МБДОУ«Детский сад №31» г.Михайловск
Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников
«Чистота природы – чистота души»
Подготовила воспитатель:
Мауль Анастасия Львона
2023 г.
… есть такое твердоеправило, –
сказал мне позднее Маленький принц –
Встал поутру, умылся,
привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.
(Антуан де Сент — Экзюпери
«Маленький принц».)
Актуальность проекта:
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня всезнают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том,что большая часть населения земли оторвана от природы, потому что живет вгородах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все дальше«притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды иозера. Быстрый рост транспорта и городских хозяйств — способствуетвыбросам отходов разного рода, загрязнению атмосферы. Неразумное использованиеприродных ресурсов, массовые отдыхи на природе – все это приводит к уничтожениюприроды: загрязнению воздуха, почвы и воды, уничтожению растений, поломкедеревьев, кустарников.
Мы стараемся внести частичку природы в свои квартиры,чувствуя опасность остаться без общения с ней. Мы устаем от потока людей имашин, компьютера и телевизора и поэтому возникает желание выехать за город,любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной.
Объективная реальность сама по себе автоматически не формируетэкологическую личность, необходимо активное освоение содержания экологическойкультуры каждым человеком. Мы должны ввести детей в мир природы, научить ихкультуре общения с растениями и животными.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадимсегодня. Человек, охраняя природу, совершает благородное дело и тем самымоблагораживает самого себя. Он облагораживает свои чувства – доброту, уважениеи любовь ко всему живому на земле, ведь чистота природы – это чистотадуши. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Чистотаприроды – чистота души».
Воспитание современного ребёнка и его познавательныхспособностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогикиособенно в современных условиях, поскольку стране нужны личности ссозидательными и здоровыми привычками, с определенными ценностями.
Риски:
— низкая заинтересованность родителей;
— неготовность родителей участвовать в реализации проекта.
Пути преодоления рисков:
— Выбрать ответственных за выполнение отдельных направлений.
— Привлечь родителей к активному участию в проекте вместе сосвоими детьми.
— Провести родительские собрания, консультации поразъяснению задач по экологическому проекту.
Выводы:
Данный проект должен стать мощным импульсом к развитиютворческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихсяпроблемами детства.
Воспитание экологической культуры – это сложный и длительныйпроцесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично,во взаимосвязи с семьёй и педагогами МБДОУ.
Проект позволит углубить знания детей и родителей о природеродного края, пробудить у них основы патриотического воспитания, любви ибережного отношения к природе.
У детей сформируется определённая система ценностей,представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своегоздоровья от еёсостояния.
Наименование проекта |
« Чистота природы – чистота души». |
Тип и вид проекта |
Долгосрочный, комплексный. |
Основные разработчики |
Воспитатель МБДОУ. |
Исполнители проекта |
Педагогический коллектив МБДОУ, воспитанники и родители. |
Цель проекта:
Задачи:
Сроки реализации:
Этапы реализации:
Принципы реализации проекта: |
Формировать у дошкольников устойчивое желание бережного отношения к природе на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе в целом.
I. Оздоровительные задачи: 1. Охранять и укреплять здоровье воспитанников. 3. Учить детей правильно взаимодействовать с природой. 4. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности. II. Образовательные задачи: 1.Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. 2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. 3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах родного края. 4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры. III. Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. 2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними. Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность. 3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, Предложения с другими детьми. 4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром и влияние его на здоровье дошкольника.
Сентябрь 2022 – Май 2023 г.
1.Подготовительный (сентябрь 2022- октябрь 2022 г.)
2.Образовательный (октябрь 2022-март 2023 г.) 3.Обобщающий (март 2023 – май 2023г.)
В соответствии с ФГОС ДО проекта опирается на научные принципы ее построения: 1. Принцип развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на эколого – оздоровительное воспитание ребенка. 2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. 3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. 5. Принцип доступности предусматривает осуществление эколого – оздоровительной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. 6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. 7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности. |
Перечень форм и методов реализации проекта:
Практическая значимость:
Ожидаемые результаты:
Перечень программ, способствующих эффективности реализации проекта
Система организации контроля исполнений мероприятий проекта |
— Экологические, поисково-познавательные занятия. — Наблюдения и экологические походы. — Экологические сказки. — Познавательное чтение. — “Уроки доброты”. — Конкурсы и викторины, экологический КВН. — Природоохранные акции. — Продуктивная деятельность. — Экспериментальная деятельность. — Исследовательская деятельность. — Ведение календаря природы. — Экологические выставки и экспозиции. — День (неделя) экологического творчества. — Инсценировки и театрализации. — Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. — Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Проект рассчитан на понимание детьми, что человек — часть природы, каждый со своими индивидуальными особенностями, проблемами, интересами, способностями. Вовлечение детей в экологизацию учебно -воспитательного процесса, пропаганде здорового образа жизни, включая каждого ребёнка, в деятельность с элементами творчества и физической активности приведёт к пониманию окружающего мира, духовного, эмоционального понимания восприятия природы. Участвуя в выполнении этого проекта «Чистота природы – чистота души», можно развивать эмоционально — волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитать у детей заботу о своём здоровье, — понимание проблемы: здоровый «я» – здоровая нация.
Для воспитанников: Представленная информация была полезной? ДА 59.29% НЕТ 40.71% Проголосовало: 1130 — Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность. — Сформированность положительной мотивации на природу. — Освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности — Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. — Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей. — Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью. — Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности. — Совершенствование предметно – развивающей среды.
Для педагогов: — Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ. — Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. — Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-оздоровительному направлению. — Совершенствование предметно – развивающей среды — Личностный и профессиональный рост. — Самореализация. Для родителей: — Повышение уровня экологического сознания. — Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы. — Формирование осмысленного подхода к сохранению собственного здоровья и здоровья ребенка.
Программа С.Николаевой «Юный эколог» Программа «Детство»
Тестирование. Участие в городских конкурсах. Выставка рисунков, поделок. Контроль исполнения мероприятий осуществляет родительский совет. Общее собрание.
|
1 этап – подготовительно – проектировочный:
Срокипроведения: сентябрь 2022- октябрь 2022 г.
-изучить запросы родителей, педагогов дошкольного учреждения,
-изучить литературу, документы,
-создать стратегическую команду для реализации проекта,
-изучение возможностей и потребностей всех участников проекта,(мониторинг, анкетирование и т.д.)
-распределить обязанности между членами рабочей группы,
— подготовка материала.
2этап – основной: октябрь 2022-март 2023 г.
Дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
октябрь
|
— Экспериментальная деятельность: «В какую почву лучше посадить растение?»
— Исследовательская деятельность: «В чём нуждается растение?»
— Просмотр презентации, беседа «Птицы и животные леса?»
— НОД «Как нужно вести себя в лесу?».
— Наблюдение на прогулке за тем, как просыпается природа. Слушание пения птиц. -Творческая мастерская поделок «Синичкин день»
|
-Родительское собрание «Чистота природы – чистота души» с целью привлечения родителей к участию в проекте.
— Провести беседу с родителями (с предварительным анкетированием) «Берегите природу».
|
ноябрь |
— Работа воспитанников в уголке природы группы.
— Экспериментальная деятельность: «В какую почву лучше посадить растение?»
— Просмотр презентации, беседа «Редкие и исчезающие животные и растения». — НОД о «Взаимосвязи в природе человека, животных, растений». -Участие во всероссийской олимпиаде «Знатоки осени» |
— Консультация «Как проводить наблюдения в природе».
— Сбор бросового материала: пластиковых бутылок, (для оформления изготовления кормушек, изготовления поделок «Вторая жизнь мусора»)
— Круглый стол. Разработка «Правил поведения в окружающей среде»
|
декабрь |
-Экспериментальная деятельность: «Человек и растение».
— НОД «О красоте окружающей нас природы».
— Участие в акции «Покормите птиц зимой».
— Экологическая оздоровительная экскурсия в парк.
— Презентация «Красная книга — символ надежды». Беседа, обсуждение.
— Изготовление кормушек из коробок от молока, подарочных коробок — НОД «Правила поведения в окружающей среде: на улице, на природе, дома и на даче».
|
— Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности «Изготовление кормушек для птиц».
-Домашние задание: наблюдения за зимними изменениями в природе (природа «заснула», птиц стало меньше, исчезли насекомые)
-Консультации «Домашняя экология», — «Экология жилища».
— Ознакомление с путевками выходного дня.
|
январь |
— НОД «Почему исчезают животные?»
— Составление рассказа по картине «Высаживаем цветы в горшки»
— Наблюдение за цветами. (прижились или нет, цвет листьев, влажность почвы) -Изготовление поделок для конкурса «Вторая жизнь мусора» |
-Домашние задание: изучить особенности питания зимующих птиц
— Оформление выставки рисунков «Зимующие птицы» |
февраль |
-НОД о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
-Рисование редких исчезающих животных, занесенных в «Красную книгу Ставропольского края».
-Чтение художественной литературы: Чем дятел зимой кормитсяАвтор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
— Участие воспитанников в трудовом десанте «Мы за чистый двор». — Рисование загрязнения окружающей среды — воды, почвы и воздуха.
|
-Изготовление папки-передвижки «Животные и птицы Красной книги Ставропольского края»
— Домашние задания: наблюдения за ростом комнатных растений. -Витаминизация. Чай из ромашки и шиповника. — Приобретение плакатов, листовок с природоохранным содержанием. |
март |
— НОД «Поговорим о труде дворника», — «Кто любит животных, тот не может быть злым».
— Создание макета «Будущего нашего города». -Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
— Заучивание стихотворений «Давайте станем дружненько природу защищать!» Алексея Ершова. Аппликация «Первые цветы» — НОД «Правила поведения в окружающей среде: на улице, на природе, дома и на даче». — Рисование «Лесные пожары».
|
— Оформление фото — стенда «Отдыхаем в любимых местах нашего города».
— Участие родителей вместе с детьми в городских акциях «Нет мусору!» «Сделаем дворы чище и уютнее.»
— Родительское собрание «Отдыхаем в любимых местах нашего города». |
3этап – заключительный: подведениеитогов по проекту март 2023 – май 2023г
— Итоговое занятие «Планета Земля в опасности».
— Презентация проекта «Наша планета в опасности».
— Экологический викторина «Пернатые и лохматые».
— Интервью с воспитанниками «Что думают воспитанники обокружающем мире?»
Оценка результатов и отчетность:
Результаты проведенной работы показали, что уровень развитиявоспитанников по окончанию работы над проектом стал значительно выше. Обучаядетей, использовались все доступные формы и методы работы.
Благодаря комплексной работе над проектом у детей появилосьответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью. Умения и навыки экологической культуры и природоохранной деятельностивоспитанников стали значительно выше. Многие из ребят научились самостоятельнонаходить решения в сложных ситуациях, даже давали советы своим старшимсестрёнкам, братишкам и родителям.
В стороне не остались семьи воспитанников. Родители началипроявлять искренний интерес к жизни детского сада, выражать восхищениерезультатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживатьсвоего ребенка. Оказывая большую помощь в реализации проекта, у родителейзначительно повысился уровень экологического сознания.
Работа над проектом позволила значительно обогатить средугруппы. Считаю, что благодаря реализации проекта удалось повысить эффективностьобразовательного процесса в целом, так как проводимая работа охватывала собойразличные разделы и направления воспитания и обучения ребенка.
Совместная деятельность сблизила педагогов, родителей и детей, подружиласемьи, сделала атмосферу общения более доверительной, тёплой идоброжелательной.
Опыт реализации данного проекта можно презентовать средипедагогов МБДОУ, группа приняла участие в муниципальном экологическом конкурсе«Вторая жизнь мусора».
Экспериментальная деятельность: «Вкакую почву лучше посадить растение?» помогла воспитанникам выявить свойстваземли.
Исследовательская деятельность: «Вчём нуждается растение?» подвела детей к выводу о необходимости влаги, тепла исвета для роста растений, и зависимости их развития от солнечного освещения.
Работая над экспериментом «Человек и растение», ребята осознали,насколько растению необходим уход человека.
Воспитанники радовались новому появившемуся росточку, судовольствием наблюдали за движением растений, тянувшихся к свету, ухаживали заними. Значительно расширились представления детей о живой природе. Ребятастали более наблюдательными, у них привились навыки квыращиванию и уходу за растениями. Узнали о роли растений в закрытомпомещении.
На НОД «Поговорим о труде дворника», «Кто любит животных,тот не может быть злым» воспитанники узнали о исчезающих животных и птицахСтавропольского края, о способах поддержания численности птиц зимой и видахпитания птиц. Воспитанники с интересом составляли рассказ по картине «Высаживаемцветы в горшки».
Аппликация «Первые цветы».
Рисование «Лесные пожары», «Исчезающиеживотных, занесенных в «Красную книгу» Ставропольского края»,«Зимующие птицы»
Рисование воспитанниками «Видов загрязненияокружающей среды — воды, почвы и воздуха», «Лесных пожаров», «Видов загрязненияокружающей среды — воды, почвы и воздуха
Родители вместе с ребятами с большим удовольствиемподготовили замечательные поделки к выставке «Вторая жизнь мусора»,«Папка передвижка Красная книга Ставропольского края». Папы наших воспитанниковсделали удобные кормушки, для того, чтобы в зимние холодные дни мы с ребятамиподкармливали зимующих птиц.
Фотовыставка, подготовленная кродительскому собранию «Отдыхаем в любимых местах нашего города» помогласемьям воспитанников рассказать о том, где они любят отдыхать, какиенаблюдения проводят в парке, степи, водоёмах, на дачном участке.
Теплая беседа за «Круглым столом» и чашечкойчая помогла родителям совместно с педагогами разработать «Правила поведенияв окружающей среде».
Трудовой десант «Мы за чистый двор», поддевизом: Помогая природе, мы помогаем себе!
На открытом просмотре занятия, с помощью макета«Будущего нашего города», сделанного своими руками из бросовогоматериала наши воспитанники поделились с ребятами из других групп и родителями о наших планах и мечтах, рассказали о том, чтомы можем сделать, чтобы наш родной город стал лучше и чище.
Родители решили поддержать ребят и приняли участие в акциях Нетмусору!», «Сделаем дворы чище и уютнее». Во дворах города на детскихплощадках появились яркие матрешки, различной конструкции машины, высокиепальмы, необыкновенно красивые цветы, да много чего интересного.
Главное, что всё делали с любовью, заботой о природе и животных,детей все радовало и удивляло.
На экологическом оздоровительном походе в парк воспитанникис удовольствием соревновались, играли в подвижные игры, любовались красотойприроды, рассказывали о деревьях, убирали полянку от мусора, и самоеглавное, вспомнили о том, что «Для города каждое дерево дорого», поэтомуранней весной решили посадить во дворе домов новые саженцы.
Воспитанники группы с увлечением выполняют поделки из природногоматериала.
На итоговом занятии «Наша планета в опасности» ребятаговорили о причинах опасности нашей планете, и о том, что нужноделать, для сохранения нашей природы, вспомнили правила поведения в окружающейсреде. И самое главное правило, что, всегданужно начинать с себя, со своей улицы, со своего города. Итогда наша планета будет чистой.
По окончании проекта было решено приобрести ростки деревьев ицветов и украсить дворы — для того, чтобы они посадили их и с любовьюухаживают за ними.
Эти ростки будут расти вместе с воспитанниками, а нашародная Земля процветать! Наши мечты и дела, совместное творчество педагога,родителей и воспитанников стали маленькими шагами способными зажечь горожан, неоставаться равнодушными к экологическим проблемам нашего города.
Используемая литература:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Времясобирать мусор.
2. Экологическая школа. Рыжова Н.А доктор педагогических наук,«Мир природы и ребенок». Под редакцией Л.М. Маневцовой и П.Г.Саморуковой.
3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросовогоматериала.
4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитаниюдошкольников.
5. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет.Практическое пособие.
6. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современнаятехнология экологического образования дошкольников.
7. Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам. Уроки экологии.Демонстрационный материал формата А4, 2014 г.
8. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологическиезанятия с детьми 5-7 лет,
9. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н.Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.2. Голицына Н.С. Экологическоевоспитание дошкольников.
10.Прогулки в природу: учебное мед. пособие В. А. Шишкина, 2003год.
11.Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическоепособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.3. Иванова А.И. Живая экология: Программаэкологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
12.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок.
13.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детскомсаду. Сценарии занятий.
14.Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников -2008. — № 2. — С. 47-49. Костюченко М.П.