X-PDF

Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников

Поделиться статьей

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи .

— намечать план действий .

— отбирать способы решения поставленной задачи-

— добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем .

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников: (педагогические условия)

-развивать интересы в рамках всех занятий

-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.

Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста

-цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

-педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством

— человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития

-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре)

-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.

Методы:

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– наблюдение .

– рассматривание картин .

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений .

– за изменением и преобразованием объектов .

– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

– ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения .

– планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения .

– учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения .

– высокая умственная активность и самостоятельность детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи .

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

– очерковые .

– сюжетные.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

– упражнения .

– игровой метод .

– элементарные опыты .

– моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

– подражательного характера .

– конструктивного характера .

– творческого характера .

– игровые.

ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Рассказы воспитателя.

1.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

2. Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

3. Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

4. Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет