Педагогический проект
Тема: «Использованиецифровых образовательных ресурсов на ступени начального общего образования, каксредство формирования познавательной активности младших школьников»
«Научить человека жить в информационноммире –
важнейшая задача современнойшколы».
академик А.П. Семенов.
Информатизациясистемы образования — одно из приоритетных направлений модернизации российскогообразования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов,процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,обработки, хранения, распространения и использования информации вобразовательном процессе.
Поэтомупедагогический проект «Использование цифровых образовательных ресурсов наступени начального общего образования, как средство формирования познавательной активности младших школьников» можно рассматривать, какэлемент приоритетного направления модернизации образования. Он отражаетинформатизацию учебной деятельности.
Новизнапедагогического проекта заключается и в компетентностном подходе,использовании новых информационных технологий и интегрированном характереобучения: при использовании различных форм ЦОР необходимо знание основкомпьютерной грамотности.
Крометого, проект имеет ярко выраженную практическую направленность.
Цель проекта: созданиепосредством использования современных цифровых образовательных ресурсов новойсреды обучения, способствующей формированию познавательной активности младшихшкольников.
Задачипроекта:
-изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
-выявить уровень интереса обучающихся к урокам с использованием ЦОР;
-формировать познавательную активность, метапредметную компетентностьшкольников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности;
-интенсифицировать учебный процесс, его плотность и эффективность;
-определить эффективность формирования новой информационной среды обучения.
Целевымигруппами являются педагоги, родители и обучающиеся.
Позавершению работы над проектом ожидаются следующие результаты:
• формированиепознавательной активности;
• созданиеновой образовательной среды на основе применения ЦОР;
• формированиеинформационной компетенции обучающихся;
• высокийуровень мотивации к изучению предмета;
• повышениекачества знаний в процессе преподавания предмета;
• ростинтереса к внеурочной деятельности;
• накоплениеи обобщение материала по формированию познавательной активности посредствомиспользования цифровых образовательных ресурсов.
Цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой формефотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объектывиртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографическиематериалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовыедокументы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебногопроцесса.
ВнедрениеЦОР я осуществляю по направлениям:
1.Создание презентаций к урокам;
2.Работа с ресурсами Интернет;
3.Использование готовых обучающих программ;
4.Использование дидактических игр;
5.Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников.
Широкоеиспользование ЦОР открыло для меня новые возможности в преподавании любойучебной дисциплины. Более того, дало возможность конструировать уроки ивнеурочные занятия, определяя их оптимальное содержание, методы обучения;способствовало организации учебной деятельности учащихся не только втрадиционно-урочной форме, но и в проектной и дистанционной формах обучения.Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
Исходяиз педагогического опыта, знаю, что одним из сложнейших предметов вызывающихтрудности у обучающихся в 1 классе является урок обучения грамоте.Мультимедийная игра из серии «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия.Обучение грамоте. 1 класс», задания учебной платформы «Учи.ру» помогли мнеделать эти уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное — продуктивными.Путешествуя по стране Букв, они с радостью приходят на помощь жителям сказочнойлеса, героям мультфильмов и мотивация обучения при этом очень высока. Вместе санимированными персонажами мои ученики познакомились с буквами русскойалфавита, научились распознавать заданные буквы на фоне других знаков,конструировать буквы, составлять слова, предложения, соотносить прочитанноеслово с картинкой и значением. При этом у учеников значительно развилась речь,фонематический слух, они научились правильно говорить.
Науроках математики, которые стали более доступными для восприятия с помощьюЦОР, не было равнодушных обучающихся, все принимают активное участие в работе.Даже отстающие ученики охотно включаются в неё. Неудачный ход игры вследствиепробелов в знаниях и рекомендации, подумать ещё, побуждают обучающихсясамостоятельно добиваться знаний в игре или обращаться за помощью к учителю.Таким образом, использование игровых ситуаций, соединённых с конкретной учебнойзадачей, позволяет ученику усваивать материал как бы незаметно для него.
Самымилюбимыми уроками стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесьоткрывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и вформе виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр.
ВозможностиЦОР применяются нами и во внеурочной деятельности. Их использование вовнеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современномуровне.
Вовнеурочное время ЦОР применяли при самостоятельной работе обучающихся (учебнаяплатформа «Учи.ру», энциклопедии, развивающие программы), для тренировкиконкретных способностей обучающихся (внимание, память, мышление и т.д.).
Суверенностью могу сказать, что применение ЦОР в учебном процессе начальнойшколы даёт возможность формирует мотивацию к обучению. У ребёнка развивается ипознавательный интерес, и познавательная активность, и познавательнаядеятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты. Успеваемость вмоих классах всегда была 100%. Качество во время работы в классах достигло 75%.И как результат, мои ученики активные участники в дистанционных конкурсах, гдепоказывают высокие результаты, получают грамоты за призовые места.
Наосновании выше сказанного можно сделать следующие выводы:
использованиеЦОР способствовало повышению мотивации обучающихся, стимулировало ихувлеченность при работе с информацией;
способствовало повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку обучающихсяк жизни в информационном обществе, включая формирование познавательнойактивности;