X-PDF

Пейзаж как произведение искусства и его анализ

Поделиться статьей

             Пейзаж. Искусство исполнения- ведущий признак мастерства

Исторический опыт художника и его отношение к реальной действительностиопределяют эстетическую позицию. Нельзя понять, а тем более принять многиехудожественные явления прошлого и настоящего, не имея представления обисторической эволюции. Ведь ни пейзажи К. Лоррена(XVII в.), ни пейзажи Р. Дюфи(ХХ в.) не соответствуют привычным представлениям об окружающей природе. Длятого чтобы выразить своё отношение, свои мысли и чувства, художник долженподчинить изображение своего замысла, выделить, усилить, подчеркнуть на полотнете зримые стороны натуры, которые в первую очередь несут в себе нужнуювыразительность, и в то же время опустить, отбросить или видоизменить всё то,что мешает выражению, отвлекает и рассеивает внимание зрителя. Такимизбирательным характером обычно отличаются работы зрелого мастера отнеразборчивых опытов начинающего художника. Солнечный этюд И.Левитана Мостик. Савинская слобода (1884) нельзя назвать опытомначинающего. Однако как он пёстр по сравнению с солнечными этюдами последнихжизни художника! Мастер не находит необходимым Лет изобразительно передаватьподробности зрительных впечатлений, чтобы выразить своё отношение к природе. Онзнает, что общее чувство вызвано характерным освещением, идущим от низкого,неяркого солнца, своеобразной музыкой света. И он лепит эту музыку широкимипятнами золотистых, голубовато-серых и синих тонов, раскладывая цветовые ладыпо крупным массам изображения (Летний вечер. 1900).

Мало, однако, разобраться в собственном впечатлении и отобрать в природенеобходимое для изображения. Нужно ещё знать каким образом организовать краски,пятна, линии, чтобы передать индивидуальное восприятие на холсте. В результатеупорного труда художник вырабатывает наиболее целесообразные изобразительныеприёмы, формирующие его стиль. Рождается важнейшее качество произведенияискусства-мастерство, главным признаком которого является искусство исполнения.Искусство исполнения как ведущий признак мастерства тесно связано с чувствомматериала, его изобразительных возможностей, с цветовой и тональной чистотойзвучания. Нежные и тонкие акварельные краски не выдерживают многократных ислучайных смешений, наслоений, поправок. Они не обладают интенсивной цветосилойи смотрятся чище и ярче, соседствуя с белым полем бумаги. Поэтому акварельныйпейзаж выразителен чистотой тона, прозрачностью, допустимыми B этой техникепробелами незакрашенной бумаги. Таковы очень тонкие, изысканные пейзажи А.Сислея, прозрачные, изящные этюды П.В. Кузнецова, В.Н. Конашевича и

других художников. Тонкость акварельнойживописи восхищает в пейзажах средневековых китайских художников. Современныехудожники любят писать по иному: плотно, широкими заливками цветовойводы, но с таким расчётом, чтобы через плотный цвет всё жепросвечивала бумага. Иначе акварель будет выглядеть глухой и грязной.

Акварель не терпит сухости-жёсткой и монотонной раскраски изображения, прикоторой она смотрится тускло и не выразительно. Впрочем, сухостьпротивопоказана любому виду живописи, в том числе и маслу. Даже великиемастера, с тех пор как зародилась масляная живопись, проходили неизбежный путьот сдержанного и нередко жёсткого письма к более свободному наложению красок.Такой же путь прошла и вся история масляной живописи темперамента художника, втворчестве импрессионистов и их последователей.

Расчётливая смелость мастера требует умного к себе отношения зрителя. В этомслучае нам откроется художественное богатство буйной живописи многих русских,советских и зарубежных художников пейзажа. Тогда мы увидим художественнуюценность и красоту незаконченного этюда или эскиза, которые ухудожника иногда получаются интереснее, свежее, непосредственнее, нежелизаконченные композиции на ту же тему. Именно в незаконченныхэскизах и этюдах нередко раскрывается художественно-живописное богатствопалитры мастера, артистизм художника-исполнителя. Целое поколение художниковЕвропы и России в конце XIX-начале ХХ векапереболело эскизнойманерой исполнения. В России в конце XIX века устраивались специальные выставкиэтюдов и эскизов, этих опытов художественного творчества, явление,до того небывалое в истории русской культуры.

                                                  Колорит в пейзаже

Одним из качеств, которое уравнивает художественную ценность этюда изаконченной картины, является колорит. Колоритом в живописи называют общеецвето-тональное решение картины, но подразумевают при этом особое родственныхпо качество цветовых отношений, стройную гармонию звучанию или дополнительныхтонов, живописную тонкость. Начиная с XIX века мастерство колорита сталосчитаться основным достоинством в работе живописцев. Это было время крупнейшегоколористического наступления художников, и притом вполне успешного.

Большое значение в восприятии пейзажа придаётся фактуре и технике исполнения.Для любителя живописи не безразлично, имеет ли картина матовую, бархатистую илиблестящую поверхность, написана она рельефным, пастозным мазком или в манерегладкого письма, на медной пластине или на деревянной дощечке, на картоне илихолсте. Такие особенности определённым образом влияют на художественно-эстетическоесодержание картины природы. Тонкие по колориту, тщательно по исполнениюминиатюрные пейзажи И.В. Похитонова оставляют впечатление особой добротности,вещественной ценности, словно писаны они по слоновой кости. Под тонким слоемкрасок на полотнах А. Г. Венецианова или В. Э. Борисова-Мусатова чувствуетсязерно холста. Отсюда ощущение особой деликатности, утончённости исполнения.Естественный свет мерцающими бликами играет по рельефной поверхности полотен Л.В. Туржанского или В. Ф. Стожарова, и характер картины меняется зависимости отнаправления света. B

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Итак, художественная ценность пейзажа как произведения искусства в огромнойстепени определяется специфическими качествами живописи и рисунка, которыеговорят об отношении каждого отдельного произведения к общему опыту искусства ик действительности. Сколь ни важно для произведения искусства качествоисполнения и не существенна автономная сторона художественной мысли, исполнениеи мысль надобно вложить в нечто определённое. Со временем зарождение пейзажаотправной точкой творчества мастеров этого жанра было созерцание или изучениеприроды. Даже художник, который намерен написать не идеальный, не синтетическийпейзаж, а этюд конкретного места, ищет, высматривает в природе тот единственнонеобходимый мотив, который бы наиболее соответствовал его идее. Отсюда исвоеобразная творческая специализация пейзажистов. М. С. Сарьян писалпреимущественно горы или долины в горах Кавказа. Н. М. Ромалин-художниксельских или не тронутых человеческими деяниями мест. К.Ф. Юона привлекалгородской пейзаж.

Похарактеру излюбленных сюжетов в известной степени можно

судить об эмоциональном строе художника и стилистических особенностях еготворчества. Ведь природный пейзаж обладает определённым образным смыслом.Бескрайняя равнина, панорама горных массивов или бесконечных лесных далейсодержит в себе бесспорно эпическое начало. В таинственных зарослях ифантастически нависших скалах в бурном море всегда есть нечто романтическое. Вмире лесных опушек, спокойных заводей, проселочных тропинок, засыпанных снегомили залитых солнцем двориков хранятся неисчерпаемые пласты лиризма. Полнынепередаваемой элегии августовские вечера и безотчетно радостного настроениясолнечные июньские утра.

Долго можно перечислять неиссякаемую череду природных сюжетов, Находясоответствующие эмоциональные характеристики. Разумеется, ограничитсякакими-либо нормативами отношения к природе невозможно. Та же лесная опушка, взависимости от состояния погоды, времени года, освещения, может казатьсягрустно-лирической, приподнято- И И романтической. Речь может идти об отношениихудожника к натуре, которое позволяет судить о нём как о лирике, романтике илио его эпическом и героическом складе.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет