Пестрецова Т.А.
Студент 2 курса магистратуры,
Курский государственный университет
Россия, г. Курск
Педагогические условия развитиясоциальной активности сельских школьников
Аннотация:В статье рассматривается цель общеобразовательнойорганизации – формирование общей культуры личности обучающихся на основеусвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободамчеловека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здоровогообраза жизни [ФГОС ОО]. Такжек важным задачам общеобразовательного учреждения относится формированиесоциально ответственного поведения учащихся, их социальной активности,предупреждение рисков деструктивной деятельности.
Ключевые слова:формирование социальной активности личности, Развитие социальной активностиподростков.
Совершенствованиепроцесса формирования социальной активности подростков в деятельности сельскойобщеобразовательной школы определяется совокупностью педагогических принципов,организационно-педагогических условий создания оптимальной воспитательнойсреды, обеспечивающей развитие социально-ответственной личности [Арапов 2013].
Согласномнению М. О. Арапова, формирования социальной активности подростков вдеятельности сельской общеобразовательной школы является результативнымсредством воспитания социальной ответственности. Использование волонтерства вдеятельности сельской общеобразовательной школы позволяет осуществлять процессвоспитания подростков в различных социальных практиках.
Школав сельской местности является важной частью сельского социума. Т.В. Абрамовадает следующее определение сельской школы: «Понятие «сельская школа» -интегративное, охватывающее разнообразные общеобразовательные учреждения,различающиеся по видам деятельности, условиям функционирования, количествуобучающихся в них детей, национальному и социальному составу, социальномуокружению, территориальному расположению и другим признакам. Главное, что всехих объединяет, это то, что расположены и функционируют в сельской местности»[Абрамова 2017].
Дляформирования социальной активности подростков в сельской общеобразовательнойорганизации, необходимо ориентироваться на следующие педагогические принципы[Абрамова 2017]:
1.Гуманистическая ориентация. Условиями реализации данного принципа являются:добровольное участие подростка в той или иной социальной деятельности;предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия наподростков; учет интересов подростков, их индивидуальных особенностей.
2.Принцип личностного подхода. Признание ребенка субъектом воспитательногопроцесса и выстраивание взаимоотношений педагога и ребенка на основе сотрудничества.
3.Принцип деятельностного подхода. Осознанная включенность подростка в социальноактивную практическую деятельность, она направлена на преобразование социума всоциально-значимом направлении и обеспечивает личностное развитие.
Формированиесоциальной активности подростков в деятельности сельских общеобразовательныхшкол предполагает использование специальных методов и средств стимулированиясоциальной активности подростков, которые выделила в своих исследованиях Н.А.Соколова [Соколова 2015]:
–методыпроектной деятельности;
–методы познавательной и самообразовательной деятельности;
–методы, стимулирующие социальную активность
Сформированнаясоциальная активность подростков, их участие в социально значимой деятельностипозволяет разнообразить досуг учащихся сельских общеобразовательных школ инаправить их энергию и инициативу в полезное для общества и самих школьниковнаправление. Наряду с пользой для культурной жизни села и решения острыхсоциальных и экологических проблем, социально активная деятельность помогаетрешить и воспитательные цели — способствует развитию учащихся и достижению рядаличностных результатов, закрепленных во ФГОС
Списокиспользованной литературы
1. Развитие социальных эмоций у детей школьноговозраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 172с.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новыеинформационные технологии в дошкольном детстве. — М, Сфера, 2008.
3. Токарева Т. А. Изменение содержанияобразовательной деятельности в условиях нового федерального государственногостандарта 2016.