МАОУ«СОШ№132» имени Н.М. Малахова г. Барнаула
Педагогическийпроект
«Система работы учителя по формированию техники иноязычного письма в начальной школе»
Г.Барнаул
2023год
Автор:Кравченко Ирина Игоревна, учитель иностранного языка
1. Краткаяаннотация проекта
Настоящий проект посвящён проблемеформирования у школьников навыков техники иноязычного письма на начальном этапеобучения.
Практико-ориентированный проект рекомендован в качествеметодического пособия для учителей английского и немецкого языков, работающихво 2-4 классах, по развитию навыков техники иноязычного письма.
Стандарты нового поколения устанавливают требования к результатамобучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общегообразования. Эти требования включают,в том числе и освоение навыками техники иноязычного письма.
2. Обоснованиенеобходимости проекта
Актуальность данного проектазаключается в значимости исследуемой проблемы и необходимости поиска путей преодолениятрудностей, с которыми неизбежно сталкиваются школьники начальных классов приовладении графической и орфографической системами изучаемого иностранногоязыка.
Письменная форма общения всовременном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Являясь сложнымречевым умением, письмо обеспечивает общение людей посредством графическихзнаков. Овладеть умениями письменной речи невозможно без освоения еетехнической стороны.
Анализ научных источников иметодических изданий показал, что проблема обучения технике иноязычного письмавызывает больший интерес методистов, занимающихся решением теоретическихвопросов, и разных категорий учителей, как начинающих свой профессиональныйпуть, так и имеющих большой опыт практической деятельности. Это связано с тем,что процесс формирования навыков техники иноязычного письма происходит вусловиях начальной школы, в которой необходимо учитывать не только возрастныеособенности обучаемых, но и малое количество учебного времени.
Формирование технических навыков письмаимеет большое педагогическое значение и требует от учителя знания особенностейорганизации этой работы, её основных принципов, а также владения обучающимиприемами, способами предупреждения и коррекции ошибок.
Все вышеизложенное требует поискаметодических решений, чем и поясняется актуальность исследуемой проблемы ивыбор темы педагогического проекта.
3. Цельи задачи проекта
Цель проекта:рассмотреть особенности формирования технических навыков иноязычного письма.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть цели и содержание обучениятехнике иноязычного письма;
2) охарактеризовать подходы к обучениютехнике иноязычного письма;
3) описать приемы формирования техническихнавыков иноязычного письма;
4) разработать комплекс упражнений и заданийпо формированию навыков техники иноязычного письма.
4. Основное содержание проекта
Являясьсложным речевым умением, письмо обеспечивает общение людей посредствомграфических знаков. Овладеть умениями письменной речи невозможно без освоенияее технической стороны. Техника письма является средством обучения иноязычнойречи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.
Техникаписьма – это совокупность основных начертательных средств (буквы,буквосочетания) для изображения на письме звуков и звукосочетаний.
Обучение технике письма в иностранном языке – этоовладение графикой, каллиграфией, орфографией и пунктуацией изучаемого языка.
Техника письмаимеет большое воспитательное значение, поскольку развивается навык культурыработы, внимание, трудолюбие и аккуратность.
Обучаяшкольников технике иноязычного письма, учитель воспитывает у них добросовестноеи старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительноеотношение к иноязычной культуре.
4.1 Цели и содержаниеобучения технике иноязычного письма
Техника письма играет большую роль изанимает ведущее место при изучении иностранного языка, так как она позволяетобучающимся в учебном процессе обеспечить фиксацию языкового и речевогоматериала, который они усваивают, и его лучшее запоминание.
Базовые навыки в области техники письма формируются наначальном этапе обучения. Это отражено в нормативных документах, регулирующих обучениеиностранным языкам в начальной школе. Так в ФГОС НОО в разделе «Письменнаяречь» прописаны следующие требования: закрепление орфографических навыков;использование письма как графической опоры при развитии умений некоторых видовречевой деятельности.
Основнаяцель начального этапа обучения заключается в том, чтобы заложить основытехники письма (формирование каллиграфических, графических, орфографических ипунктуационных навыков) через ознакомление учащихся с написанием букв,тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написаниепредложений, содержащих усвоенное.
Вначальной школе овладение графикой и орфографией является целью обучения, вдальнейшем техника письма рассматривается как важное средство в изучении языка:оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического)и развитию умений во всех видах речевой деятельности.
Всвязи с этим, письмо рассматривают как важное средство в изучении языка, оноиграет важную роль в обучении иностранным языкам.
Рассмотрим содержание обучения технике письма.
На различных этапах содержание обучения письмубудет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идтипутем от простого к сложному.
Основной этап формирования техники письмаприходится на период обучения в начальной школе.
Содержание обучения технике иноязычного письмаможно представить в наглядном виде:
Следуетотметить, что обучение технике письма вызывает наибольшие трудности в начальнойшколе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25–30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Все эти трудности следует учитывать и учителю иностранного языкапри обучении технике иноязычного письма на начальном этапе.
4.2 Подходык обучению технике иноязычного письма
Рассмотрим подходы к формированиютехнических навыков иноязычного письма.
Чтобы правильно обучать школьниковиноязычному письму, надо знать, как у них формируются графические навыкиписьма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этихнавыков.
Обратимся к вопросу обучения графике.
В латинском алфавите много букв,общих с русским алфавитом. Учащимся нужно показать, что многие буквы они умеютписать. Однако в практике обучения графике, как правило, нетдифференцированного подхода. А такой подход необходим.
Дифференцированный подход к овладениюграфикой позволяет реализовать межпредметные связи и создавать у учащегосяположительный настрой на изучение иностранного языка, показывая ему, что, покрайней мере, половину букв он уже умеет писать.
При обучении графической стороне письма решаются задачи:
1) знакомства с алфавитом;
2) овладения звукобуквенными соответствиями;
3) установления связи между разными вариантами произношения каждой буквы.
Каллиграфия (от греч. kalligraphia — красивыйпочерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв иразборчивому письму.
Обучение каллиграфии иностранного языка основывается нанавыках, приобретенных в процессе обучения письму на родном языке в начальныхклассах. Однако родной язык можетинтерферировать и тормозить овладение каллиграфией, когда в иностранном языкеесть буквы, отличные по своему образу в целом от букв родного языка, носодержащие ряд похожих элементов. В этом случае рекомендуется прибегать кэлементному письму. Им пользуются и тогда, когда наблюдается смешениеначертаний внутри изучаемого языка.
Для наглядного различия похожих элементов можно использоватьразличного рода группировки прописных букв, например: q, y, j (общийэлемент – нижняя петля); а, с, о (общий элемент – округлая линия); b, l, d (общийверхний элемент).
Процедура обучения написанию буквы может быть представленаследующим образом:
— демонстрация буквы в изолированном положении;
— демонстрация отдельных ее элементов;
— пояснение разницы между схожими буквами иностранного языкаили
иностранного и родного языков во избежание путаницы;
— демонстрация движения руки при написании каждой буквы;
— показ способа соединения данной буквы с предшествующими или
последующими буквами;
— демонстрация буквы в словах, написанных прописью.
Если следовать в соответствии с этой процедурой, то ошибки вкаллиграфии можно в значительной степени предупредить.
Педагогу важно обратить внимание обучающихся на то, чтокачество почерка зависит от отчетливости написания отдельных букв исловосочетаний, наклона букв, способа соединения букв между собой.
Таким образом, формирование графических и каллиграфическихнавыков иноязычного письма у обучающихся является важнейшей составляющейтехники письма школьников.
Несформированная графика и каллиграфия на начальном этапеобучения может привести в дальнейшем (на старшей и средней ступенях) ксерьезным затруднениям у учеников при овладении орфографическими навыками, атакже умениями письма как продуктивного вида речевой деятельности.
Перейдем к рассмотрению вопросов обучения орфографии, которуюрегулируют специальные принципы: фонетический, морфологический и традиционный.
Фонетическийпринцип означает, что нужно писать слово так, как оно читается. Опорой для написанияявляется произношение.
Согласноморфологическому принципу морфема на письме в родственных словах или формахсохраняет единый графический образ независимо от фонетических условий;
Историческийили традиционный принцип, при котором написания отражают исчезнувшие нормыпроизношения, различные орфографические приемы, либо вообще являются случайныминаписаниями, традиционно закрепившимися.
Визучаемых в школе иностранных языках можно найти отражение всех указанныхпринципов, однако в каждом из них какой-то преобладает. Например, в английскомязыке большое место в написании слов занимает исторический или традиционныйпринцип, а в немецком языке – морфологический принцип.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительныйпроцесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами,образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могутиспользовать теоретические знания для обоснования написания слова, то естьдействовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенныморфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умениясоставляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, вкакие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Приобучении орфографии нужно помогать учащемуся приемами запоминания слов. Самученик не всегда может справиться с этой трудной задачей.
Приобучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов уучащихся следует вырабатывать привычку не «срисовывать» слово буква за буквой,а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить и писать по памяти.Это развивает зрительную память (без чего практически нельзя научиться грамотнописать), учит правильному написанию и ускоряет темп списывания, способствуетлучшему запоминанию слов как лексических единиц, т.к. слово прочитывается просебя и вслух, удерживается в кратковременной памяти и записывается.
Присписывании предложений следует приучать учащегося сначала прочитатьпредложение, внимательно посмотреть на него, а затем писать по памяти. Еслипредложение длинное, то писать по памяти можно смысловыми кусками.
Целенаправленноеформирование орфографических навыков и их использование при выполненииписьменных упражнений для лучшего усвоения правил чтения, лексики, грамматики иустной речи создает благоприятные условия для расширения знаний, формированиянавыков и речевых умений в ходе самостоятельной работы в классе и дома.
Такимобразом, овладение орфографическими навыками техники письма на урокахиностранного языка является неотъемлемой частью изучения языка.
Рассмотрим подходы к обучению пунктуации.
Пунктуация – это система правило расстановке знаков препинания при письме. Основное назначение пунктуации -указание на смысловое членение речи.
Задачей изучения пунктуацииявляется усвоение школьниками пунктуационных правил и овладение умениемприменять их на письме.
Пунктуацию часто рассматривают вкачестве объекта поверхностного изучения в процессе овладения навыкамиписьма, но, как и правила орфографии, правила пунктуации не должныигнорироваться.
Пунктуация и правописаниевызывают у большинства людей больше проблем, чем любой другой аспект письма. Ноисключать их нельзя – их цель донести смысл высказывания. Паузы,ударения и интонация, которые есть в речи, должны быть переданы на письме черезразличные знаки препинания.
Определенные знакипрепинания всегда используются, чтобы добиться определенной цели. Но ихосновная задача – это сделать письменное высказывание понятным, логичным изаконченным.
Учитывая характер пунктуации, ееизучение следует тесно связать с письмом и чтением. Необходимо обращатьвнимание учеников на роль знаков препинания в изложении и понимании письменныхтекстов. Для правильного чтения текстов вслух ученик должен знать основныезнаки препинания, их употребление и влияние на интонационный строй речи. Приписьме же важно понимать синтаксический строй, уметь анализировать правилапостановки знаков препинания.
Одной из самых благоприятных темдля изучения пунктуации является написание различных писем – эта тема поспирали проходит от начального уровня изучения иностранного языка до самогопродвинутого. Пунктуация вовсе не требует от учителя отклонения от основных темили какого-то повышенного внимания. Правила постановки знаков и их изучениемогут быть органично вписаны в урок с учетом изучаемого материала.
Таким образом, мы пришли квыводу, что формирование графических, каллиграфических, орфографических ипунктуационных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку являютсяважнейшими составляющими техники иноязычного письма.
4.3. Приемы формирования техническихнавыков иноязычного
письма
Основными средствами формирования навыков иноязычного письма являются упражнения изадания. В упражнении всегда есть цель. Упражнение направлено насовершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должнопредусматривать многократность.
Важно, чтобы каждое упражнениеформировало соответствующий навык или одно из его качеств, развивало какое-либоумение, достигало какой-то промежуточной цели в этих процессах.
В отличие от упражнений, заданияполноправно включаются и в организационные моменты занятия, и в объяснениеучебного материала, и в педагогическую рефлексию. Задание может включать одновременнонесколько упражнений. Задания можно давать поэтапно, «от простого к сложному»и наоборот. Изученный материал должен повторяться в последующих уроках идополняться новым.
В современной методике процессобучения технике иноязычного письма рассматривается как непрерывная цепочкапоследовательно выполняемых упражнений и заданий. Качество выполнения сказывается на успехе овладения письмом на иностранном языке.
Упражнения и задания реализуют самыеразнообразные приемы обучения, создают благоприятные условия для развитияписьменных навыков и умений на иностранном языке.
Задания и упражнения тесно связаныдруг с другом и образуют комплекс. Можно сказать, что комплекс заданий иупражнений лежит в основе системы обучения технике иноязычного письма ипредставляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся,направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков иумений.
Говоря об обученииписьму, мы имеем в виду технику письма,которая складывается:
1) из овладения графикой икаллиграфией. Примеры упражнений:
напишите букву несколько раз, причемкак заглавную, так и прописную, расположите буквы в алфавитном порядке изапишите их;
2) овладения орфографией: найдитезвук и соответствующее ему буквосочетание, запишите и прочитайте их; выберитеиз списка слова, которые читаются не по правилу, вставьте недостающие буквы,спишите текст.
3) овладение пунктуацией: расставьтезнаки препинания.
Мноюбыло проанализировано содержание обучения технике письма в УМК по немецкомуязыку для второго класса «Первые шаги» (Бим И.Л., Рыжова Л.И.), входящий вФедеральный перечень рекомендованных учебников.
Врезультате проведенного анализа было выявлено, что упражнения, направленные наобучение технике письма представлены в каждом уроке. При этом авторы УМКрекомендуют выстраивать работу по аналогии с обучением письму на родном языке.
Вучебнике наряду с печатным вариантом дается рукописный вариант изучаемой буквы.Предусматривается сравнительный анализ немецких букв с русскими, например:«Какие из этих букв похожи на русские? Какая буква для вас совсем новая?».
Накаждом уроке учащиеся выполняют письменные задания в рабочей тетради. Рабочаятетрадь построена по принципу учебника, но в нее также включены задания,направленные на запоминание значения слов и их правильного написания.
Работапо формированию графического навыка состоит из четырех этапов.
1. Визуальное знакомство и устный анализэлементов буквы,
сравнение с русской графической системой;
2. Написание буквы (прописной, строчной,чередование
прописной и строчной);
3. Узнавание буквы в ряду других букв;
4. Написание буквосочетаний и слов.
Посколькумелкая моторика у младших школьников недостаточно хорошо развита, в УМКвключены такие задания как «Соедини буквы», «Дорисуй рисунок и раскрась»,позволяющие подготовить руку к письму.
Вовтором классе основными заданиями, направленными на формирование навыковписьма, являются дописывание букв, буквосочетаний и слов, например: «Допишибуквосочетания и слова до конца строки», списывание предложений, текстов, атакже самостоятельное написание текстов.
Вдальнейшем ученики переходят от простых заданий на списывания к заданиям разнойстепени сложности, требующих творческого подхода к решению поставленных в нихзадач. Примерами таких заданий являются следующие: озаглавить смысловые отрезкитекста, написать вопросы к тексту, ответить письменно на вопросы, составитьплан сообщения (4 класс).
Важнуюобучающую функцию выполняют письменные работы, связанные с прочитанным текстом.Использование письма очень помогает лучшему пониманию текста и формулированиюмыслей. Большинство заданий в УМК носят игровой характер, что стимулируетинтерес к иностранному языку и повышает эффективность усвоения материала,например: «Соедини каждую большую и маленькую буквы. У тебя получится ёлочка».
На основепроведенного анализа УМК «Первые шаги» можно сделать вывод о том, что данныеУМК содержат разнообразные упражнения, направленные на формирование техническихнавыков немецкоязычного письма. Однако количество этих упражнений недостаточно для целенаправленной работы по формированию искомых навыков. Кроме того,представленные в УМК упражнения однотипны и не отличаются вариативностью.
В связи с этиммною была предпринята попытка разработать специальный комплекс упражнений изаданий по формированию навыков техники немецкоязычного письма.
Данный комплексразработан самостоятельно на основе изученной литературы, а также в него вошлиотдельные упражнения, взятые из проанализированного УМК «Первые шаги».
Комплекс включаетв себя упражнения, направленные на формированиеследующих навыков:
— графических(различение букв и звуков, членение слов продуктивного минимума на слогипосредством звукобуквенного и слогового анализа);
—каллиграфических(начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном ипрописном вариантах);
—орфографических(группировка слов по определенным признакам: запись в два столбика слов сдолгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами);
-пунктуационных (написание личного письма по данному образцу).
Специальныйкомплекс упражнений использовался в ходе пробного обучения, организованного на базе МАОУ «СОШ №132 имениН.М. Малахова» города Барнаула.
Пробное обучение проводилось при соблюдении следующих условий:естественные условия обучения, соответствие требованиям действующей рабочейпрограммы, одинаковый контингент учащихся, один учитель.
В работе приняли участие ученики вторых классов: 15 учеников 2Б и15 учеников 2В классов. Обучение проводилось в три этапа: начальный,основной и заключительный.
На начальном этапе были выбраны контрольная и экспериментальнаягруппы. Выбор групп осуществлялся на основе анализа успеваемости учеников попредмету «Немецкий язык». Основанием для определения однородности групппослужили оценки учащихся за первую четверть текущего года. Средний балл вгруппах составил во 2 Б классе – 4,1 и 4,3 – во 2 В классе.
Качественный анализ показал, что в группе 2 Б класса четвероучащихся имели оценку «5», девять учеников – «4» и двое – «3». В группе 2 Вкласса семь учащихся успевали на «5», шестеро на «4» и двое на «3».
Сравнивая результаты двух групп, мы сделали вывод о том, чторазрыв по итогам первой четверти в этих группах незначителен (см. рис. 1).Исходя из этого, мы выбрали группу 2 Б класса в качестве экспериментальной, агруппу 2 В класса – в качестве контрольной.
.
Рисунок 1 – Итогипервой четверти по немецкому языку во 2Б и 2В классах
На этом этапе пробного обучения также былиопределены условия проведения работы и исходный уровень сформированноститехнических навыков иноязычного письма у учащихся. С этой целью использовалисьдва задания. В первом учащимся нужно было расположить печатные буквы валфавитном порядке и записать их в тетрадь прописными буквами в течение 10минут. Второе задание было связано с написанием ответного письма по заданномуобразцу. На это задание отводилось 20 минут. Задания оценивались покритериям, представленным в Таблице 2.
Таблица 2.
Уровни сформированности навыковтехники иноязычного письма
Уровни |
||
Низкий 1-2 балла |
Средний 3-4 балла |
Высокий 5 Баллов |
Не владеет каллиграфическими и графическими навыками; |
Частично владеет каллиграфическими и графическими навыками; |
Отлично владеет каллиграфическими и графическими навыками; |
Продолжение таблицы 2.
Не знает правила пунктуации и орфографии. |
Знает частично правила пунктуации и орфографии. |
Знает отлично правила пунктуации и орфографии: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
Таким образом, за два правильно выполненных задания учащийся могполучить максимальное количество баллов –10. Низкий уровень письменнойкомпетенции составляет меньше 6 баллов, средний уровень – от 7 до 8 баллов, высокий– от 9 до 10 баллов.
Результаты выполнения заданий, наглядно представленные в диаграмме(см. рис. 2), свидетельствуют о том, что разница средних баллов и уровнясформированности навыков техники иноязычного письма в группах небольшая.
Рисунок 2 – Уровеньсформированности навыков техники письма
На втором этапе пробного обучения вэкспериментальной группе учащихся на каждом уроке проводилась апробацияразработанного комплекса упражнений и заданий. Во 2В процесс обученияпротекал без изменений. Этот этап был самым продолжительным по времени исоставил две учебные четверти. В работе использовались все компоненты УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»: программа, книга дляучителя, учебник и рабочая тетрадь.
На заключительном этапе проводилсяитоговый контроль и анализ уровня сформированности навыков техники иноязычногописьма в контрольной и экспериментальной группах. Учащиеся выполняли двазадания, аналогичные по форме тем, которые предлагались им на начальном этапе.
Задание 1. Прочитай вопрос и ответ,вставь пропущенные буквы и запиши в тетрадь.
Задание 2. Напиши письмо своемуновому другу, в котором, расскажи о себе все, что можешь. Попробуй такженаписать какой/какая ты.
Полученные результаты представлены нарисунке 3.
Рисунок 3 – Диаграмма распределениясредних баллов по уровню сформированности навыков техники иноязычного письма уучащихся экспериментальной группы по результатам итогового контрольного задания
Из диаграммы на рисунке 3 видно,средний балл в экспериментальной группе увеличился на 0,8 балла, что говорит оповышении уровня сформированности технических навыков у учащихся данной группы.
Также наблюдается увеличение числаучащихся, достигших высокого и среднего уровня. Низкий уровень никто изиспытуемых не показал.
На рисунке 4 наглядно представленырезультаты проведенной работы. Как видим, в контрольной группе изменений ненаблюдается. Средний балл остался прежним.
Рисунок 4 – Диаграмма распределениясредних баллов по уровню сформированности навыков техники иноязычного письма уучащихся экспериментальной и контрольной групп по результатам итоговогоконтрольного задания
Полученные в ходе пробного обучениярезультаты доказывают верность нашего предположения. Использованиеспециального комплекса упражнений и заданий способствует повышению уровнявладения техникой иноязычного письма.
Таким образом, результаты анализасодержания УМК по немецкому языку и пробного обучения позволили сделать вывод отом, что использование приемов на основе разработанной системы упражненийспособствует более эффективному формированию технических навыков иноязычногописьма на начальном этапе обучения.
5. Условия реализации проекта
Реализация проекта осуществляется через классно-урочную системупреподавания предмета. Информация о работе также распространяется посредствомпубликаций материалов на сайтах интернета, распространения опыта работы средиколлег, через проведение открытых уроков, консультаций.
6. Ресурсы
Реализация проекта осуществляется в течение 3 лет (обучение со 2по 4 класс). Информационными ресурсами являются учебно-методические комплексыдля 2-4 классов, утвержденные Министерством просвещения и используемые вобщеобразовательных школах.
Кадровое обеспечение: наличие учителей иностранного языкаобщеобразовательной школы.
Организационные ресурсы: необходимость в составлении расписанияучебных занятий, желательно сохранение преемственности в обучении при переходеобучающихся с одной ступени на другую.
Материально-технические ресурсы: наличие учебного кабинета,оснащенного информационно- техническими средствами (компьютер, интерактивнаядоска, множительная техника, банк информационных ресурсов, диски с программнымобеспечением для интерактивной доски); наличие учебно-методического комплекса(программы, книги для учителя, сборники с материалами для дополнительного чтения,сборники тестов ).
Финансовые ресурсы: оплата труда учителя осуществляется в рамкахфонда оплаты труда в соответствии с учебной нагрузкой.
7. Партнёры
Учителя иностранного языка общеобразовательной школы, обучающиеся2-4 классов, администрация школы, психолог, родители.
8. Целевая аудитория
Отбор участников происходит в соответствии с учебной нагрузкойпедагогов, работающих во 2-4 классах.
Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных школ 2-4 классов,учителя иностранного языка, работающие во 2- 4 классах.
Количество участников проекта не ограничено.
Возраст участников: обучающиеся 8-10 лет.
Социальный статус участников: обучающиеся общеобразовательнойшколы, педагоги.
9. План реализации
Подготовительный этап: сентябрь 2022 – октябрь 2022
Изучение и анализ материалов по теме проекта, современныхпедагогических технологий и ИКТ.
Основной этап: октябрь 2022г. – апрель 2025г .
Создание эффективной образовательной среды: проведение уроков сиспользованием современных педагогических технологий, оформление кабинета,работа с родителями.
Заключительный этап: апрель 2025г. – июнь 2025г.
Подведение итогов, анализ результатов.
10. Ожидаемые результаты и социальныйэффект
Пробное обучениепоказало, что реальным социальным эффектом при реализации данного проектастановится овладение обучающимися навыками техники иноязычного письма и качественнаяподготовка учеников начальной школы к продолжению обучения на второй и третьейступенях обучения.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект перспективен. Тема проекта интересна, актуальна,привлекает внимание педагогов.
Продолжение и развитие проекта возможно в русле межпредметныхсвязей и, следовательно, объединение усилий и использование опыта работы поданному направлению широкого круга учителей-предметников, работающих вобщеобразовательной сфере.
Приложение
«Комплексупражнений и заданий по обучению технике иноязычного письма»
1. Упражнения для развития графических и каллиграфическихнавыков
1) Начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному впечатном и прописном вариантах, например:
а) Напиши!
A a, A a |
O o, O o |
б) Напиши!
I i, I i |
N n, N n |
Nina, Nina |
Anna, Anna |
в) Под печатными буквами, напиши заглавные рукописные.
B |
L |
U |
D |
T |
N |
M |
I |
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г) Под большими буквами напиши маленькие
A |
I |
M |
N |
K |
L |
P |
O |
B |
T |
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д) Обведи ручкой предложения!
Das ist Tom. Das ist Tom. Das ist Tom. Das ist Tom. |
Das ist Tina. Das ist Tina. Das ist Tina. Das ist Tina. |
Das ist Dora. Das ist Dora. Das ist Dora. Das ist Dora. |
Das ist Nina. Das ist Nina. Das ist Nina. Das ist Nina. |
е) Прочитай и письменно ответь на вопросы.
Wer ist das? |
Das ist eine |
Wer ist das? |
Das ist ein |
ж) Реши примеры! Обведи ручкой конец предложения и допишиответ!
2+2= |
Zwei plus zwei ist |
4-2= |
Vier minus zwei ist |
2) Списывание с выполнением определенных заданий: подчеркиваниеуказанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимовк указанным словам и др. Например:
а) Перепиши подчеркнутое предложение и запиши его перевод.
Also, Evelin aus Berlin. Das klingt gut. |
|
б) Из слов исчезли некоторые буквы, восстанови их.
Gro., kl..n, al., ju.., g.t, lust.., tr…ig |
в) Найди указанные буквосочетания и обведи их разным цветом.
|
г)Обведи слово, в котором нет указанной буквы или буквосочетания
|
д)Заполни пропуски.
Eins, , drei, vier, , , |
Sieben, acht, , , elf, . |
3) Звукобуквенный и слоговой анализ (с использованием настенныхтаблиц, разрезной азбуки, аудирования). Например:
![]() |
|||
![]() |
4) Группировка слов по определенным признакам (например, записьв два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами,запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, идр.):
а) Напиши цифры словами.
5 ____________________ |
10 ________________________ |
6 ____________________ |
11 ________________________ |
7 ____________________ |
12 ________________________ |
б) Соедини.
![]() |
в) Выпиши имена с буквой L в левый столбик, а сбуквой U – в правый.
Lotti, Udo, Uli, Susi, Lola, Susi, Lisa.
L |
U |
Lotti, |
Udo, |
г) Выпиши в левый столбик гласные буквы, а в правый –согласные.
Tt, Gg, Mm, Nn, Oo, Kk, Ii, Uu, Dd, Ss, Vv, Aa, Rr, Ee, Ll.
Ii, ______________________ |
Tt, _________________________ |
5) Конструирование из букв и слогов. Например:
а) Составь из слогов слова, напиши их.
Woh — Zim — ten — Gar — mer — nung |
|
б) Собери из слогов слова!
Ses — Schreib — pe — tisch — ster — sel — se — Lam — Va — Fen |
|
в) Собери слоги в слова!
Sa — Kä — ter — But — pe — Zwie — Sup — se — lat |
________________________________________________________ |
2.Упражнения для развития орфографических навыков
1) Списывание;
Тексты длясписывания:
а) Das ist Petra. Sie ist 8 Jare alt. Sie ist nett und hilfsbereit. Petraist aus Deutschland, aus Münschen. Petras Brieffreund heiβt Mischa. Er ist ausRussland, aus Moskau. Mischa ist 9 Jare alt. Er ist fleiβig. Petra und MischSchreiben Briefe gern.
б) Sascha ist ein Junge und ist acht Jahre alt. Er ist freundlich. Erwohnt in Jaroslawl. Saschas Familie ist groβ: Vater, Mutter und zweiGeschwister. Saschas Vater heiβt Wladimir. Er ist klug. Er spricht gut Deutsch.Saschas Mutter heiβt Swetlana. Sie ist schÖn. SaschasGeschwister heiβen Roma und Ira. Roma ist zehn. Er ist tapfer. Ira ist drei.Sie ist lustig.
в) Спишите и вставьте tz:
Je—tsi—t unser Kä—chen oft am erhi—ten Ofen. Seine spi—igen Krallen sindgeschü—t. Abends aber fängt ts die Mäuschen hervorkommt, so ist esmit einem Sa—e bei ihm. Mit seiner Ta—e verse—t es ihm einenSchlag. Durch Mäusefang wird die Ka—e nü—lic
г) Спишите и подчеркните h – знак долготы:
Heutefehl Kurt. Er ist krank. Wir fahren zu ihm. Er wohnt in einem groβen Haus. Wir erzählen ihm über die Schule. Seine Schwester sitzt auf demStul. Sie ist noch klein.
2) Подстановкапропущенных букв и буквосочетаний. Например:
а) Вставьте пропущенные буквы:
Der Br—f, das P—t, die P-st-arte, der Fr—nd |
б) Замените знак «+» гласными,прочитайте получившиеся слова:
+ sch + np + tt + l R + tk + pch + n |
в) Верните на место буквы, выпавшие из слов:
Tt, h, f, Ö, ch, ig, ü, au, sch, ck, ei, ie. |
Fleiβ_____, Ne______, ______warz, F_____l, W______β, Br______n. |
г) Заполни пропуски.
Guten ______! Ich________Lena. Ichbin ________ Jahre alt. Ich _______ aus Berlin.
д) Вставь в предложениях пропущенныебуквы.
Das ist N-sskn-c-er. Erk-m-t auch aus einem M-rch-n. Er i-st g-t, kl-g und t-pfer. Er ist auch hi-fsbe-e-t.
е) Вставь подходящие посмыслу слова.
Ich heiβe _______. Ich bin _______Jahre alt. Ich bin ________. Meine Familie ist _________. Meine Mutter heiβt _______. Sie ist______. Mein Vater heiβt _____. Er ist ________.
3) Выборправильного варианта ответа. Например:
1. Как спросить «Откуда ты?» Выберите правильный вариант ответа. |
a) Wer ist das? b) Wohen kommst du? c) Wie heiβt du?
|
2. На вопрос «Wohen kommst du?» ответом является предложение: |
a) Ich heiβe Wemer. b) Freut mich! c) Ich komme aus Bonn.
|
3. Буквосочетание tsch произносится как: |
a) Ш b) Ч c) Т
|
4. Как спросить взрослого, откуда он? Выберите правильный вариант ответа. |
a) Wocher kommst du? b) Wocher kommen Sie? c) Wocher kommt er?
|
4) Словарныедиктанты. Например:
а) Переведи слована русский язык:
Die Mutter — ___________________________________________ Die Frau — _____________________________________________ Das Mädchen — _________________________________________ Der Junge — ____________________________________________ Der Herr — _____________________________________________ Der Mann — ____________________________________________ Die Schwester — ________________________________________ Der Vater-_____________________________________________ Die Geschwister-________________________________________ Der Opa-______________________________________________ Die Oma-______________________________________________ Der Bruder____________________________________________ Das Kind-_____________________________________________ groβ — ________________________________________________ alt- __________________________________________________ lustig — _______________________________________________ klein — ________________________________________________ schön — _______________________________________________ böse- _________________________________________________ dumm — _______________________________________________ klug — _______________________________________________ |
5)Текстовые диктанты. Например:
Диктант1.
Das Zimmer. Das Zimmer ist warm.Dezember. Das Konzert. Der Tanz. Der Zirkus. Das Zentrum. Der Zentner. DieZiffer.
Диктант 2.
Das Zimmer ist nicht groβ. DieDecke ist weiβ. Die Wände sind blau. Das Fenster ist breit undhoch. Rechts stehen drei Betten. Links stehen zwei Schränke. In der Mitte stehenein Tisch und sechs Stühle. Der Tisch ist rund. Dort stehen drei Teller. Dortliegen auch drei Messer und drei Gabeln. Zwei Männer kommen in das Zimmer.
Диктант 3.
Der junge Puschkin schrieb viele Gedichte. JedesJahr kommen hunderttausende kleine Kinder in die Schule. Jeder Schüler kann insPionierlager fahren. Im Juni und Juli war ich auf dem Lande. Im Januar lightviel Schnee auf allen Straβen.
Диктант 4.
Um sesch Uhrkehrt meine Mutter nach Hause zurük. Das Kind liest das Märchen von einemFuchs. Die Pioniere unseres Schule stehen mit den deutschen Pionieren imBriefwechsel. Vor dem Haus wachsen viele Bäume. Im Garten wächst ein groβerBaum. Sesch Schuler unserer Klasse fahren im Sommer in der Kolchos. DieSchuler haben in der Schule einen kleinen Fuchs, Sie sorgen für den Fuchs. ImZoo haben wir verschidene Füchse gesehen. Im Gemüsegarten wachsen Gurken,Tomaten, Kohl. Im Schulhof wachsen einige Tannen und Fichten.
6) Кроссворды,загадки,ребусы.Например:
а)Найдите все дни недели на немецком языке и слово « die Woche».
M |
M |
G |
E |
C |
C |
W |
S |
A |
M |
S |
T |
A |
G |
D |
I |
A |
F |
B |
I |
Z |
V |
W |
O |
C |
H |
E |
T |
O |
T |
U |
Q |
Ü |
Q |
Ü |
S |
O |
N |
N |
T |
A |
G |
Ü |
T |
S |
W |
D |
I |
E |
N |
S |
T |
A |
G |
B |
E |
U |
W |
W |
D |
F |
R |
E |
I |
T |
A |
G |
H |
W |
U |
D |
O |
N |
N |
E |
R |
S |
T |
A |
G |
L |
M |
L |
X |
O |
C |
Y |
M |
Y |
D |
W |
C |
G |
N |
F |
C |
J |
U |
S |
H |
A |
M |
Ü |
Y |
Ö |
L |
Ü |
T |
T |
Z |
K |
R |
б) Найдите 9слов по теме «Семья».
O |
P |
A |
S |
N |
O |
M |
A |
I |
B |
R |
U |
D |
E |
R |
U |
L |
M |
S |
C |
H |
W |
E |
S |
T |
E |
R |
B |
O |
M |
N |
V |
A |
T |
E |
R |
O |
V |
U |
T |
T |
I |
E |
A |
E |
V |
A |
T |
I |
A |
U |
R |
D |
I |
G |
R |
O |
β |
V |
A |
T |
E |
R |
в) Загадка –заполни пропуски и запиши ответ.
______________rüβ Gott!
Wowohnst d__________?
Woher kommst _____ du?
Ich heiβ__________ Jonas.
Ich bi___________ Miriam.
Ich spiele jetzt______ennis.
Ich komme ______us Wien.
Ich ma___________ Karate.
LÖsungswort |
|
|
|
|
|
|
|
|
г) Разгадайребусы!
|
|
||||
|
|
д) Разгадайкроссворд! Und nun ein Kreuzworträtsel.
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е) Разгадайкроссворд! Hier ein Kreuzworträtsel.
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
6 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7) Словарныезмейки. Например:
а)«Животные и цвета»
Отметьцвета и животных в словарной змее.
weiβ, die Maus
|
б) Словарная змея – прочитай и затемзапиши текст.
Hallo, ________________________________________________________
|
|
в)Какое высказывание проглотила змея?
Запиши высказывание: ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
|
3. Упражнения для развития пунктуационныхнавыков
Упражнение 1.
Раздели цепочкубукв на слова, соедини слова в предложения. Запиши предложения. Не забудь прознаки препинания.
GUTENTAGWIEHEIβTDUHALLOICHHEIβEMARIEFREUTMICH
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Упражнение 2.
Составьпредложения из отдельных слов.
1. ______________________________________________________ . fleiβig, ist, Aschenputtel
|
2. ______________________________________________________ . ist, Frau Pohl, und, jung, schÖn
|
3. ______________________________________________________ ? du, alt, Wie, bist
|
4. ______________________________________________________ . zehn, ist, alt, Werner, Jahre
|
Упражнение 3.
Перепишите текст,расставьте знаки препинания. После точки напишите каждое существительное сбольшой буквы.
DieMaus
DieKinder spielten im Zimmer auf dem Fuβboden und die Mutter saβ im Nebenzimmerund nähte plÖtzlich lief eine Maus durch dasZimmer die Kinder erschraken und riefen Mama Mama komm schnell her wir fürchtenuns.
Упражнение 4.
Перепишите текст,расставьте знаки препинания. После точки напишите каждое существительное сбольшой буквы.
DieFreunde
Heinzbesucht die Brüder Peter und Robert beide sitzen am Tisch und malen mitWasserfarben bunte Bilder Heinz fragt Peter Peter was machst du Peter antwortetich male Bilder Robert ruft dazwischen Peter hilf mi rich male auch für unserSchulzimmer Heinz setzt sich zu Peter und Robert und nimmt Papier Wasserfarbenund Pinsel zur Hand alle drei Knaben sitzen am Tisch und sind fleiβig.
Упражнение 5.
Напишипредложения. Расставь знаки препинания. Какие слова напишешь с большой буквы?
1.halloichbinsemonewerbistdu
2.bistdumarionneinichbinkarin
Упражнение 6.
Напишипредложения. Расставь знаки препинания. Какие слова напишешь с большой буквы?
1.diedeutschenliebenordnungvielesorgenfürdienatur
2.derumweltschutzisteinwichtigesinternationalesproblem
Упражнение7.
Напишипредложения. Расставь знаки препинания. Какие слова напишешь с большой буквы?
1.vielestrassenderstadtsindnichtlangeinigesindschmalundstill
2. hieristeinefußgängerzone
3.keineautosbusseobusseundstrassenbahnenfahrenhier
Упражнение 8.
Напишипредложения.Расставьзнакипрепинания.Какиеслова напишешь с большой буквы?
1.tsistfrühling
2.esistnichtmehrkalt
3.esistwarm
4.diesonnescheint
5.derhimmelistblau
6.dieerstenblumenblühen
7.esregnetmanchmal
