Управлениеобразования администрации
Зиминскогогородского муниципального образования
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад №11» г.Зима
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ
Формирование духовно-нравственных качеств личности удетей дошкольного возраста
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 3-6 лет
Авторы:
Тиминская С.В.,воспитатель;
Григорьева Е.Э.,воспитатель;
Алексеева И.В.,воспитатель.
г.Зима,
2020г.
Управление образования администрации
Зиминского городского муниципального образования
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа– Детский сад №11» Г. Зима
____________________________________________________________
665386 Иркутская обл. г. Зима, ул. Новокшонова 4«А»
тел. 89955432764
Утверждаю
ДиректорМБОУ
«Начальнаяшкола
Детскийсад №11»
__________Н.А. Лазеева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ
Формирование духовно-нравственных качеств у детейдошкольного возраста
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 3-6 лет
Авторы:
Тиминская С.В.,воспитатель;
Григорьева Е.Э.,воспитатель;
Алексеева И.В., воспитатель.
г.Зима,
2020г.
1. Паспорт проекта
1. |
Наименование проекта |
Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста |
2. |
Авторы |
Тиминская С.В., воспитатель; Григорьева Е.Э., воспитатель; Алексеева И.В., воспитатель. |
3. |
Категория проекта |
Практико-ориентированный |
4. |
Срок реализации |
3 года (с 2018-2021 г.) |
5. |
Участники |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников, педагог-психолог, инструктор по физической культуре |
6. |
Образовательная область |
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно — эстетическое развитие. |
7. |
Цель |
Создать условия для разработки и внедрения комплекса мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников. |
8. |
Задачи |
· Развивать мотивационную сферу дошкольников, формировать стремления подражать положительным героям сказок. · Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии. · Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни. · Разработать комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и патриотического воспитания детей. |
9. |
Ожидаемые результаты |
· Интегрировать мероприятия духовно-нравственного характера в образовательный процесс учреждения. · Проследить преемственность возрастных групп дошкольного и начального школьного уровня. · Создать серию мероприятий, которые будут формировать базис духовно-нравственных качеств дошкольников. · Создать учебно-тематический план по каждому подпроекту, картотеку и медиатеку мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников и просвещение родителей в данном направлении. |
2.Актуальность:
Дошкольныйвозраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высокихчеловеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложитьнравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательнымвлияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеивоспитания духовно-нравственных качеств личности. В этот период расширяется иперестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками,усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстникамидеятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, постигает мирчеловеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействиелюдей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации олюдях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнокприобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являяськультурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия иопределяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – поравоспитания человека и его души.
3. Подпроекты
Подпроект 1: «Сказка доброму научит» (участники:воспитанники младшего возраста, автор: С.В. Тиминская).
Подпроект 2: «Природа моего родного края» (участники:воспитанники среднего возраста, автор: Е.Э. Григорьева).
Подпроект 3: «Этот город самый лучший» (участники:воспитанники старшего возраста, автор: И.В.Алексеева).
4.Этапы подпроектов
Срок реализации: 3 года (2018-2021 гг.)
Подпроект: «Сказка доброму научит…» (1-ый год):
1. Организационно-подготовительный —изучение литературы, разработка подпроекта, проведение родительского собрания,анкетирование родителей.
2. Практический —реализация плана мероприятий подпроекта.
3. Аналитический —анализ работы, отчёт по реализации подпроекта.
Подпроект 2: «Природа моего родного края»(2-ой год):
1. Организационно-подготовительный —изучение литературы, разработка подпроекта, проведение родительского собрания,анкетирование родителей.
2. Практический —реализация плана мероприятий подпроекта.
3. Аналитический — анализработы, отчёт по реализации подпроекта.
Подпроект 3: «Этот город самый лучший…»(3-йгод)
1. Организационно-подготовительный —изучение литературы, разработка подпроекта, проведение родительского собрания,анкетирование родителей.
2. Практический —реализация плана мероприятий подпроекта.
3. Аналитический —анализ работы, отчёт по реализации подпроекта.
5.Ресурсноеобеспечение
Кадровые ресурсы:
Директор МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11» –осуществление общего контроля и руководства.
Заместитель директора по ВМР – аналитическаядеятельность, координация реализации проекта.
Воспитатели, муз. руководитель – реализация проекта.
Педагог-психолог – мониторинг эффективности реализациипроекта.
Инструктор по физической культуре – организация игр,спортивных развлечений, досугов.
Социальныересурсы сопровождение проекта: МБУК «ЦБС» Библиотека семейного чтенияим. Н.Войновской
МБУК«Историко – краеведческий музей»,
Доммузей поэзии
Библиотека– филиал №2
КИЦ«Спутник»
Свято-Никольскийхрам
МАУКгородской дом культуры «Горизонт»
МБОУДОД «Зиминская детская музыкальная школа»
МБОУДО «Зиминская детская художественная школа им.В.А.Брызгалова»
МАУККДЦ «Россия»
МБОУДОД «Зиминский дом детского творчества»
МБООДО «Детская – юношеская спортивная школа им. Г.М.Сергеева»
–экскурсии, тематические выставки, выступления специалистов, участие в тематическихконкурсах, мероприятиях массового характера.
6. Литература:
1. |
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 — №11. |
2. |
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004. |
3. |
Алябьева Е.А. «Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003. |
4. |
Бархатова А.Е. Воспитание культуры поведения//Д/в № 11. – М., 1989. |
5. |
Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. под ред. Виноградовой А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е издание. – М., 2008. |
6. |
Воронова О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольника. — Иркутск, 2006. |
7. |
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., Просвещение, 1980. |
8. |
Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие» |
9. |
Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. М. Мозаика – Синтез, 2006. |
10. |
Закон Божий для самых маленьких. |
11. |
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. |
12. |
Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире. – М., 2001. |
13. |
Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности. – М., 2010. |
14. |
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., Новая школа 1995. |
15. |
Образцов С.В. Так нельзя, а так можно и нужно. – М., 1978. |
16. |
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М., 1987. |
17. |
Первые шаги в православном храме. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. — 96с. |
18. |
Православие для детей. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2007. -392с. |
19. |
Потаповская О.М. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. |
20. |
Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности. — Учебное пособие, 2009 г. |
21. |
Соловцева И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике. – Волгоград, 2006 |
22. 23.
|
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973. Шорыгина Т.А. Беседы «О хорошем и плохом поведении» |
Приложение1
Учебно-тематическийплан подпроекта:
«Сказкадоброму научит.»
Младшийвозраст
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Познавательное развитие |
Беседы: ü «Добро не умрёт, а зло пропадёт» ü «Смелые глаза – молодцу краса» ü «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен» ü «Терпение и труд всё перетрут» ü «Ложь человека не красит» ü «Завистливый по чужому счастью сохнет» ü «Кто скоро помог, тот дважды помог» ü «Нет друга ищи, а найдёшь береги» ü Прогулки и наблюдения (тема недели, лексическая тема) 2.Дидактические и развивающие игры: ü «Чей домик?» ü «Помоги герою сказки». ü «Кто зайцу поможет?» ü «Кто добрый, кто злой?» ü «Посчитай козлят» 3.Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. 4. Мини — викторина «Загадки и сказки» 5. Занятия: ü «Поможем сказочным героям» ü «Доброе и злое в сказках» Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443 ü «Как звери живут в сказках»
|
Социально – коммуникативное развитие |
1.Театрализация сказок (в соответствии с тематическим планированием) 2. Сюжетно – ролевые игры: ü «Пойдём в гости к Пете-Петушку» ü «Научим козлят не бодаться» ü «Привезём зайчику подарки» ü «Построим Лисичке – сестричке дом» |
Речевое развитие |
1. Чтение сказок ü «Маша и медведь» ü «Петушок и бобовое зёрнышко» ü «У страха глаза велики» ü «Рукавичка» ü «У солнышка в гостях» ü «Заюшкина избушка» ü «Теремок» ü «Коза –дереза» 2. Рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц и коллажей. |
Художественно – эстетическое развитие |
1. Слушание музыкальных сказок 2. Слушание аудио сказок 3. Театрализованные игры 4. Рисование по сказкам (нетрадиционным способом) 5. Лепка с использованием природных материалов. 6. Аппликация из бумаги сказочных героев |
Физическое развитие |
1. Подвижные игры 2. Подражательные движения 3. Физкультминутки 4. Спорт. Развлечение «По дорогам сказок» |
Работас родителями воспитанников
№ |
Формы и методы работы |
1. |
Анкетирование родителей |
2. |
Круглый стол «Давайте познакомимся» |
3. |
Оформление родительского уголка в соответствии с темой подпроекта |
4. |
Участи родителей в творческом проекте: «Мой любимый сказочный герой» |
5. |
Консультации для родителей: «Вместе почитаем сказку на ночь» «Мультфильм, планшет, книжка» «Когда ребёнок плачет» «Вместе весело шагать» «Расскажите сказку» |
6. |
Участие родителей в творческих городских и всероссийских конкурсах |
Приложение2
Учебно– тематический план подпроекта:
«Природамоего родного края»
Среднийвозраст
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Познавательное развитие |
ü Беседы: ü Беседа «Ты-часть природы». ü Беседа «Деревья нашего края». ü Беседа «Как вести себя на природе». ü Беседа «Водоемы Иркутской области и их обитатели». ü Беседа «Насекомые». ü Беседа «О елях, березах, дубах и осинках — короткий рассказ в разноцветных картинках». ü Прогулки и наблюдения: ü Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе». ü Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной». ü Наблюдение за синичками. ü Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. ü Викторина «Растительный и животный мир Иркутской области». ü Организация мини – музея «Жемчужина Сибири». ü Занятия: ü «Как готовятся животные к зиме». ü «Хвойные деревья наших лесов». ü «Как звери живут». ü «Жалобная книга природы». 7. Дидактические игры: ü «Птицы нашего края». ü «Четвертый лишний». ü «Узнай по голосу». ü «Что едят птицы?». 8. Сюжетно-ролевые игры: ü «Семья», ü «Путешествие по городу», ü «Путешествие в прошлое», ü «Профессии города», ü «Больница». 9. Познавательные игры: ü Игра «Знатоки». ü Игра «Звонок в лесничество». ü Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…». ü «Прогулка по лесу». ü «Растительный мир Сибири». |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Труд в природе: установка кормушек для подкормки птиц. 2. Просмотр слайдов о животных Иркутской области «Экологическая азбука». 3. Высадка цветов на участке детского сада «Расти цветок». |
Речевое развитие |
1. Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой». 2. Подбор книг о природе родного края, о растительном и животном мире. 3. Конкурс чтецов «Тебе, мой город, посвящается!». |
Художественно-эстетическое развитие |
1. Слушание музыкальных произведений о нашем сибирском крае. 2. Прослушивание музыкальных этюдов. 3. Прослушивание музыки «Голоса леса». 4. Создание поделок из природного и бросового материала: ü «Сделаем сами своими руками». ü Из спичечных коробков, пластилина, крупы «Птичья столовая». ü Поделка из бросового материала «Зверюшки из пластиковых стаканчиков». ü Поделка из веточек и бумаги «Распустились первые листочки». 5. Рисование: ü Рисование «Птицы прилетели. ü Рисование «Цветы из Красной книги». ü Рисование на тему «Берегите природу!». ü Рисование «Не обижайте муравья. 6. Аппликации: ü Аппликация из крупы «Подсолнух». 7. Оформление коллажа «Люблю тебя, мой край родной». |
Физическая культура |
1. Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие. 2. Проведение спортивных игр в соответствии с временем года. 3. Спортивный праздник. |
Работа сродителями:
1.Анкетированиеродителей с целью выявления знаний по теме проекта (сентябрь).
2. Круглый стол «Знай и любиродной край» (совместная встреча родителей и детей) – октябрь.
3.Оформление родительскогоуголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение годаизменяется).
4.Участие в творческихгородских и всероссийских конкурсах по теме проекта.
5. Консультация для родителей«Учите детей любить природу» — октябрь.
6. Конкурсплакатов «Сохраним окружающий мир» — март.
7. Проведение трудовыхдесантов.
Приложение3
Учебно –тематический план подпроекта:
«Этотгород самый лучший…»
Старшийвозраст
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Познавательное развитие |
1.Проведение бесед по темам: v «История образования города Зима»; v «Улицы нашего города»; v «Предприятия г. Зима»; 6. Беседы познавательного характера на темы: v «Что я знаю о г. Зима?»; v «Быт и традиции»; v «Улицы родного города»; v «Дом — музей поэзии имени Е.А. Евтушенко»; v «Предметы старины»; v «Символика Зимы». 2.Проведение экскурсий: историко-краеведческий музей; дом-музей поэзии, дом ремесел. 3.Составление плана микрорайона, в котором находится детский сад. 4.Работа с картой города. 5.Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. 6.Интеллектуальный турнир между детьми подготовительной группы и учениками 1 класса школы №11» на тему «Мой любимый город». 7.Организация мини – музея в группе «Мой город Зима». 8.Дидактические игры на тему «Мой город»; v Игры – лото «История моего города», «Достопримечательности». Познавательные игры: «Прогулка по лесу», «Правила поведения в общественных местах», «Растительный мир Сибири». |
Социально-коммуникативное развитие |
1.Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению на темы: «Из окна наша улица видна», «Достопримечательности г. Зима», «Мой любимый город» и др. 2.Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта. 3.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Супермаркет», «Библиотека», «Почта». |
Речевое развитие |
1.Знакомство с творчеством Зиминских поэтов. 2.Подбор книг об истории родного города, о растительном и животном мире. 3.Конкурс чтецов «Тебе, мой город, посвящается!». |
Художественно-эстетическое развитие |
1.Слушание музыкальных произведений о нашем сибирском крае. 2.Пение песен о г. Зима. 3.Посещение концертов музыкальных и танцевальных коллективов. 4.Рисование на темы: v «Моя улица». v «Мой родной уголок» v «Достопримечательности моего города» v «Мои впечатления об экскурсии» v «Мой город в будущем» 5.Аппликации на темы: v «Улица моего города». v Коллективная аппликация «Микрорайон 2-й Строитель». v «Беречь природу – значит беречь Родину». 6.Оформление коллажа «Люблю тебя, мой город Зима». 7.Творческий марафон макетов и поделок на тему «Мой город». |
Физическая культура |
1.Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие. 2.Проведение спортивных игр в соответствии с временем года. 3.Знакомство с известными спортсменами города. 4.Спортивный праздник совместно с обучающимися школы «Мы-дружные ребята, надежные друзья». |
Работас родителями воспитанников
№ |
Формы и методы работы |
1. |
Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. |
2. |
Круглый стол «Знай и люби родной край» (совместная встреча родителей и детей). |
3. |
Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года обновляется). |
4. |
Участие в творческих городских и региональных конкурсах по теме проекта. |
5. |
Творческий марафон макетов и поделок на тему «Мой город». |
6.
|
Художественная мастерская: рисование плакатов и рисунков на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего». |
7. |
Создание листовок «Берегите свой город!». |
8. |
Проведение трудовых десантов. |
9. |
Встречи с представителями различных профессий. |
10. |
Спортивное развлечение: «Игры выходного дня» |
Заключительный этап (подготовительная группа)
Перспективы
1. Смотр– конкурс «Юный экскурсовод»
2. Краеведческаяигра «Родной свой край люби и знай!»
3. Проведениевыставки для родителей, детей, школьников, педагогов на тему «Наш город Зима»
4. ПроведениеНОД «Путешествие по родному краю».
5. Просмотрпрезентации «Мой город» (дети, родители)
6. Созданиемини-музея на базе учреждения «Этот город самый лучший…»
Приложение4
Преемственность
при реализацииподпроектов
