X-PDF

Педагогический совет №Современные образовательные технологии в аспекте введения ФГОС НОО в работе с детьми с овз

Поделиться статьей

«Современныеобразовательные технологии в аспекте введения ФГОС НОО в работе с детьми сограниченными возможностями здоровья».

Модернизациясистемы специального образования

Проблемаобучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной всвязи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с однойстороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации вобществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровьянуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получениякачественного образования, начиная со школы, и далее получениипрофессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией вобществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободноеразвитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться,участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, клицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лицс физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различногорода физические ограничения.
Основной целью модернизации системы специального образования являетсяреализация конституционного права на получение доступных форм образования всемикатегориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время всоответствии со стратегией развития информационного общества в РоссийскойФедерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотренорасширение использования информационных и телекоммуникационных технологий дляразвития новых форм и методов обучения.

Использованиеинформационных технологий и современных подходов в работе с детьми сограниченными возможностями здоровья

Необходимостьобеспечения качественного, массового и индивидуализированного образованияспособствовала появлению систем дистанционного обучения.
Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность освоения любыхбазовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, самостоятельноизучить курс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубитьсвои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелыв своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вестиобучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы являетсяформирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей снарушениями интеллектуального развития общеизвестны.
Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешнойсоциализации. Возможны несколько путей их совершенствования:
1) расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобыактивизировать мыслительные операции;
2) использовать при формировании представлений информационные технологии.
Работа с детьми в курсе «Ознакомление с окружающим миром» ведётся по темам,которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди этих теместь такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той илииной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда»,«Продукты питания», «Одежда» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно несвязаны с повседневной жизнью детей: «Климатические пояса и природные зоны»,«Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными ипонятыми?
На помощь педагогу приходят информационные технологии.
Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологическиеварианты обучения, связанные с уникальными возможностями современныхкомпьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программыимеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Ониобеспечивают:
• большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационнуюмодель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
• интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышаетсяработоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
• создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника –мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
• создание благоприятного психологического климата — создание правильнойреакции на ошибку;
• учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковымимоделями и структурами;
• качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения),которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
• возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явленийпроцессов и закономерностей;
• изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на«учитель–ученик–компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
• насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация,конструирование, прогнозирование.

Поэтомуприменение в коррекционно-образовательном процессе специализированныхкомпьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развитиядетей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускоритьпроцесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высшихпсихических функций, предупредить возникновение вторичных расстройствписьменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младшихшкольников с особыми образовательными потребностями.
Значение средств современных информационных технологий в работе с детьми сограниченными возможностями здоровья

Всовременном понимании информационная технология обучения (ИТО) — этопедагогическая технология, использующая специальные способы, программные итехнические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры,телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых кполноценному и эффективному участию в бытовой, общественной областяхжизнедеятельности в условиях информационного общества».
В каких же областях информационные технологии становятся важным инструментом инаходят свое применение?
— Инструмент педагога и психолога
— Инструмент получения (тесты) и накопления психолого-медико-педагогическогоопыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры)
— Использование специализированных компьютерных программ в преподаванииразличных учебных предметов
— Интеграция информатики и специальной педагогики
Все средства информационно–коммуникативных технологий, применяемые в системеобразования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Программные средства – совокупность программ, используемых при реализациисовременных информационных технологий на персональных компьютерах. Например,чтобы показать детям видеофильм на 10-20мин, мы используем программу монтажафильмов, с помощью которой из 2-3х фильмов длительностью в общей сумме больше3х часов мы вырезаем нужные фрагменты, объединяем их и записываем.
Аппаратные средства:
1. Компьютер — универсальное устройство обработки информации, так как компьютербыл изобретен для усиления возможностей умственной работы человека, т.е. работыс информацией.

2.Принтер и сканер. Сканер является средством ввода информации, а принтер –средством вывода. Как обеспечить раздаточным материалом весь класс (илигруппу)? На помощь приходят сканер и принтер. Нужный материал сканируем, принеобходимости обрабатываем и выводим через принтер необходимое количествоэкземпляров. Это могут быть и задания на графо-моторику и различные раскраски,или задания по различным предметам. Или, например, как обогатить нагляднымматериалом текст, используемый на уроках чтения. Текст опять же сканируем;подбираем необходимый наглядный материал, вставляем в текст и распечатываем.

3.Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами- клавиатура и мышь.

4.Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат,видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственновключать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Как это можно сделать?
За основу можно взять представление из теории Л.С. Выготского о том, чтожизненный опыт самого ребенка является единственно надежной основой развитияего представлений о мире.
Для этого желательно вести фото- и видеосъемки не только различных мероприятий,проходящих на территории образовательного учреждения, выездов детей за еёпределы, но и обычных будничных дней в различные сезоны.
Замысел состоит в том, чтобы обеспечить развитие представлений о мире за счетуглубления анализа уже знакомых образных картин действительности, практическиосвоенных детьми.
Накопленный фото- и видеоматериал включается в мультимедийные презентации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

5.Локальная и глобальная сети позволяют более эффективно использовать имеющиесяинформационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечиваютобщий доступ к глобальной информационной сети. Локальные сети – сетикомпьютеров, сосредоточенных на небольшой территории. Если одному сотрудникупонадобилась информация, которая хранится на другом компьютере, а он на данныймомент занят, то всегда можно воспользоваться локальной сетью, с помощьюкоторой со своего компьютера можно найти и скопировать информацию с любогодругого компьютера, подключенного к локальной сети. Глобальная сеть – сеть,которая объединяет территориально рассредоточенные компьютеры, которые могутнаходиться в различных городах и даже странах. Крупнейшая глобальная сеть – этоИнтернет. Интернет является крупнейшим источником практически любого видаинформации. Мы широко используем возможности интернета: находим и распечатываемтексты для чтения, всевозможные иллюстрации, скачиваем видеофильмы на различныетемы, которые потом показываем детям.

6.Мультимедиа — проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а такжевозможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.Мультимедиа – совокупность всех видов информации (графической, звуковой,видео).
Мультимедиа-проектор оказывает неоценимую помощь учителю основ компьютернойграмотности. Чаще всего необходимо всему классу объяснить и показатьпоследовательность операций, которые дети в дальнейшем будут выполнять.Объяснить всему классу можно, а вот как показать? Для этого педагог используетпроектор.
Возьмём, к примеру, такую тему, как «Дикие животные». Как объяснить ребенку сОВЗ, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, чтозаяц меньше медведя? Предметные картинки, используемые педагогом, подчас немогут передать реального размера животных. Для этого мы используем проектор.Самое элементарное, что можно сделать, вывести на экран картинки, изменивпредварительно их размер.
Или, как педагогу объяснить детям, что существуют такие природные зоны иклиматические пояса, как тропический, полярный, пустынный; что на нашей планетесуществует много стран, каждая из которых имеет свою культуру, своидостопримечательности? Или как рассказать о жителях морей и океанов; или отаких природных явлениях, как извержение вулкана, наводнение, ураган?
Можно, конечно, показать несколько сюжетных картинок, но многие из них неотражают даже реального размера объектов. А главное, они не отражают объекты иявления в движении, развитии, в своем звучании. На помощь педагогу опять жеприходят современные средства информационных технологий: мультимедиа-проектор,компьютер, проекционный экран, музыкальный центр. Применение видеофильмов имультимедиа технологий дают детям более полную, достоверную информацию обизучаемых явлениях и процессах, а так же дают возможность повысить степеньактивности детей и вовлекают в процесс восприятия информации большинствочувственных компонентов.
При такой форме подачи информация представляется не статичной неозвученнойкартинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышаетэффективность усвоения материала.
Например, можно взять за правило 2-3 раза в месяц проводить мультимедийныепрезентации по материалам наиболее трудных для восприятия детей лексическихтем, приуроченных к государственным праздникам, событиям внутри учреждения,государственного и мирового масштаба.
Со временем в компьютерном классе создаётся видеотека, которая постояннопополняется. Учителя и воспитатели выбирают нужную тему или делают заявкутехническим специалистам (учителям информатики, например) на необходимыйматериал, после чего ведётся поиск, обработка информации, назначается деньпросмотра. Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна детям, если материалпредставлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.
Проектор удобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятсяактивными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят напроекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можноиспользовать показ видео в режиме реального времени, когда дети видят напроекционном экране то, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор.

Итак,информационные технологии предполагают:
• работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ
• использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми иподростками, имеющими ОВЗ
• оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски
• применение текстового редактора как средство развития самостоятельнойписьменной речи детей с ОВЗ
• использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ

Мультимедийныепрезентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощьюкомпьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. тефакторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (WhartonSchool)Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30%увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
«Слайд–шоу». Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии ииспользуется нами лишь для определения конкретного вида работы с детьми.Познакомимся более подробно с данным видом работы.
На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются вопределенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь чтоподразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а саминепосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленныев сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены ифотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития ихэмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являютсячастью окружающего их мира.
Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начинаяот создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений ипонятий.
Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений,быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапезакрепления приобретает особое значение. После проведенных занятий в группедети приходят на очередное «Слайд-шоу», где им предлагаются уже знакомые моделииз пиктограмм, просмотр фрагментов фильма «Климатические пояса» и заданиялогического характера. Например: «Решила я поехать в Африку пустыню посмотретьзимой. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Детивыбирают и отвечают на главный вопрос «почему?».
Мультимедиа может найти свое применение и в заранее разработанной сериикукольных спектаклей. Например, «Времена года»: «Картинки зимы», «Картинкивесны», «Картинки лета», «Картинки осени». Слова автора, в которых идётописание природы, сопровождаются точно подобранной картинкой и, если требуется,шумовым эффектом.
Сегодня уже невозможно представить жизнь оторванной от тех событий, которыепроисходят в нашей стране или мире. Также невозможно представить такой и жизньнаших детей, хотя они и не живут общественной жизнью. Но они смотрят телевизор,выезжают в поездки и на соревнования, ходят в походы. Поэтому важнейшие событиястраны и мира не проходят ими не замеченными. А как донести до них смыслпроисходящего? И опять на помощь нам приходит уже известный вид работы как«слайд-шоу».
Например, можно сделать традицией к каждому дню города в сентябре проводить«слайд-шоу», посвященное родному месту жительства, ближайшему районному илиобластному центру. Рассказывая и показывая детям местные достопримечательности,обязательно надо включать фотографии самих детей на фоне этих жедостопримечательностей (по возможности), что для ребят очень важно.
Как важно для наших детей почувствовать способность быть наравне с другими.

Проектнаядеятельность

Науроках трудового обучения удобно использовать проектную деятельность, котораяпозволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения,гражданственности, информационно-познавательная, социального взаимодействиячеловека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применениеэтой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и науроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерскиекачества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и завключение их в реальную деятельность.
Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную,справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектнойдеятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучшихизделий учащихся.
Воспитанники учатся работать с информацией, систематизировать материал,демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов методапроектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формыпроведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферушкольников.
Профессионально – трудовое обучение позволяет успешно развивать познавательнуюактивность школьников через использование на уроках Интернет-ресурсов,компьютерных презентаций и тестовых технологий. ИКТ на уроке швейного делаприменяется с целью организации коллективной, групповой и индивидуальнойработы, развития творческой и познавательной активности, повышения качествазнаний по предмету, формирования умений и навыков работы на компьютере.


Здоровьесберегающие технологии.

Сменадинамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающихзрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровыхтехнологий.
Формирование у детей тонко координированных зрительно-ручных движенийоблегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в томчисле общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболееэффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, вчастности перевод детей из позы сидя в позу стоя, проведение некоторых видовзаданий, сидя на ковре (на коленях, «по-турецки», лежа на животе с прогибаниемпозвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник).
А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьногоурока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебногодидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может бытьмаленьких размеров (раньше это запрещали использовать). Дети всматриваютсявдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведениефизкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
— белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ковсему;
— чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызываетмрачные мысли;
— красный – возбуждает, раздражает;
— коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетанияуказанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон,депрессию и т. д.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг) помогают в коррекционномклассе снять напряженность, расслабиться, развивают пространственноевоображение.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющимдействием и облегчает перенапряжение в любое время.
Опасности работы на компьютере:
• нагрузка на зрение
• высокочастотные электромагнитные поля
• электростатическое поле высокой напряженности
• неудобная поза
• психическая нагрузка
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки иусталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохраненияздоровья.

Современныеобразовательные технологии способствуют формированию познавательной активностишкольников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективностьобразования в целом.

Заключение


Мне хотелось бы добавить, что задача коррекции состоит в том, чтобы разорватьэту симбиотическую связь мать-дитя, чтобы дать возможность развиваться ребенку,и чтобы родители способствовали этому развитию. В силу гиперопеки у ребенкабольше всего страдает общение. Ребенок, который мало общается со сверстниками ине принимается ими из-за неумения общаться, быть интересным окружающим,чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижениюсамооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочьребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом напути развития личности.
Занятия и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет имизаниматься, поэтому не надо заставлять его приходить на занятия против еговоли. Лучше пропустить одно из них, чем вызвать неудовольствие ребенка.
Развитие проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуютспецифику работы с родителями. Семья не всегда понимает своеобразие личностиребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. Унекоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитаниюребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других— возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься сребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должныделать.
Перечисленные методы вместе с традиционными дают наибольший результат вкоррекции ребенка. Как уже говорилось раньше, реабилитация ребенка не означает,что он должен достичь уровня здорового. Коррекция означает, что необходимосоциализировать ребенка, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбратьпрофессию, в самом тяжелом случае — научить ребенка обслуживать себя.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет