X-PDF

Педагогические технологии Педагогика сотрудничества

Поделиться статьей

Педагогикасотрудничества

Человек естьмера всех вещей.

Протагор

Педагогика сотрудничестваявляется одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов,вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Названиетехнологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которыхсоединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий,В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский,Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс,Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Как целостнаятехнология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, неимеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотнямстатей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии,составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтомупедагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию, являющуюся воплощением нового педагогическогомышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей вомногие современные педагогические технологии как их часть.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»:

По уровнюприменения: общепедагогическая.

По философскойоснове: гуманистическая.

По основному факторуразвития: комплексная: био-, социо-и психогенная.

По концепцииусвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации наличностные структуры: всестороннегармоническая.

По характерусодержания: обучающая +воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационнымформам: академическая + клубная,индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу кребенку: гуманно-личностная,субъект-субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая,диалогическая, игровая.

По категорииобучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации:

Педагогика отношений.

Гуманно-личностный подход кребенку.

Единство обучения ивоспитания.

Концепция сотрудничества

В «Концепции среднегообразования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместнойразвивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием,проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода ирезультатов этой деятельности.

Как система отношенийсотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения«учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя вкачестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепциисотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как осубъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процессадолжны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз болеестаршего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости);ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях«ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов,принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания,сотворчества, coy правления).

В рамках общешкольногоколлектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями,администрацией, ученическими и учительскими организациями; принципсотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей ируководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественнымии трудовыми организациями).

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничествавыделяются четыре направления:

—         Гуманно-личностныйподход к ребенку.

—         Дидактическийактивизирующий и развивающий комплекс.

—         Концепциявоспитания.

—         Педагогизацияокружающей среды.

 

Гуманно-личностный подходставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостнойсовокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главнымрезультатом школьного образования, критерием качества работы учителя,воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу кличности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитыеспособности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости,добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы ивозможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход кребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативнаяоснова личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяетследующие идеи:

—         новыйвзгляд на личность как цель образования, личностную направленностьучебно-воспитательного процесса;

—         гуманизациюи демократизацию педагогических отношений;

—         отказ отпрямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

—         новуютрактовку индивидуального подхода;

—         формированиеположительной Я-концепции.

 

Новый взгляд на личность представляютследующие позиции:

—         личностьпроявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценнаячеловеческая личность;

—         личностьявляется субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

—         личность -цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешнихцелей;

—         каждыйребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

—         приоритетнымикачествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь,трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

 

Гуманизация идемократизация педагогических отношений. Личностные отношенияявляются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательногопроцесса.

Гуманное отношение к детямвключает:

—         педагогическуюлюбовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

—         оптимистическуюверу в ребенка;

—         сотрудничество,мастерство общения;

—         отсутствиепрямого принуждения;

—         приоритетположительного стимулирования;

—         терпимостьк детским недостаткам.

Демократизация отношенийутверждает:

—         уравниваниеученика и учителя в правах;

—         праворебенка на свободный выбор;

—         право наошибку;

—         право насобственную точку зрения;

—         соблюдениеКонвенции о правах ребенка;

—         стильотношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, асоуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; неограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержаниемявляется отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства.Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообщевоспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественныхзапретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызыватьотторжения.

Ученье без принужденияхарактеризует:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

—         требовательностьбез принуждения, основанная на доверии;

—         увлеченность,рожденная интересным преподаванием;

—         заменапринуждения желанием, которое порождает успех;

—         ставка насамостоятельность и самодеятельность детей;

—         применениекосвенных требований через коллектив.

 

Суть нового индивидуальногоподхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебногопредмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей,которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей,которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовкаиндивидуального подхода включает:

—         отказ оториентировки на среднего ученика;

—         поисклучших качеств личности;

—         применениепсихолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности,направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительныхпроцессов);

—         учетособенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

—         прогнозированиеразвития личности;

—         конструированиеиндивидуальных программ развития, его коррекция.

 

Формирование положительной Я-концепции личностиЯ-концепция –это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, наоснове которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция -основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорнаяЯ-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективнойдеятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Яне нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты,способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает какодну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Дляэтого в первую очередь необходимо:

—         видеть вкаждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить внее («Все дети талантливы» — вот убеждение учителя);

—         создаватьличности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобышкольная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учитьсяпобедно!»;

—         исключитьпрямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, ненанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плохего поступок»);

—         предоставлятьвозможности и помогать детям реализовывать себя в положительнойдеятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

 

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий иразвивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальныеподходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей:

—         содержаниеобучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющаяцель школы;

—         обучениеведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

—         идетобъединение, интеграция школьных дисциплин;

—         вариативностьи дифференциация обучения;

—         используетсяположительная стимуляция ученья.

 

Совершенствование методов иформ учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых вавторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф.Шаталова, в идеесвободного выбора Р.Штейнера, в опережении С.Н.Лысенковой, в идее крупныхблоков П.М.Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А.Сухомлинского, развитииличности по Л.В.Занкову, в способностях творческих и исполнительскихИ.П.Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С.Выготского, в игре как средстведемократизации личности Д.Б.Эльконина, в современных идеях гармонизации игуманитаризации образования Е.Н.Ильина, Б.М.Неменского и др.

 

Концепция воспитания

Концептуальные положенияпедагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваетсявоспитание в современной школе:

—         превращениешколы Знания в школу Воспитания;

—         постановкаличности школьника в центр всей воспитательной системы;

—         гуманистическаяориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

—         развитиетворческих способностей ребенка, его индивидуальности;

—         возрождениерусских национальных и культурных традиций;

—         сочетаниеиндивидуального и коллективного воспитания;

—         постановкатрудной цели.

 

Идеология и технологияпедагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методовобучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

 

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничестваставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальныминститутам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена иорганизована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальнымиинститутами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья исоциальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяютсясовместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый планвыдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влиянияна общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота оподрастающем поколении — будущем всей страны.

 

Аналоги. «Педагогикасотрудничества» как проникающая технология широко применяется в работе учителейи целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можноуказать также известные школы и имена:

Агишева З.И. (Йошкар-Ола,Марий-Эл);

Жаренова Т.Н. (Лакинск,Владимирская обл.);

Англия: Саммерхилл(Педагогика свободы по А.Нейлу);

США: Бруклайн (Демократияв действии), Нью-Йорк («Справедливое сообщество» Л.Кольберга);

Швейцария: Иттиген(Вальдорфская школа).

 

Литература

1.      Амонашвили Ш.А. Здравствуйте,дети! — М.: Просвещение, 1990.

2.      Берулаева М.Н. Общедидактическиеподходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. — № 5.

3.      Ильин Е.Н. Путьк ученику. — М.: Просвещение, 1988.

4.      Концепция общего среднегообразования. — М.: ВНИК Школа, 1988.

5.      Кочетов А.И. и др. Экспериментпо программе воспитательной работы в школе. — Ярославль, 1994.

6.      Лысенкова С.Н. Когдалегко учиться. — М.: Просвещение, 1989.

7.      Селевко Г.К. Педагогическиетехнологии

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет