует запоминания в подходящем вам формате, и подготовьтедвусторонние карточки-сорбонки: ― вопрос/ответ,

― термин/определение,

― название исторического события/дата,

― иностранное слово/перевод и т. п.

2.  Раздайте каждому ученикупо карточке. Далее работа идет в сменных парах. Два ученика встречаются,проверяют друг друга, обмениваются карточками, ищут новую пару.

3.  Проведите необходимоеколичество раундов игры с карточками.

4.  Задайте ученикамвопросы для рефлексии, например:

― Как на сегодняшний день вы оцениваете уровеньзапоминания материала по теме, низкий, средний или высокий? ― Что было легкозапомнить, а что сложно?

― Что вы можете сделать, чтобы запомнить материал?

Важно учитывать

q Карточкилучше делать на плотной бумаге небольшого размера, чтобы они не просвечивали иподходили для длительного использования

q Стимулируйтеучеников не сразу переворачивать карточку на сторону с ответом, а попробоватьвспомнить что-то, что связано с изученным материалом, подумать, предложить свойвариант, даже если он кажется неправильным

q Дляэффективного запоминания важно несколько повторений. Организуйте процесс такимобразом, чтобы с каждой карточкой ученик «встретился» 3—5 раз

q Этапфинальной рефлексии важен для того, чтобы ученики поняли свой уровень владенияинформацией и наметили шаги по улучшению ситуации

« Т О Л С Т Ы Й » И   « Т О Н К И Й »   ВО П Р О С

Определение

Техника организации (взаимного) опроса, при котором«тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (иногда это «да» или «нет»), а«толстый» требует поиска дополнительных знаний, анализа информации иразвернутого ответа.

Целииспользования

Развивает умения формулировать вопросы, даватьразвернутые ответы и внимательно слушать мнение собеседника.

Пошаговая методика

1.  Объясните разницумежду «тонкими» и «толстыми» вопросами.

2.  Попросите учениковиндивидуально составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по рассмотренномуматериалу и записать их в тетрадь.

3.  Ученики формируютгруппы по 3—4 человека и задают друг другу по 2—3 вопроса из таблицы, отвечаютна них или вместе ищут ответы

Важно учитывать

q Используйтетехнику на разных этапах работы с материалом:

q Наэтапе закрепления — чтобы проверить уровень развития знаний, умений и навыков.Дайте учащимся задание записать, какие «толстые» и «тонкие» вопросы осталисьбез ответов. Вы узнаете, какие аспекты темы требуют более тщательнойпроработки.

q Наэтапе актуализации полученных знаний — чтобы помочь ученикам вспомнитьпройденный материал.

П Л Ю С — М И Н У С — И Н Т Е Р Е С Н О

Определение

Техника активной работы с текстом, предполагающаяанализ изучаемой информации с позиций личного восприятия.

Целииспользования

Анализ информации и формирование личного отношения кизучаемому материалу.

Пошаговая методика

1.             По ходу чтения текста, ознакомления с новым учебным материаломили прослушивания рассказа учителя предложите учащимся классифицироватьинформацию на три раздела и кратко фиксировать их в соответствующих столбцахтаблицы в рабочей тетради

2.             В конце работы проведите обсуждение. Внимание направляетсясначала на «Плюс», затем на «Минус»и потом на «Интересно»

Важно учитывать

Используйте технику на разных этапах работы сматериалом:

q Наэтапе изучения — для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессечтения текста или составления конспекта) q Наэтапе закрепления и рефлексии — для получения обратной связи от учеников орезультатах занятия.

q Попроситеучеников записать в графу «Плюс» все, что понравилось на уроке, информацию,которая, по мнению ученика, может быть полезна для достижения каких-то целей. Вграфу «Минус» записывается все, что не понравилось на занятии, осталосьнепонятным, или информация, которая показалась бесполезной с точки зрениярешения жизненных ситуаций. В графу «Интересно» учащиеся вписывают вселюбопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать поданной проблеме, вопросы к учителю.

П О П С — Ф О Р М У Л А

Определение

Техника, которая позволяет ученику в сжатой формевыразить свою позицию по той или иной теме. Высказывание имеет четкую заданнуюструктуру.

Цельиспользования

Формулирование суждения — построение краткого, нообоснованного высказывания, в котором содержатся и мнение, и объективные факты.

Пошаговая методика

1. Объясните схему составления высказывания поформуле ПОПС, визуально представив ее на доске:

П — позиция. Выскажитесвое собственное мнение по заданной теме.

О — объяснение (илиобоснование). Приведите доводы, подтверждающие ваше мнение,объясните подробнее определения и понятия. П —пример. Для наглядности и подтверждения понимания своих словприведите примеры, их должно быть не менее трех.

С —следствие (или суждение). Ваши окончательные выводы.

Озвучьте и запишите на доске или на карточкахречевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

П — позиция. «Я считаю, что…», «Я согласен/несогласен с…», «По моему мнению…», «Я думаю, что…».

О — обоснование, объяснение своей позиции. «Потомучто…», «Так как…».

П — примеры. «Например…», «Я могу доказать это напримере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). «Такимобразом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаювывод о том, что…».

2.  Приведите один-двапримера развернутого высказывания по ПОПС-формуле.

3.  Предложите записатьполностью или ключевыми словами собственные высказывания.

4.  В зависимости отситуации выберите способ презентации — в парах, в микрогруппах, в общей группе;вслух или на плакатах.

Важно учитывать

q Работас ПОПС-формулой дает учащимся (в том числе и стеснительным) возможностьвыражать свои мысли, так как предлагает опорные фразы для высказывания.Комфортнее организовывать этот процесс в малых группах

q Таккак техника предполагает самовыражение ребят и презентацию в группе, то важносоздать атмосферу доверия и открытости. Стоит отказаться от прямой критикивысказываний. Возможны поддержка вопросами и сбор идей по дополнениювысказывания

q Варьируйтесложность вспомогательных речевых клише в зависимости от навыков учеников

Э П И Г Р А Ф

Определение

Техника актуализации новой темы урока или рефлексииматериала с помощью коллективного осмысления короткого эпиграфа.

Цельиспользования

Проблематизация и осмысление изучаемого материала.

Пошаговая методика

1.  Подберите короткийтекст, который отражает основную идею, общий смысл или ключевую проблему темыурока. Это может быть цитата, афоризм, утверждение, отрывок текста илистихотворения.

2.  Запишите этовысказывание — эпиграф — на доске или выведите на экран.

3.  Попросите учениковпрокомментировать, как они понимают данное высказывание и как оно связано сматериалом урока.

4.  Попросите разныхучеников высказаться, поддержите дискуссию.

5.  Проведите основнойблок занятия и вернитесь к эпиграфу, который ученики обсуждали вначале.

6.  Попросите учениковпрокомментировать, изменилось ли их отношение к цитате, какие выводы онисделали.

Р Е Й Т И Н Г О В О Е Г О Л О С О В А Н И Е

Определение

Техника проведения голосования, при котором каждыйучастник имеет несколько голосов и может распределить их по несколькимвариантам сразу. Рекомендуется использовать в ситуациях, когда достаточнобольшой группе надо определить приоритетные идеи из большого объемапредложений.

Цельиспользования

Выявление и визуализация приоритетов группы наосновании предложенных вариантов.

Пошаговая методика

1. Выберите вопрос для голосования. (Вопрос дляпринятия группового решения, варианты для выбора лучшей идеи/работы, вопрос дляконтроля знаний с вариантами ответа.) 2. Визуализируйте варианты ответа навопрос. Например, на карточках на стене, на школьной доске или на флипчарте.Убедитесь, что все ученики понимают, что за варианты предложены.

3.  Раздайте участникампо одинаковому количеству наклеек/маленьких стикеров. Каждый стикер — этоголос.

4.  Предложите участникамотдать свои голоса за понравившиеся варианты ответа. Отдать голоса можно занесколько вариантов или за один.

5.  Подсчитайте голоса,огласите решение или сделайте выводы.

Важно учитывать

q Послемозгового штурма техника рейтингового голосования помогает группе выяснить, скаких идей следует начать.

q Используется,когда группе надо определить наиболее важные идеи после работы с диаграммойсближения.Располагается рядом с диаграммой сближения, чтобы приоритетность былаочевидной.

q Прииспользовании в начале какого-то блока рейтинговое голосование помогает быстровключить учеников в работу.

q Еслиподсчет голосов обещает занять слишком много времени, попросите учеников помочьпосчитать голоса и записать получившиеся цифры рядом с соответствующимипунктами.

К Е Й С — М Е Т О Д

Определение

Разработанный в Гарвардской школе бизнеса методобучения путем разбора реальных ситуаций. «Решить кейс» — проанализироватьимеющиеся обстоятельства и сформулировать оптимальный способ достижения цели.Кейс-метод позволяет переводить имеющиеся теоретические знания в сферупрактического применения.

Целииспользования

Развитие навыков анализа и поиска решений в реальныхили приближенных к реальности ситуациях.

Пошаговая методика

1.  Подготовьте описаниекейсов по выбранной теме.

2.  Расскажите, что этотметод — способ решения сложных проблем, не имеющих очевидного и однозначногоответа. Приведите примеры из реальной жизни (постановка врачом сложногодиагноза, проектирование парковой зоны и т. п.), в том числе как минимум одинпример, касающийся темы урока.

3.  Разбейте класс накоманды по 3—5 человек и раздайте подготовленные кейсы.

4.  Дайте время наознакомление с предложенной ситуацией. Удостоверьтесь, что каждая командапоняла суть ситуации и проблему, которую нужно решить. 5. Попроситепроанализировать ситуацию, сформулировав ключевые исходные данные и возможныепричины проблемы.

6.  Спросите, какойинформации команде не хватает для перехода к поиску решения. При необходимостипредложите провести дополнительное исследование ситуации — с помощью интернета,заранее подготовленной учителем литературы, «беседы с экспертом», опроса и т.п.

7.  Далее каждая командаповторно анализирует ситуацию и ищет способы решения проблемы, обсуждая разныеварианты.

8.  Из несколькихвариантов команда выбирает один, наиболее удачный, разрабатывает его болеедетально и представляет в классе.

9.  Другие команды задаютуточняющие вопросы, обсуждают предложенное решение.

10.     Послетого, как все команды представят свои решения, можно спросить всю группу, какиеидеи им понравились, вызвали наибольший отклик, какие вопросы и идеи у нихпоявились


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет